АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 апреля 2013 года Дело N А55-34813/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2013 года

г. Самара

09 апреля  2013 года

Дело №

А55-34813/2012

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Бибикова Н.Д.

Якушкиной Л.И.

рассмотрев в судебном заседании  02 апреля 2013 года  дело по иску, заявлению

Федерального казенного учреждения Упрдор «Южный Урал»

От  24 декабря 2012 года  №

к  Обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Транс»

Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

О взыскании 297 225руб.45коп.

при участии в заседании

от истца - не явился

от ответчика - Соловьева И.В., доверенность от 15.05.2012

от третьего лица - не явился

Установил:

Федеральное казенное учреждение Упрдор «Южный Урал», г. Челябинск обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Транс», Самарская область, г. Тольятти о взыскании с ответчика 297 225руб.45коп.- в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси.

Определением от 29.12.2012 вышеуказанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 22.01..2013 рассмотрение дела А55-34813/2012 назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.

Ответчик исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на иск, ссылаясь на то, что  истцом в качестве доказательства причинения ущерба в результате провоза тяжеловесного груза представлены акты, которые составлены отдельно на тягач и полуприцеп к нему, а не документы, отражающие фактические показания прибора весового учета всего груза. Одновременно ответчиком представлен контррасчет  вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав представителя истца, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:

Как следует из материалов дела, 06 мая 2012г. государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при  участий водителя транспортного средства Бокарева ГШ,, были составлены  Акты № 905 и № 906 от 06 мая 2012г. о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на стационарном пункте весового контроля СПВК - 46, расположенном на км  259 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М - 51 «Байкал», при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, транспортного средства грузовик СКАНИЯ регистрационный №Н232УУ 163, с прицепом (полуприцепом) регистрационный номер АУ192063 регион 63 находящегося во владении ответчика на момент причинения ущерба.

Вышеуказанные акты подписаны  водителем вышеуказанного транспортного средства без замечаний.

Кроме того, государственным инспектором был составлен Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения за № 252 от 06.05.2011 года, и оформлены расчетные листы разового сбора № 859 и № 860 от 06.05.2012г.

Результаты взвешивания транспортного средства зафиксированы в указанном ранее акте о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Измерение весовых параметров транспортного средства в автоматическом режиме произведено на весовом оборудовании марки СДК AM 01-2-2 № 300, прошедшего метрологическую проверку и имеющем соответствующее свидетельство о поверке №009457, выданное 31 мая 2011г.

В пункте 16 Акта № 905 от 06.05.2012г. указано, что  размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба составляет 118 144руб.80коп., а  в пункте 16 Акта №906 от 06.05.2012 -179 051руб.

Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозка тя­желовесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответствен» - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным доро­гам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда уставлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющи­ми перевозки тяжеловесных грузов, (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года №934).

В силу п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

В  постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 г. № 22-П указано, что  перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнитель­ные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за тех­ническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны воз­мещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортиров­ки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

При этом Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (За­регистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) регулирует порядок перевозки автомобиль­ным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользо­вания, а также улицам городов и населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из пара­метров.

В силу п. 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений.

Часть 3 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных доро­гах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов:

-  согласование маршрута транспортного средства;

-  возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжело­весных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно ст. 31 данного Федерального закона выдача специального разрешения и определения размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти.

В соответствии с  пунктом 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возме­щения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжело­весных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу 3  Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средства­ми, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16Л1.2009 № 934), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движе­ния транспортного средства.

Пунктом Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Прави­тельства РФ от 23.07.2004 № 374) установлено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транс­порта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функ­ции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Пунктами 5.3, 5.4 вышеуказанного Положения предусмотрено, что Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным доро­гам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов дви­жения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих между­народные перевозки: в соответствии со специальными разрешениями.

Из материалов дела  следует, что Федеральное казенное учреждение Упрдор «Южный Урал» Истец было создано на основании приказа Российского дорожного агентства от 22 октяб­ря 1999 г. N 158 и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2002 № ИС-965-р. Полномочия учредителя в отношении истца осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Устав ФКУ Упрдор «Южный Урал» утвержден приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 № 90.

Согласно п. 1.2, п. 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал», истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах РФ.  В силу п. 3.3.6. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал» согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции истца (ФКУ Упрдор «Южный Урал»).  Автомобильная дорога М-51 «Байкал» закреплена за истцом на праве оперативного управления, что подтверждается следующими документами:  1. Выписка из реестра Федерального имущества № 7165 от 27.04.2009 года;  2. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002 года;  3. Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 367-р от 30.01.2003.

В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию  от 17.09.2012. Данная претензия возвращена истцу с отметкой органа связи об отсутствии адреса.

На предложение арбитражного суда предоставить расчет суммы ущерба по данному делу, истец пояснил, что у него отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.» (л.д.47).

Между  тем, предметом спора по настоящему делу является взыскание денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси, а не плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.

Ответчик представлен контррасчет (л.д.49,50), согласно которому размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба по Акту № 905 от 06.05.2012г. составляет 51 302руб.92коп., а  по Акту №906 от 06.05.2012 -41 740руб.30коп.

Истец возражения относительно расчету , произведенному ответчиком, не представил.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца правомерны и подлежат удовлетворению в сумме 93 043руб.22коп.

В остальной части иска следует отказать.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные издержки относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Истец просит взыскать с ответчика 29руб.50коп.- почтовые расходы, понесенные им по отправке вышеуказанной претензии.

Статья 106 АПК РФ устанавливает, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Действующим законодательством не предусмотрено, что  для данного вида спора обязателен досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем в удовлетворении заявления истца о взыскании 29руб.50коп.- почтовых расходов, понесенных им по отправке вышеуказанной претензии, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.41, 110, 168-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Транс", Самарская область, г. Тольятти в пользу Федерального казенного учреждения Упрдор "Южный Урал", г. Челябинск 93 043руб.22коп. - в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси, а также 2 800руб.07коп. - расходы по госпошлине.

В остальной части иска отказать.

Судебные издержки относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья   Н.Д.Бибикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка