• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2013 года Дело N А55-34339/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 11 марта - 13 марта 2013 года (в судебном заседании на основании ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению

Государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская областная библиотека для слепых"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары

о возврате 86126, 76 руб. и зачете переплаты по страховым взносам в сумме 16974, 24 руб.

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самары

при участии в заседании

от заявителя - Старостин П.В., доверенность от 12.12.2012 года, паспорт; Хомутинина А.В., доверенность от 15.02.2013 года, паспорт;

от заинтересованного лица - до перерыва: Салихов А.Ж., доверенность от 30.01.2013 года, паспорт; после перерыва: Салихов А.Ж., доверенность от 30.01.2013 года, паспорт; Гаврилова Н.Ю., доверенность от 13.03.2013, паспорт;

от третьего лица - Петрова Н.А., доверенность от 12.09.2012 года, паспорт;

установил:

Государственное бюджетное учреждение культуры "Самарская областная библиотека для слепых" (далее - заявитель, Учреждение, ГБУК «СОБС») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании денежных средств в размере 103101 руб. с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и представил дополнительные доказательства в их обоснование, приобщённые судом к материалам дела, уточнив заявленные требования . С учетом уточнения заявленных требований Учреждение просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары возвратить из бюджета сумму переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 86 126 рублей 76 копеек; а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары произвести зачёт суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 16974 рубля 24 копейки в счет задолженности Государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская областная библиотека для слепых" по страховым взносам на страховую часть пенсии, возникшую вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии.

Судом на основании статьи 49 АПК РФ принято уточнение заявленных требований.

Заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары (далее - инспекция, налоговый орган) заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и дополнительно представленных письменных пояснениях, ссылаясь на пропуск Учреждением трехлетнего срока на обращение с требованием о возврате страховых взносов.

Третье лицо - Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самары отзыв на заявление не представило, в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица факт наличия переплаты в сумме 103101 не оспаривал, указывая однако на наличие задолженности по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 16 974 рубля 24 копейки, возникшую вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии вместо накопительной.

Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение культуры "Самарская областная библиотека для слепых" в период с января 2009 по декабрь 2009 года включительно ошибочно перечислило в бюджет излишнюю сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в размере 103.101 рубль, образовавшуюся по состоянию на 31.12.2009 г., вместо направления ее на страховую часть пенсии.

Настоящая переплата образовалась в результате составления бухгалтерией Учреждения платёжных поручений с неверными реквизитами о перечислении страховых взносов в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии: №25 от 17.02.2009 г. на сумму 13721,71 руб.; №110 от 04.03.2009 г. на сумму 16173,62 руб.; №193 от 03.04.2009 г. на сумму 15624,42 руб.; №313 от 28.04.2009 г. на сумму 14814,04 руб.; №399 от 02.06.2009 г. на сумму 16138,10; №483 от 02.07.2009 г. на сумму 18317,60 руб.; №530 от 31.07.2009 г. на сумму 13954,24 руб.; №606 от 02.09.2009 г. на сумму 13060,89 руб.; №705 от 01.10.2009 г. на сумму 14233,00 руб.; №802 от 29.10.2009 г. на сумму 14703,71 руб.; №905 от 30.11.2009 г. на сумму 14823,31 руб.

28.04.2010 г. заявитель представил в Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Самары расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, где была указана сумма переплаты на обязательное пенсионное страхование - на накопительную часть пенсии в размере 103.101 рубль.

Согласно представленным ГБУК «СОБС») «Ведомостям уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное стра­хование» (форма АДВ-11) по состоянию на 01.01.2010:

задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, по КБК 18210202010061000160 составила 128433,00 руб.,

- при этом переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, по КБК 18210202020061000160 составила 103101,00 руб.

Обнаружив при составлении отчетности по страховым за 2009 год свою ошибку, заявитель обратился в инспекцию с заявлением о зачете (возврате) переплаты от 26.05.2010, в удовлетворении которого инспекцией отказано решением № 624 от 01.06.2010 со ссылкой на возврат заключения казначейством и отсутствие технической возможности перечислить денежные средства налогоплательщикам, имеющим лицевые счета в УФК ввиду перехода УФК по Самарской области с 01.01.2010 на новые шаблоны.

Впоследствии Учреждение обратилось с заявлениями от 12.07.2010 года одновременно в инспекцию и ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары (за № 230 и 231 соответственно) в котором просило произвести зачет по образовавшейся задолженности в сумме 116296,74 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за счет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 107020,12 рублей.

ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары письмом от 15.07.2010 № 1170 оставил без исполнение заявление учреждения, ссылаясь на то, что оно составлено в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2009 года № 979-н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачёта или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов» (зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2009 года № 15839), изданного на основании ст.ст. 26,27 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Кроме того, орган ПФР указал на то, что вопрос о зачёте (возврате), суммы; излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов может быть рассмотрен только после реализации положений, установленных ст. 59 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Также налоговый орган решением № 939 от 23.07.2010 отказал Учреждению в осуществлении зачета (возврата) переплаты по заявлению от 12.07.2010, сославшись на то, что страховые взносы в ПФР не являются налоговыми платежами.

Впоследствии учреждение повторно обратилось с заявлением в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары с заявлением от 25.08.2010 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 116296,74 руб., указывая на то, что в 2009 году именно инспекция являлась администратором платежей в ПФР.

Однако решением № 1119 от 31.08.2010 инспекция вновь отказала заявителю в осуществлении зачета (возврата), сославшись без обоснования на отсутствие в карточке лицевого счета переплаты, а также на то, что в соответствии с порядком возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней, штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика и по результатам рассмотрения принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и оформляют его по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н.

Решением № 111 от 28.11.2011 ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары вновь отказано Учреждению в возврате переплаты по заявлению от 21.11.2011 на основании ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования» в связи с наличием на 23.11.2011 непогашенной задолженности по пеням в сумме 19774, 22 руб. за неисполненную обязанность по уплате страховых взносов за 2009 год в сумме 128433 руб.

Также решением № 1150 от 20.12.2011 инспекцией было отказано в осуществлении зачета (возврата) переплаты по заявлению от 10.12.2011, ссылаясь на то, что налоговые органы не являются с 01.10.2010 органом контроля за уплатой страховых взносов.

26.03.2012 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, которая образовалась вследствие неправильного оформления платежных поручений и отраженная в ведомости за 2009 год, погашена страхователем ГБУК «СОБС» в полном объеме.

Решением № 73 ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары от 15.11.2012 Учреждению очередной раз было отказано в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в суме 103101 руб. ввиду наличия непогашенной задолженности по пеням на обязательное пенсионное страхование и предложением провести сверку расчетов.

Задолженность по пеням, начисленным на вышеуказанную сумму недоимки по страховым взносам (по КБК 18210202010062000160) в размере 24580,82 руб. погашена была Учреждением 15.11.2012.

Страхователем ГБУК «СОБС» 15.11.2012 в ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары было представлено очередное заявление о возврате сумм излишне уплаченных стра­ховых взносов, пеней, штрафов (входящий № 16288 от 15.11.2012) на возврат пере­платы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляе­мым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 16974,24 руб.

И только решением от 22.11.2012 № 74 ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.Самары указанное заявление было удовлетворено, орган ПФР решил произвести возврат суммы излишне уплаченных в 2009 году страховых взносов на сумму 16974,24 руб.

Однако при изготовлении данного решения ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.Самары была допущена техническая ошибка и вместо возврата переплаты страховых взносов на накопительную часть пенсии, указал на возврат взносов на страховую часть пенсии (л.д. 36).

В связи с этим 06.12.2012 по Решению ИФНС России по Железнодорожному району города Самары о возврате № 8723 от 04.12.2012 заявителю ошибочно произведен возврат суммы стра­ховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемой на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 16974,24 руб. вместо накопительной части пенсии.

Данные действия ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Самары и налогового органа привели к тому, что у страхователя по вине налогового органа и третьего лица по состоянию на 06.12.2012 образовалась задолженность по страховых взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 16974,24 руб.

Таким образом, на основе анализа материалов дела, акта сверки расчетов с учетом возражений третьего лица, объяснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что по состоянию на 01.01.2013:

- задолженность Учреждения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, по КБК 18210202010061000160 составила 16974,24 руб. При этом данная задолженность возникла вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии вместо накопительной.

- переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, по КБК 18210202020061000160 составила 103101,00 руб.

- задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное стра­хование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, по КБК 18210202020062000160 отсутствует,

-задолженность по штрафам отсутствует.

- задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное стра­хование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, по КБК 18210202010062000160 составила 116,70 руб.

Однако, поскольку недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 16974,24 руб.возникла в результате незаконных ошибочных действий органа ПФР и налогового органа, суд считает, что Учреждению необоснованно на данную сумму задолженности со ссылкой на ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страхо­вых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхо­вания Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования» начислены пени в размере 116,70 руб.

Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель имел задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации за 2009 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 128433 руб. 00 коп.

Между тем судом также установлено, что уплаченные учреждением страховые взносы в сумме 103101 руб. ошибочно были перечислены по коду бюджетной классификации, предназначенному для зачисления платежей на накопительную часть пенсии вместо страховой части трудовой пенсии, в связи с чем у плательщика образовалась переплата по страховым взносам, зачисляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме в сумме 103101 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовал в 2009 году) сумма страховых взносов считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Факт поступления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не оспаривается.

