АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2013 года Дело N А55-33724/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубновым Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании  11-13 марта 2013 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по  заявлению

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12», г. Самара

От  10 декабря 2012 года  №

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара

о признании незаконным и отмене представления

при участии в заседании

от заявителя - Грачев Ю.А., доверенность от 07.12.2012

от заинтересованного лица - Белоусова С.П., доверенность от 29.12.2012

установил:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10 сентября 2012 года № 05/225, вынесенного Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в части обязания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12»  принять меры по устранению причин и условий, способствующих его совершению: не оборудования раздельными санитарными узлами для мальчиков и девочек на каждом этаже; не соответствия санитарным правилам площади помещений для индивидуальных, музыкально-теоретических занятий и занятий хора.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в отзыве (л.д.28-31), пояснениях, данных в судебных заседаниях, просит отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 11 марта 2013 года объявлялся перерыв до 13 марта 2013 года до 14 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжен

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы и возражения, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №05/688 от 19.07.2012 заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена плановая проверка (л.д.38).

По результатам проверки составлен акт №05/688 от 06.09.2012 (л.д.36-37).

В  ходе мероприятий по контролю 30 августа 2012 года в 10 час. 00 мин. МБОУ ДОД  г.о. Самара «Детская музыкальная школа № 12» заинтересованным лицом установлено, что учреждение нарушает санитарно-эпидемиологические требования к условиям  воспитания и обучения: не оборудованы раздельные санитарные узлы для мальчиков и для девочек на каждом этаже; внутренняя отделка помещений не позволяет проводить влажную уборку с использованием  моющих и дезинфицирующих средств: в кабинетах №№1, 5, 5, 7 (стены оклеены бумажными обоями); площадь помещений  для индивидуальных, музыкально-теоретических занятий  и занятий хора не соответствует санитарным правилам; направленность светового потока в кабинетах для групповых занятий от окон на рабочую  поверхность сзади (норма слева).

В связи с нарушением ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.9, 3.10, п. 5.4.1, 5.4.2, п. 6.5, СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного  образования детей (внешкольные учреждения)»  заинтересованным лицом 10.09.2012 в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12» вынесено постановление №05/563 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (л.д.33) и вынесено представление №05/225  об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому заявитель обязан принять меры по устранению причин и условий, способствующих его совершению, в том числе по оборудованию раздельными санитарными узлами для мальчиков и девочек на каждом этаже; соответствию санитарным правилам площади помещений для индивидуальных, музыкально-теоретических занятий и занятий хора (л.д.32).

Не согласившись с представлением в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

К образовательным учреждениям относятся учреждения дополнительного образования детей (подпункт 8 пункта 4 статьи 12 Закона об образовании).

Согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.   Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Доказательства того, что учреждение имело возможность для соблюдения  санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, вследствие полного и своевременного финансирования таких мероприятий, наличия внебюджетных источников, наличия необходимых материально-технических ресурсов, правовых оснований для приостановления учебного процесса для производства общестроительных работ и т.п., заинтересованным лицом суду не представлены.

Из пояснений представителя заявителя следует, что учреждение находится в здании культурного наследия федерального значения «Дом, в котором жил Ленин Владимир Ильич в 1889-1890г.г.» и осуществляет полномочия, предусмотренные действующим законодательством в отношении объекта, состоящего на государственной охране в соответствии с  Постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960 №1327, что подтверждается договором о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления от 23.11.1999 №000203О, и принимает на себя выполнение обязательств, содержащихся в данном Обязательстве (л.д.41-55, 64, 65, 69-75).Заявитель ссылается на то, что согласия госоргана на перепланировку помещения на объекте культурного наследия не имеет.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного  образования детей (внешкольные учреждения)»  ввод в эксплуатацию  построенных или реконструированных учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно экспертному заключению  по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) №33 от 30.08.2010,  муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12» , расположенное по адресу: г. Самара, ул. Пионерская, д.6 соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного  образования детей (внешкольные учреждения)»   (л.д.61-63).

Санитарно-эпидемиологическим заключением от 31.08.2010 удостоверено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12», расположенное по адресу: г. Самара, ул. Пионерская, д.6 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного  образования детей (внешкольные учреждения)»   (л.д.76).

Согласно части 2 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Суд считает, что оспариваемое в части представление затрагивает экономическую деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12», так как в представлении указано, его неисполнение влечет административную ответственность.

Ссылка заинтересованного лица на то, что постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем представление является законным, не может быть принята судом во внимание. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что постановление учреждением не оспаривалось в связи с тем, что санкция определена в виде предупреждения. Каких-либо последствий в виде оплаты административного штрафа для заявителя не возникло.

Суд считает, что наличие постановления о привлечении к административной ответственности в рассматриваемой ситуации само по себе не является  обстоятельством, исключающим признание незаконным оспариваемого представления, в связи с тем, что заявитель согласен только с санкцией административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, в связи с чем, оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10 сентября 2012 года № 05/225, вынесенное Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в части обязания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12»  принять меры по устранению причин и условий, способствующих его совершению: не оборудования раздельными санитарными узлами для мальчиков и девочек на каждом этаже; не соответствия санитарным правилам площади помещений для индивидуальных, музыкально-теоретических занятий и занятий хора, подлежит признанию незаконным и его отмене по правилам статьи 201 АПК РФ.

Судебные расходы распределяются судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат взысканию с государственного органа в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10 сентября 2012 года № 05/225, вынесенного Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в части обязания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12»  принять меры по устранению причин и условий, способствующих его совершению: не оборудования раздельными санитарными узлами для мальчиков и девочек на каждом этаже; не соответствия санитарным правилам площади помещений для индивидуальных, музыкально-теоретических занятий и занятий хора.

Взыскать с Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в пользу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Самара «Детская музыкальная школа № 12», г. Самара расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Черномырдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка