• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2013 года Дело N А55-33126/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2013 года

Полный текст судебного акта изготовлен 18 марта 2013 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Ястремского Л.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матросовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании 11 марта 2013 года дело

по иску заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области

к 1) Государственному автономному учреждению Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр", 443086, Самарская область, г. Самара, ул. Скляренко, 26; 2) Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Новые технологии", 443041, Самарская область, г. Самара, ул. Рабочая, 21А; 443022, Самарская область, г. Самара, пр. Мальцева, 4

Третье лицо:

1) Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области

2) МП г.о. Самара «Самарский метрополитен»

о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки при участии в заседании представителей:

от прокурора - прокурор Ларичева Н.В., удостоверение от 22.09.2011

от Правительства Самарской области - Михеева Е.Я., доверенность от 28.01.2013

от 1- го ответчика - Маркова И.В., доверенность №45 от 27.12.2012

от 2- го ответчика - Пчелинцев Д.В., доверенность от 09.01.2013

от 1-го третьего лица - Михеева Е.Я., доверенность от 21.01.2013

от 2-го третьего лица - Оленина Е.В., доверенность от 21.01.2013

установил:

Заместитель прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Государственному автономному учреждению Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр" и к Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Новые технологии" о признании недействительным договора от 27.06.2012 № 02-06/2012 и применении последствий недействительности сделки.

Ответчики иск не признали.

От Государственного автономного учреждения Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр" поступило ходатайство о приостановлении действия оспариваемой сделки (договора от 27.06.2012 № 02-06/2012 на поставку и монтаж оборудования).

Стороны и третье лицо оставили ходатайство на усмотрение суда.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия оспариваемой сделки.

От Государственного автономного учреждения Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр" поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центра специальной техники ФСБ России.

Суд отказал в ходатайстве ГАУ Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр" о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центра специальной техники ФСБ России.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Государственным автономным учреждением Самарской области «Региональный телекоммуникационный центр» (далее - ГАУ «РТЦ», Учреждение) и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Новые технологии» (ООО НПФ «Новые технологии», Общество) 27.06.2012 заключен договор № 02-06/2012 (далее - Договор) на поставку и монтаж оборудования на склад МП г.о. Самара «Самарский метрополитен»: переносных постановщиков заградительных помех SPK-101 «Радиозавеса» в количестве трех штук и стационарных постановщиков прицельных помех «Персей 30/3» в количестве четырех штук на общую сумму 20 350 750 рублей. Срок договора - до 31.12.2012.

В соответствии с п. 2.4.1 указанного договора на основании платежного поручения от 12.07.2012 № 40 Учреждением в пользу ООО НПФ «Новые технологии» перечислен аванс в размере 6 105 225 рублей.

Обосновывая заявленные требования, прокурор сослался на то, что договор заключен с нарушением законодательства - при проведении процедуры закупки допущены нарушения при выборе способа закупки.

ГАУ Самарской области «РТЦ» обязано осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с общими принципами и основными требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон № 223-ФЗ), часть 2 статьи 1 которого, указывает, что закупочная деятельность автономных учреждений регулируется нормами закона № 223-ФЗ.

Частью 4 указанной статьи закона № 223-ФЗ прямо предусмотрено, что данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 94-ФЗ).

Требования закона № 94-ФЗ не регламентируют закупочную деятельность автономных учреждений.

Статья 3 закона № 94-ФЗ определяет понятие государственных нужд, и Прокуратурой Самарской области сделан вывод о том, что указанная закупка оборудования осуществлена для государственных нужд.

Под государственными нуждами в силу ст. 3 закона № 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности:

- Российской Федерации,

- государственных заказчиков

- субъектов Российской Федерации,

- федеральных бюджетных учреждений (ФБУ) и бюджетных учреждений (БУ) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, потребности иных субъектов, в силу указанной статьи не относятся к государственным нуждам.

Согласно ст. 4 закона № 94-ФЗ Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают:

- государственные органы (в том числе органы государственной власти),

- органы управления государственными внебюджетными фондами,

- органы местного самоуправления,

- казенные учреждения,

- иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения (БУ).

Данный перечень государственных и муниципальных заказчиков является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, понятие «получатель бюджетных средств» расшифровано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета».

