АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2013 года Дело N А55-34759/2012

Резолютивная часть решения объявлена  29 марта  2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Пономарева О.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юровой О.Ю.

рассмотрев в судебном заседании  29 марта 2013 года  дело по иску

Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", г. Самара

к  Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго",  г. Самара

о   взыскании  625 587 113 руб. 86 коп.

при участии в заседании:

от истца - представитель Жданов А.Н. по доверенности от  22.02.2013;

от ответчика -  представитель Радаева Л.В. по доверенности от 29.12.2012.

установил:

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" обратилось в арбитражный суд к  Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" о взыскании в возмещение убытков в сумме 625 587 113 руб. 86 коп.

Истец ходе судебного заседания  исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в отзыве на иск исковые требования не признает в полном объеме, заявил о пропуске срока исковой давности.

Рассмотрев материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, выслушав пояснения представителей сторон, участвовавших в судебном заседании, арбитражным судом установлено следующее.

Стороны спора не оспаривали и подтвердили, что в 2009 году руководствовались условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 года  № 07-154/сам/0001У (далее по тексту - договор) поскольку на 2008 год договор не переоформлялся, а в 2009 году ответчик не ответил на предложения истца о заключении нового договора.

Стороны спора не оспаривали и подтвердили, что в течение 2009 года истец оказывал ответчику услуги по передаче электроэнергии. Оказанные в январе - сентябре 2009 года услуги по передаче электрической энергии оплачены ответчиком не в полном объеме, со ссылкой на то, что договором не предусмотрено какая мощность подлежит оплате в отсутствие согласованной заявленной мощности.

Согласно п. 2.1 договора истец принял обязательство оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих истцу на праве собственности или ином установленном федеральным законном основании, а ответчик принял обязательство оплачивать услуги истца в порядке, установленном настоящим договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Исходя из содержания норм Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном  регулировании тарифов  на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

По правилам ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», государственное регулирование названных тарифов осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Таким образом, сетевые организации могут рассчитывать стоимость оказываемых ими услуг по передаче электрической энергии только по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

В силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном  регулировании тарифов  на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 года № 41-ФЗ, при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы государственного регулирования, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.

На основании изложенного, тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации, с учетом ее необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Применительно к ст. 6 Федерального закона № 41-ФЗ Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области в 2009 году являлось органом исполнительной власти Самарской области и было наделено полномочиями по установлению платы за услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом в области регулирования тарифов предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «МРСК Волги» от 29.12.2008 года № 69 (Приложение  № 1) для расчетов между ОАО «Самараэнерго» и истцом были установлены и введены в действие с 01.01.2009 года двухставочные тарифы состоящие из двух ставок: ставки за содержание электрических сетей и ставки на оплату потерь электрической энергии в сетях. Одноставочного тарифа в предусмотренном порядке утверждено не было, в связи с чем, определение стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии в 2009 году было возможно только исходя из двухставочного тарифа.

Согласно п. 55 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года № 20-э/2 (далее по тексту - Методические указания), оплата услуг по передаче электрической энергии производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети.

В соответствии с Информационным письмом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2008 года № СН-7880/12 «О заявленной мощности при расчете услуг на передачу электрической энергии», расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям производится в соответствии с Методическими указаниями, согласно которых при расчете тарифов на услуги по передаче используется заявленная мощность потребителей.

Правилами недискриминационного доступа (в редакции действующем в спорный период) установлено, что заявленная мощность - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Обязанность сетевой организации по обеспечению величин заявленной мощности и корреспондирующая ей обязанность ответчика оплатить такую мощность вытекает из норм действующего законодательства, поскольку на сетевую организацию возлагается обязанность обеспечивать определенную заранее заявленную мощность, которую потребитель услуг в любой момент может потребить, что прямо следует из пп. «б» п. 13 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее по тексту - Правила недискриминационного доступа). Таким образом, величина заявленной мощности является необходимым условием для определения стоимости услуг по передаче электрической энергии, участвует в определении тарифа, а тариф в свою очередь, подлежит государственному регулированию.

