• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 01 апреля 2013 года Дело N А55-33671/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Ануфриева А.Э.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кокоревой И.В.

рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2013 года дело по иску Заместителя прокурора Самарской области в защиту интересов муниципального образования в лице администрации Сызранского района Самарской области, г. Самара

к 1. Муниципальному казенному учреждению муниципального района Сызранский Самарской области "Административно-хозяйственная служба", г. Сызрань

2.Муниципальному унитарному предприятию "Балашейское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский, п. Балашейка, Самарская область, Сызранский район

о признании недействительными пунктов муниципального контракта

при участии в заседании:

от истца - не явился, извещен в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

от ответчика 1 - не явился, извещен в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

от ответчика 2 - Сусин С.А., директор..

установил:

Заместитель прокурора Самарской области в защиту интересов Самарской области в лице Правительства Самарской области обратился в арбитражный суд с иском к Муниципальному казенному учреждению муниципального района Сызранский Самарской области "Административно-хозяйственная служба" и Муниципальному унитарному предприятию "Балашейское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский о признании недействительными пп. 2.2.1 п. 2.2 муниципального контракта на поставку тепловой энергии № 2012/5 , заключенный между ответчиками.

Первый ответчик в заседание явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Второй ответчик исковые требования признал в полном объеме.

Как указано в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя второго ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Между муниципальным унитарным предприятием «Балашейское жилищно- коммунальное хозяйство» городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский (далее - Энергоснабжающая организация) и муниципальным казенным учреждением муниципального района Сызранский Самарской области «Административно-хозяйственная служба» (далее - Абонент) 01.01.2012 заключен муниципальный контракт на поставку тепловой энергии № 2012/5 (далее - Контракт), согласно которому Энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию.

Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Контракта установлены случаи, когда Энергоснабжающая организация в праве прекратить или ограничить подачу тепловой энергии Абоненту:

-неоплата или несвоевременная оплата платежных документов в установленные контрактом сроки;

-присоединение теплоиспользующих установок помимо теплосчетчиков;

-самовольное присоединение теплоиспользующих установок к сети поставщика или увеличение тепловой нагрузки сверх значений установленных контрактом;

-для проведения плановых работ по ремонту оборудования в межотопительный период, для проведения испытаний и подключения новых потребителей в отопительный период.

Муниципальный контракт № 2012/5 от 01.01.2012 в части пп. 2.2.1 п. 2.2 Контракта, предусматривающих право Энергоснабжающей организации на ограничение или прекращение подачи тепловой энергии Абоненту, не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ч.2 ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Частью 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:

1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;

2) в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан:

3) при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательств по оплате энергии.

В отношении последнего из названных оснований необходимо учитывать, что оно подлежит применению энергоснабжающей организацией в порядке, установленном законом или иными правовыми актами (абз. 2 пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В отношении потребителей, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена предусмотрен особый Порядок ограничения или прекращения подачи электрической и тепловой энергии при нарушении ими обязательства по оплате.

Данный Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден Постановлением Правительства от 05.01.1998 №1.

В соответствии с абз.2 п.3 Порядка при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.

Согласно п. 1.1 Договора поставщик обязуется предоставить услуги по теплоснабжению объектов нежилых помещений, расположенных по адресу: Сызранский район, п.р.т. Балашейка, ул. Горького, 6 (детский сад «Солнышко») и ул. Куйбышева, 42 (здание Балашейское СОШ).

На момент заключения указанного выше договора действовало постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утратило силу 11.06.2012).

Данное постановление распространяет свое действие и на оспариваемый договор, поскольку он заключен с муниципальным унитарным предприятием «Балашейское жилищно - коммунальное хозяйство» г.п. Балашейка м.р. Сызранский, который, в свою очередь, предоставляет услуги по теплоснабжению детского саду «Солнышко».

В соответствии с пунктом 168 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006, в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, экологической безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок ведения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в Приложении №6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов), определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных положений.

Учреждения социального обеспечения включены в названный перечень потребителей.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, с учетом уставных задач, ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка относится к учреждениям социального обеспечения и финансируется за счет бюджетных средств, в отношении которого недопустимо ограничение потребления электроэнергии ниже уровня аварийной брони в соответствии с пунктами 168, 177 вышеуказанных правил.

В связи с изложенным прекращение или ограничение подачи тепловой энергии может привести к опасности для жизни и здоровья детей, обучающихся в школе и воспитывающихся в детском саду.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Признание недействительными п. 2.2.1, 2.2 муниципального контракта на поставку тепловой энергии №2012/5 от 01.01.2012 не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств и, следовательно, не влечет ничтожности прочих условий договора.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.00 коп. относятся на ответчиков в равном размере. Учитывая, что заявитель в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при подаче иска её не уплачивал, последнюю надлежит взыскать с ответчиков в доход федерального бюджета в равных частях по 2000 руб. 00 коп. с каждого.

Руководствуясь ч. 1 ст. 110, ст.ст.150, 151, 167-171, 180-182, ч.1 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными пункты 2.2.1, 2.2 муниципального контракта на поставку тепловой энергии №2012/5 от 01.01.2012, заключенного между Муниципальным унитарным предприятием "Балашейское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области и Муниципальным казенным учреждением муниципального района Сызранский Самарской области "Административно-хозяйственная служба",

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Балашейское жилищно-коммунальное хозяйство" городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 руб.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения муниципального района Сызранский Самарской области "Административно-хозяйственная служба" государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия .

Судья

/

А.Э. Ануфриева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-33671/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 01 апреля 2013

Поиск в тексте