Суд отмечает, что ошибку Учреждения в наименовании кода КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате страховых взносов, поскольку неправильное указание учреждением КБК привело лишь к неправильной классификации платежа. Денежные средства в любом случае подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, поскольку спорные денежные средства зачислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно, заявитель в 2009 году надлежащим образом исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 указанного Закона в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

Отсутствие урегулирования порядка проведения зачета при наличии правового урегулирования механизма возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не препятствует осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применительно к механизму возврата переплаты.

В соответствии с частью 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного закона.

Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.

Частью 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей.

В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Частью 14 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

В части 15 статьи 26 Закона N 212-ФЗ указано, что до истечения срока, установленного частью 14 данной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.

Частью 1 статьи 2 Закона N 307-ФЗ утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации согласно приложению 1 к этому закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонд Российской Федерации (первые три цифры кода бюджетной классификации - 392) - но только с 01.01.2010.

В Письме Минфина России от 04.03.2011 N 03-02-07/1-64 также указано, что за расчетный период с 01.01.2010 главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонд.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы.

Приказом ФНС России от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации 182 1 02 02010 06 0000 160 и коду бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 0000 160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы.

Эти же коды бюджетной классификации закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд Российской Федерации совместно разработали и утвердили (письмо от 11.08.2010 ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@)) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.

Согласно данному письму Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:

1) плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов;

2) территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование";

3) указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика;

4) налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

5) орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику;

6) налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Иного порядка возврата излишне перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд с указанием кода "182", в том числе по переплате, образовавшейся до 2009 год, нормативными актами не предусмотрено.

Таким образом, поскольку главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 годы является Федеральная налоговая служба, то инспекция обязана произвести возврат Учреждению из бюджета суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 86 126 рублей 76 копеек и одновременно произвести зачёт суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 16 974 рубля 24 копейки в счет задолженности Государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская областная библиотека для слепых" по страховым взносам на страховую часть пенсии, возникшую вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии.

Доводы инспекции и третьего лица о пропуске Учреждением срока давности обращения в суд с требованием о возврате и зачете излишне уплаченных страховых взносов отклоняются судом как основанные на неправильном толковании норм права применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действовавшей в период за который возникла переплата):

- сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 указанного Федерального закона;

- ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

- уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

- данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

- разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

- по окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Из материалов дела видно, что фактически Учреждение узнало о наличии у него переплаты при составлении итоговой отчетности за 2009 и подаче 28.04.2010 г. в Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Самары расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, где была указана сумма переплаты на обязательное пенсионное страхование - на накопительную часть пенсии в размере 103.101 рубль.

О спорной сумме переплаты Учреждение не могло точно знать в момент перечисления страховых взносов, поскольку с учетом указанных выше норм страховые взносы уплачивались в течение года авансовыми ежемесячными платежами, и только по итогам года можно было определить итоговые показатели и установить реальную сумму переплаты.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм в суд.

Норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, указанная норма закона позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку судом установлено, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование возникла по итогам 2009 года и о ней Учреждение узнало в апреле 2010 года, то заявитель обратился с требованием о возврате и зачете излишне уплаченных в 2009 году сумм страховых взносов в арбитражный суд 17.12.2012 в пределах трехлетнего общего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного заявленные требования следует удовлетворить, инспекцию следует обязать произвести возврат Учреждению из бюджета суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 86 126 рублей 76 копеек и одновременно произвести зачёт суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 16 974 рубля 24 копейки в счет задолженности Государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская областная библиотека для слепых" по страховым взносам на страховую часть пенсии, возникшую вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии.

Поскольку при подаче заявления Учреждение реально не понесло судебные расходы по оплате государственной пошлины в связи с предоставлением ему судом отсрочки по ее уплаты, а инспекция на основании ст. 333.37 НК РФ освобождена от ее уплаты, то дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары (443093, Самарская область, Самара, М.Тореза, 7) возвратить Государственному бюджетному учреждению культуры "Самарская областная библиотека для слепых" (443030, Самарская область, г. Самара, ул. Спортивная, д. 12, ИНН 6311026732, зарегистрированного в качестве юридического лица 22.08.1994,дата регистрации в ЕГРЮЛ 29.12.2002) из бюджета сумму переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 86 126 (восемьдесят шесть тысяч сто двадцать шесть) рублей 76 копеек;

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары произвести зачёт суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 16 974 (шестнадцать тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 24 копейки в счет задолженности Государственного бюджетного учреждения культуры "Самарская областная библиотека для слепых" по страховым взносам на страховую часть пенсии, возникшую вследствие ошибочного возвращения налоговым органом вышеуказанных денежных средств 06.12.2012г. за счет страховой части пенсии.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-34339/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 18 марта 2013

Поиск в тексте