Из приведенных положений следует, что в случае установления двухставочного тарифа получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. Следовательно, для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.

Из пунктов 2, 12, 24, 26 Правил недискриминационного доступа следует, что выбор величины заявленной мощности зависит исключительно от потребителя электрической энергии, его потребности в полном или частичном использовании своего присоединенного к сетям сетевой организации электрооборудования. При этом сетевая организация не вправе ограничивать потребителя в выборе величины заявленной мощности за исключением случаев отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме, то есть когда надлежащая передача заявленного потребителем объема мощности не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения.

На основании изложенного, для осуществления расчетов за оказанные услуги в 2009 году с применением двухставочного тарифа необходима величина заявленной мощности ответчика на 2009 год.

Обязанность ответчика по предоставлению истцу величин заявленной мощности предусмотрена п. 3.2.7 договора, а также нормами действующего законодательства РФ - п. 13 и п. 47 Правил недискриминационного доступа.

Истец в целях досудебного урегулирования возникшего спора неоднократно направлял в адрес ответчика предложения о согласовании величин заявленной мощности по договору, в том числе, путем направления дополнительных соглашений к действующему договору, которые были проигнорированы ответчиком. Ответчик также оставил без внимания направляемые истцом в его адрес оферты нового договора оказания услуг по передаче электрической энергии с указанием величин заявленной мощности на 2009 год (письма от 11.01.2009 года № МР6/121/18.03/109, от 25.03.2009 года № МР6/121/17/1490, от 08.05.2009 года № МР6/121/17/3404).

Судом установлено, что ответчик необоснованно уклонился от согласования величин заявленной мощности, а также в нарушение п. 13 и п. 47 Правил недискриминационного доступа и п. 3.2.7. договора не уведомил истца о величинах заявленной мощности с разбивкой по месяцам в отношении каждой точки присоединения на 2009 год.

Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, что подтверждается предоставленными актами об объеме переданной электроэнергии и актами об оказании услуги по передаче электрической энергии. Ответчик каких-либо претензий по объему и качеству оказанных в спорный период не заявлял.

Применение истцом для расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии в части ставки на содержание сетей мощности, учтенной Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области при формировании тарифа на 2009 года соответствует правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 01.11.2011 года № 3327/11 по делу № А49-10034/2009. В данном Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что с учетом действующего порядка формирования двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии отсутствие нормативного указания на использование учтенных регулирующим органом при установлении соответствующих тарифов данных Сводного прогнозного баланса не может служить основанием для неприменения этих данных при расчетах за оказанные услуги в случае уклонения потребителя от согласования величины заявленной мощности.

Как следует из письма Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 16.07.2009 года № 06/1349 на 2009 год при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между ответчиком и истцом принят следующий баланс электрической энергии и мощности:

Единица измерения

ВН

СН I

СН II

НН

млн. кВтч

15 687,07

1 333,17

723,54

398,65

МВт

1 914,82

194,32

134,03

83,42

Учитывая, что величина заявленной мощности является постоянной, согласуемой сторонами до тарифного регулирования, по ставке на содержание электрических сетей тарифно-балансовым решением уполномоченного органа в 2009 году предусмотрены расходы ответчика по оплате в адрес истца ежемесячно 432 598 077,94 рублей исходя из вышеуказанных величин заявленной мощности. Оплата по ставке на оплату потерь электрической энергии в сетях согласно п. 52 Методических указаний должна быть осуществлена ежемесячно исходя из фактического объема переданной электроэнергии (единица измерения - кВтч).

Судом установлено, что истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии в части фактического объема переданной электроэнергии:

Период

ВН

СН I

СН II

НН

Итого:

январь

1 165 291 552

109 307 748

87 443 939

36 462 923

1 398 506 162

февраль

1 135 223 682

95 948 861

78 606 517

34 004 393

1 343 783 453

март

1 194 710 417