Поскольку ГАУ Самарской области "РТЦ" не является государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, получателем бюджетных средств, суд не может согласиться с выводом прокуратуры Самарской области о том, что указанная закупка была проведена для государственных нужд в смысле положений Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Вывод прокуратуры относительно необходимости проведения аукциона или конкурса при проведении указанной закупки не основан на положениях закона № 223-ФЗ, ст. 3 которого предусматривает иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

Закупочную деятельность ГАУ Самарской области «РТЦ» регламентирует также внутренний нормативный акт - Положение о закупках ГАУ Самарской области «РТЦ» (далее - Положение о закупках), которое было утверждено наблюдательным советом ГАУ Самарской области «РТЦ» во исполнение требований закона № 223-ФЗ. и содержит требования к осуществлению закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и заключения договоров.

В пункте 1 главы 6 «Способы закупки» Положения о закупках определено, что основной закупочной процедурой по выбору поставщика для закупки товаров, работ и услуг является запрос предложений.

Таким образом, при закупке переносных постановщиков заградительных помех SPK «Радиозавеса» и стационарных постановщиков прицельных помех «Персей 30/3» проведение аукциона или конкурса не требовалось, закупка посредством запроса предложений соответствует законодательству Российской Федерации.

В соответствии с решением комиссии по закупкам ГАУ Самарской области "РТЦ" было определено, что заявленные технические характеристики, указанные в коммерческом предложении ООО НПФ «Новые технологии», соответствуют техническим требованиям закупочной документации.

В частности, в Технических характеристиках имеется

- обнаружению командных сигналов радиолиний управления взрывом и излучению прицельной по частоте помехи для подавления радиолиний связи и управления ВУ (строка 1 раздела 2 таблицы Технических характеристик);

- чувствительности по внешнему входу трактов радиоприема (строка 4 раздела 2 таблицы Технических характеристик);

- перекрытию спектра обнаруженного радиосигнала спектром излучаемого сигнала помехи (строка 6 раздела 2 таблицы Технических характеристик);

- уровню спектральных составляющих помехи вне спектра прицельной помехи (строка 7 раздела 2 таблицы Технических характеристик);

- времени задержки сигнала помехи относительно обнаруженного сигнала (строка 10 раздела 2 таблицы Технических характеристик).

В соответствии с закупочной процедурой 27 июня 2012 года ГАУ Самарской области "РТЦ" был заключен договор № 02-06/2012 на поставку и монтаж оборудования.

06 августа 2012 в адрес ГАУ Самарской области «РТЦ» поступило письмо Центра спецтехники ФСБ России (далее - Центр) от 01.08.2012 16/ВПУ/2-2936 о несоответствии заявленных характеристик постановщиков радиопомех установленным требованиям, в связи с чем ГАУ Самарской области "РТЦ" было направлено уведомление поставщику ООО НПФ «Новые технологии» о необходимости получения заключения Центра о соответствии технических характеристик поставляемого оборудования установленным требованиям и проведения испытаний оборудования.

Для выработки решения по выводам, изложенным в письме Центра, поставщиком ООО НПФ «Новые технологии» получены разъяснения производителя ООО «ПластГарант» (исх. № 217 от 28.09.2012, № 277 от 31.10.2012) о соответствии заявленных характеристик установленным требованиям с приложением:

- протоколов измерений частот и уровней помех данного оборудования, установленного в Екатеринбургском метрополитене, проведённых экспертной организацией ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», аттестованной Министерством транспорта России;

- экспертного заключения от 29.10.2012 № 77.01.09.П.009436.10.12 о соответствии указанного оборудования требованиям СанПиН.

Кроме того, согласно действующему законодательству Российской Федерации соответствие генератора шума (стационарного постановщика прицельных радиопомех) «Персей 30/3» требованиям нормативных документов (ТУ 6658-90079100-002-2012) подтверждено Сертификатом соответствия от 22.08.2012 № 1080076.

Действующим нормативно-правовыми актами Российской Федерации, не установлена обязанность поставщика или организатора закупки, осуществить согласование характеристик оборудования, поставляемого в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р., с Центром спецтехники ФСБ России.

Таким образом, вывод истца о несоответствии технических характеристик прибора «Персей 30/3» требованиям закупочной документации, а, следовательно, о допущенных нарушениях законодательства при осуществлении закупки на заключение договора и выборе поставщика является несостоятельным.

В уточненном исковом заявлении прокурор сослался на то, что министерство транспорта Самарской области незаконно поручило осуществление федеральной целевой программы (закупка для государственных нужд) государственному автономному учреждению.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 № 253 «О разработке и реализации областных целевых программ Самарской области» в целях развития пассажирского транспорта в Самар­ой области постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 560 была утверждена областная целевая программа «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года» (далее - областная целевая программа).

Согласно пункту 2.2.1 раздела III Перечня программных мероприятий «Мероприятия по развитию городского электрического транспорта» областной целевой программы главным распорядителем средств областного бюджета по мероприятию «Оснащение станций метрополитена инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства от 30.07.2010 № 1285-р» является министерство, а исполнителем - ГАУ

РТЦ.

