АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2013 года Дело N А55-34235/2012

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 20 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 11-13 марта 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Самаранефтегаз-Склад»

к  ГУ МЧС России по Самарской области

о признании незаконным и отмене Предписания

при участии в заседании

от заявителя - представитель Коваль А.В., доверенность

от ГУ МЧС России - представитель Подлипнова О.Б., доверенность

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Самаранефтегаз-Склад» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания № 7-ГО/1/1 от 21.09.2012 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Представитель заявителя поддержала требования по доводам заявления.

Представитель ГУ МЧС по Самарской области в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает требования заявителя обоснованными в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.08.2012 года № 7/ГО в период с 31августа по 21 сентября 2012 года сотрудниками ГУ МЧС России по Самарской области проведена плановая выездная проверка соблюдения юридичечским лицом  в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований по гражданской обороне, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ в занимаемых ООО «Самаранефтегаз-Склад» зданиях, сооружениях, помещениях, территории по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Куйбышева, 145 ( том 2 л.д. - 82).

Указанное распоряжение вручено лично законному представителю заявителя 29.08.2012 года, что подтверждается подписью руководителя Общества - Морозова Д.А. ( том 2 л.д. - 82-оборот).

Пунктом 11 Распоряжения установлена обязанность Общества предоставить проверяющему следующие документы: документы, подтверждающие сведения о юридическом лице, правоустанавливающие документы на юридическое лицо, документы о назначении законного представителя юридического лица и удостоверяющие его личность, документы, подтверждающие создание подразделения (назначение работника), уполномоченного на решение задач в области ГО, план гражданской обороны, документы, подтверждающие  наличие индивидуальных средств защиты, документация защитных сооружений гражданской обороны, документы, подтверждающие наличие запасов материально-технических , продовольственных, медицинских и иных средств в целях ведения ГО, документы, подтверждающие обучение сотрудников организации в области ГО, положение об организации и ведении ГО, документация комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики, документация эвакуационной комиссии, распорядительные документы в области ГО.

В ходе проверки, проведенной в присутствии руководителя Общества, были выявлены следующие нарушения в области ГО:

1) у работников структурного подразделения, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны разработать и утвердить организацией функциональные обязанности и штатное расписание; нарушено Постановление РФ № 782 от 10.07.1999 года «О создании ( назначении) в организациях структурны подразделений ( работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

2) План основанных мероприятий ООО «Самаранефтегаз-Склад» по ГО согласовать с органом естного самоупралвения. Предоставить план основных мероприятий ООО «Самаранефтегаз-Склад» по ГО с приложениями подразделения г. Похвистнево, согласованный с органом местного самоуправления. В планах ГО ООО «Самаранефтегаз-Склад» выполнить приложения: основные показатели состояния ГО объекта, возможная обстановка на территории объекта ( план объекта с пояснительной запиской), календарный планвыполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время, план мероприятий по защите персонала и организации АСДНР ( разрабатывается на плане объекта с населением защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов, и других необходимых данных), расчет укрытия персонала объекта и членов семей в защитных сооружениях на объекте, расчет на приведение в готовность защитных сооружений, расчет на проведение мероприятий по эвакуации, план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время, состав сил и средств гражданской обороны объекта, расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта, схемы управления, связи и оповещения, чем нарушен п. 1 статьи 9 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 5 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №804 от 26.11.2007, пункты 3,4,5,6 Положения об организации ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных Приказом МЧС России № 687 от 14.11.2008 года.

3) руководителю организации ( начальник ГО) пройти обучение в области гражданской обороны, чем нарушен пункт 1 статьи 9 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункты 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841;

4) Разработать план рассредоточения и эвакуации работников объекта (ООО «Самаранефтегаз-Склад» по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 145 и членов их семей в безопасные районы, чем нарушен пункт 1 статьи 9 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 6 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 года № 303-ДСП, пункт 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687.

