АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2013 года Дело N А55-34230/2012

Резолютивная часть решения объявлена:

11 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен:

13 марта 2013 года

Арбитражного суда Самарской области в составе судьи Медведева А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании 11 марта 2013 года дело по заявлению (иску)

Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, 443068, Самарская область, г. Самара, ул. Скляренко, 20 .

к Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел России "Отрадненский" (ОГИБДД МО МВД России "Отрадненский"), 446304, Самарская область, г. Отрадный, ул. Новокуйбышевская, 28.

об оспаривании постановления,

при участии в заседании:

от заявителя - Черных А.А., представитель по доверенности от 10.12.2012;

от заинтересованного лица - Чураков Е.Н., представитель по доверенности от 11.02.2013; Отгулев В.Ю., представитель по доверенности от 07.03.2013;

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления ОГИБДД МО МВД России "Отрадненский" серии 63 АА № 094611 от 03.12.2012 о наложении штрафа в размере 20 000 руб. в соответствии со ст.12.34 КоАП РФ.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения межмуниципального Отдела Министерства внутренних дел России "Отрадненский" (ОГИБДД МО МВД России "Отрадненский") в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, 08.10.2012 года в 19:00 на км.76+136 автомобильной дороги Самара-Бугуруслан на участке, проходящем через населенный пункт с.Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский, был совершен наезд на несовершеннолетнего пешехода Попова А.В, 2004 года рождения, который от полученных травм скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.

Также 06.11.2012 года в 06:50 на км.77+930 автомобильной дороги Самара-Бугуруслан, на участке, проходящем через населенный пункт с.Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский, был совершен наезд на пешехода, который от полученных травм скончался на месте происшествия.

При рассмотрении обстоятельств совершения ДТП административным органом установлено, что вышеуказанным дорожно-транспортным происшествиям сопутствовал ряд неудовлетворительных дорожных условий, что подтверждается актами выявленных недостатков по ДТП от 08.10.2012г. и от 06.11.2012, а также соответствующими фотоматериалами (т.1 л.д.85-88).

В нарушении п. 2.5, п. 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги и улицы» и п.4.5.1, п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке дороги в пределах населенного пункта отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуар.

По данному факту сотрудниками ОГИБДД МО МВД РФ «Отрадненский» было возбуждено административное расследование по ст.12.34 КоАП РФ.

22.11.2012 года в отношении юридического лица - Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области был составлен протокол об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ от 22.11.2012 63 АА № 137647, по результатам рассмотрения которого административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении 63 АА № 094611 от 03.12.2012 года, которым Министерство привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.

Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

При оценке доводов сторон суд исходит из пункта 4 ст. 210 АПК РФ, возлагающего приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, что в силу ст. 65 АПК РФ не освобождает другую сторону от обязанности доказывать свои доводы.

При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 ст. 210 АПК РФ, а также иные, имеющие значение по делу.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения"), безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Статьей 5 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" установлены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. При этом в соответствии со статьей 31 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

В соответствии со статьей 12 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Содержанием автомобильной дороги признается выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги..."

Согласно распоряжению Минтранса РФ от 03.01.2002 N ИС-5-р "О классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" содержание автомобильной дороги включает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения".

В соответствии с п. 4.5.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Согласно РСН-88 «Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР» настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР общего пользования, внутрихозяйственных дорог колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подъездных дорог к агропромышленным предприятиям.

В соответствии с п. 2.37. РСН-88 на участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения не менее 2000 авт/сут и на подходах к ним следует предусматривать тротуары, устраивая их, как правило, за пределами земляного полотна.

Согласно п.7.23. РСН-88 освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов надлежит выполнять согласно СНиП II-4-79.

Постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78 взамен СНиП II-4-79 с 1 января 1996 г. введены в действие СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (утв. постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78) (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с п. 7.28 СНиП 23-05-95 освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл.11.

Согласно п.7.36 СНиП 23-05-95 освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл.11 или в соответствии с п.7.28 настоящих норм.

Материалами дела (протоколом об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ от 22.11.2012 63 АА № 137647, актами выявленных недостатков по ДТП от 08.10.2012г. и от 06.11.2012, а также соответствующими фотоматериалами) подтверждается, что на участке автомобильной дороги Самара-Бугуруслан, проходящем через населенный пункт с.Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский (км.76+136 - км.77+930), требования вышеуказанных нормативных правовых актов не выполнены: отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуар.

Данные обстоятельства способствовали совершению ДТП со смертельными исходами 08.10.2012г. и 06.11.2012г. на указанном участке дороги, что свидетельствует о недостаточном обеспечении безопасности дорожного движения при содержании дороги автомобильной дороги Самара-Бугуруслан на участке, проходящем через населенный пункт с.Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский (км.76+136 - км.77+930).

Автомобильная дорога Самара-Бугуруслан включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 № 106, и закреплена за Министерством на праве оперативного управления.

Полномочия Министерства транспорта, относящиеся к содержанию автомобильных дорог, включая обеспечение безопасности дорожного движения, регламентированы Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. №89 (далее - Положение).

В соответствии с п.1.1. Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области.

Согласно п.1.6. Положения на Министерство возлагается решение следующих задач:

-разработка предложений и реализация системы мер по повышению эффективности работы транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области;

-обеспечение безопасности на объектах транспорта в Самарской области;

-обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области.

В соответствии с п.2.1. Положения в ведении Министерства находится:

-разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства и проектов нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;

-государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области;

-подготовка предложений по совершенствованию системы финансирования дорожного хозяйства, участие в работе по привлечению иностранных и российских инвестиций, кредитов и займов финансовых организаций для осуществления программ развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;

-формирование региональной стратегии функционирования транспортной системы, развития дорожного хозяйства Самарской области на основе транспортной стратегии России и федеральных целевых программ.

Согласно п. 2.2. Положения в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет следующие полномочия:

2) финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения Министерства;

3) формирует в установленном действующим законодательством порядке бюджетные заявки на финансирование расходов за счет средств областного и федерального бюджетов;

4) осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями;

5) осуществляет подготовку аналитических докладов, информационных справок и отчетов о состоянии транспортного комплекса, дорожного хозяйства;

8) организует разработку и реализацию областных целевых программ в установленной сфере деятельности, в том числе научно-технических и инновационных программ и проектов;

13) осуществляет планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;

18) принимает решения о подготовке документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, определения границ полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также в целях размещения объектов, являющихся технологическими частями конструктивных элементов автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, дорожных сооружений и объектов дорожного сервиса;

24) организует учет автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, объектов дорожного сервиса, расположенных в полосах отвода, учет интенсивности движения транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;

25) анализирует состояние безопасности дорожного движения, разрабатывает и реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса;

44) осуществляет контроль за соблюдением межремонтных сроков и принимает решения о выполнении ремонтно-восстановительных работ, замене или реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;

51) осуществляет рациональное использование, содержание и эксплуатацию находящегося в оперативном управлении Министерства имущества, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;