В соответствии с разделом 5 «Обоснование ресурсного обеспечения граммы» областной целевой программы финансирование мероприятия, указанного в пункте 2.2.1 раздела III Перечня программных мероприятий «Мероприятия по развитию городского электрического транспорта» областной целевой программы, осуществляется путем предоставления субсидий автономным учреждениям на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Включение в областную целевую программу ГАУ РТЦ в качестве исполнителя основано на следующих нормах действующего законодательства.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государст­венное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об автономных уч­реждениях» автономным учреждением признается некоммерческая органи­зация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости на­селения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении меро­приятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

ГАУ РТЦ является автономным учреждением. К видам деятельности ГАУ РТЦ относится участие в федеральных и областных целевых програм­мах, а также в разработке и реализации инвестиционных проектов (меро­приятий) в сфере информационных технологий и связи; осуществление ме­роприятий, направленных на обеспечение мер безопасности на объектах транспортного комплекса, связи и дорожной инфраструктуры Самарской области.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям и возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муни­ципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и авто­номным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Разделом 5 «Обоснование ресурсного обеспечения Программы» областной целевой программы в соответствии со статьей 78.1 БК РФ предусмотрен порядок определения объема и условия предоставления субсидий ГАУ на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат по оказанию государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Согласно главе 10 «Общие положения о расходах бюджетов» БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разгра­ничением полномочий федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов ме­стного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Рос­сийской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

К бюджетным ассигнованиям (предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств) относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) кон­тактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не яв­ляющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субси­дий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, ус­луг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъ­ектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате неза­конных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являю­тся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:

- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

- закупки товаров в государственный материальный резерв.

Из указанного перечня видно, что расходование средств бюджета возможно с использованием одного из видов бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетным законодательством, и закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд относится к одному из видов бюджетных ассигнований.

Как видно из областной целевой программы финансирование мероприятия, указанного в пункте 2.2.1 раздела III Перечня программных мероприятий «Мероприятия по развитию городского электрического транспорта» областной целевой программы, осуществляется путем предоставления субсидий автономным учреждениям на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, и не противоречит требованиям действующего законодательства.

На основании Соглашения от 05.03.2012 № 28-13/12, заключенного между министерством и ГАУ РТЦ, учреждению предоставлена субсидия из бюджета Самарской области, на финансовое обеспечение развития учрежде­ния в целях реализации мероприятия «Оснащение станций метрополитена инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности в рамках реализации Комплексной программы обеспечения опасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р», и областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 560.

В соответствии с государственным заданием на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденным приказом министерства 09.02.2012 № 27, ГАУ РТЦ поручено обеспечить реализацию мероприятия «Оснащение станций метрополитена инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р», предусмот­ренного областной целевой программой «Развитие пассажирского транспор­та в Самарской области до 2016 года» и по Соглашению от 09.02.2012 № 28 -13/1, заключенному между министерством и ГАУ РТЦ, учреждению предос­тавлена субсидия из бюджета Самарской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ).

Поскольку ГАУ «РТЦ» не является государственным заказчиком, на него не распространяются ни положения Федерального закона № 94-ФЗ, ни положения Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюд­жетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и размещение им заказов не подпадает под определение «государст­венная нужда». В соответствии с требованиями действующего законодательства, начиная с 1 января 2012 года ГАУ «РТЦ» при закупке товаров, работ, услуг руководствуется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 23-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ).

Приняв Положение о закупках, утвержденное наблюдательным советом ГАУ «РТЦ», ГАУ «РТЦ» предусмотрело в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ иные (помимо конкурса или аукциона) спо­собы закупки.

Из Положения о закупках ГАУ «РТЦ» следует, что основной закупоч­ной процедурой по выбору поставщика для закупки товаров, работ и услуг является запрос предложений. Также в разделе 6.4 Положения о закупках ГАУ «РТЦ» определено, что процедура запрос предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Запрос предложений подпадает под действие положений статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и является публичной офертой.

Соблюдая регламентированную Положением о закупках процедуру закупки, ГАУ «РТЦ» 27.06.2012 заключен договор № 02-06/2012 с контраген­том, предложившим наилучшие условия - ООО НПФ «Новые технологии» на поставку и монтаж оборудования для МП г.о. Самара «Самарский метро­политен» в целях реализации Комплексной программы путем запроса пред­ложений.

С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья Л.Л. Ястремский

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-33126/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 18 марта 2013

Поиск в тексте