5) обеспечить работников организации и членов их семей противогазами на 100% об общей численности, предусмотреть 5% запас от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Приказом назначить должностных лиц, в обязанности которых входит учет, содержание помещений для хранения, обеспечения сохранности и готовности к применению средств индивидуальной защиты, чем нарушены пункты 8,25,34 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России № 993 от 21.12.2005 года, пункт 1.4 «правил использования и содержания средств индивидуальной защиты», приказ МЧС  РФ от 27.05.2003 года № 285;

6) создать в целях гражданской обороны запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определить номенклатуру и объем запасов, исходя из ее потребности в военное время для обеспечения работников и нештатных аварийно-спасательных формирований, куда включить:

а) запасы материально-технических средств: специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований; запасы продовольственных средств: крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств: медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество; запасы иных средств: вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства, чем нарушен пункт 1 статьи 9 ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ № 379 от 27.04.2000 года «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

По результатам проверки составлен Акт проверки от 21 сентября 2012 года (том 2 л.д. - 83-84), а также выдано Предписание № 7-ГО/1/1 (том 1 л.д. - 11-14).

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Требование норм в области гражданской обороны о накоплении противогазов из расчета на 100 процентов от общей численности работников в целях обеспечения средствами индивидуальной защиты работников организаций, предусмотрено пунктам 6 - 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом от 21.12.2005 N 993 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а именно обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО); в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В силу пункта "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 4 названного выше Положения, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

При этом согласно пункту 6 Приказа МЧС N 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Таким образом, ООО «Самаранефтегаз-Склад» не подпадает под перечень объектов надзора, содержащийся в пункте 6 и 7 Приказа МЧС.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" к первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов, численность населения превышает 1000 тыс. человек.

При этом сам по себе факт нахождения Общества в г. Самара, отнесенном к первой группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на Общество могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.

Доказательств, подтверждающих отнесение заявителя к субъектам ГО, заинтересованным лицом не представлено.

В связи с чем, пункт 5 Предписания не соответствует закону. Возлагает на заявителя дополнительные обязанности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным, а требования заявителя в данной части - удовлетворению.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается факт обоснованности предписания в пунктах 1,2,3,4,6.

Более того, заявителем в обоснование своей позиции представлены документы, подтверждающие наличие выявленных нарушений. Однако представленные суду доказательства подтверждают факт соблюдения обществом требований в области ГО, однако в ходе проверки не представлялись сотруднику МЧС.

Как указывалось выше, распоряжение о проведении проверки вручено руководителю, который присутствовал при проведении проверки.

Требование о представлении всех документов отражено в тексте - пункте 11 Распоряжения.

Доказательств невозможности представления указанных документов в ходе плановой проверки суду не представлено.

В связи с чем, суд считает, что административный орган обоснованно указал в оспариваемом предписании вышеуказанные нарушения, так как соответствующие подтверждающие документы в ходе проверки без уважительных причин представлены не были. Указанные документы административному органу были вручены только в ходе судебного разбирательства.

Представление указанных документов непосредственно в суд, не может свидетельствовать о незаконности Предписания.

Более того, факт отсутствия в настоящее время нарушений свидетельствует о фактическом исполнении требований Предписания и не нарушает прав заявителя.

Кроме того, изложенные в пункте 3 Предписания требования об обязательном обучении руководителя организации в области ГО, до настоящего времени Обществом не выполнены.

Согласно подпункту а) пункта 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители).

Пунктом 4 Положения установлено, что обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению.

Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

Материалами дела подтверждается, что руководитель Общества до настоящего времени соответствующего обучения не прошел, данное обучение запланировано лишь на 2013 год. При этом доказательств невозможности обучения ответственных лиц в более ранние сроки суду не представлено.

В статье 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.

Основные задачи в области гражданской обороны определены в статье 2 указанного Закона и включают, в том числе, эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; разработку и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Учитывая, что возложение на Предприятие ряда обязанностей оспариваемым предписанием основано на нормах действующего законодательства о гражданской обороне, а установление конкретных сроков исполнения предписания и выполнения требований в области гражданской обороны отвечает требованию о заблаговременной подготовке к чрезвычайным ситуациям, суд приходит к выводу о правомерности предписания ГУ МЧС России по Самарской области в части пунктов 1,2,3,4,6.

Кроме того, суд учитывает, что Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.11.2012 года ООО «Самаранефтегаз-Склад» признано виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ по тем же самым нарушениям, которые указаны в оспариваемом предписании по результатам той же самой проверки.

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Довод заявителя о нарушении порядка проведении проверки, в той части, что сотрудники МЧС должны были проверять исключительно территорию по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 145, суд считает ошибочным.