АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2013 года Дело N А55-34840/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2013, полный текст изготовлен 26.03.2013
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Бунеева Д.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямновой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании 19 марта 2013 года дело по иску
Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства»
к Индивидуальному предпринимателю Спиридонову Андрею Анатольевичу,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Вольво Финанс Сервис Восток"
о взыскании 7 667 руб. 65 коп.
при участии в заседании
от истца - не явился, извещен
от ответчиков - не явились, извещены
Установил:
Федеральное казенное учреждение Упрдор "Южный Урал" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к предпринимателю Спиридонову Андрею Анатольевичу и к Обществу с ограниченной ответственностью "Вольво Финанс Сервис Восток" о взыскании солидарно 7 667 руб. 65 коп. в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси.
Представители сторон в судебное заседание 19.03.2013 не явились, о времени и месте заседания суда извещены надлежащим образом. Указанное позволило суду рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон в порядке норм ч. 6 ст. 121, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом представленных в материалы дела документов суд счел возможным 19.03.2013 завершить предварительное заседание и перейти к судебному разбирательству на основании норм ч.4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
В определении суда от 22.02.2013 о назначении предварительного заседания суд указал сторонам на возможность перехода к рассмотрению дела в стадии судебного разбирательства, каких-либо возражений на этот счет от них не поступило.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, 10 мая 2011 года на передвижном пункте весового контроля, расположенном на км 285 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М - 51 «Байкал», при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, транспортного средства тягач ВОЛЬВО регистрационный № 0856АХ 190, принадлежащего ООО «ВФС Восток», с прицепом (полуприцепом) Schmitzsko, принадлежащего ИП Спиридонову А.А., регистрационный номер АУ4043 63, было выявлено превышение предельной допустимой максимальной массы и осевых Hai-рузок по тягачу.
По данному факту государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при участии водителя транспортного средства Спиридонова А.А., был составлен соответствующий Акт № 67 от 10 мая 2011 г. о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, подписанный водителем указанного ранее транспортного средства без замечаний.
Также государственным инспектором был составлен Рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения за №67 от 10.05.2011 года. Результаты взвешивания транспортного средства зафиксированы в указанном ранее акте о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Измерение весовых параметров транспортного средства в автоматическом режиме произведено на весовом оборудовании марки ВА - 20П зав. № 25785, прошедшего метрологическую проверку и имеющем соответствующее свидетельство о поверке № 045006442 , выданное 13 сентября 2010 г.
В соответствии с п. 14 Акта № 67 от 10.05.2011г., размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба СОСТаВЛЯеТ 7638 (семь тысяч шестьсот тридцать восемь) руб. 00 КОП.
Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934).
На основании п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Как указано в постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.
В силу пункта 1.2 Инструкции тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
В силу п. 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений.
Норма ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов:
- согласование маршрута транспортного средства;
- возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно ч. 1 п. 6, ч. 1 п. 9 ст. 31 данного Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, выдача специального разрешения и определения размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 11 статьи 11, части 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Истец был образован на основании приказа Российского дорожного агентства от 22 октября 1999 г. N 158 и распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2002 г.№ИС-965-р.
Полномочия учредителя в отношении истца осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Устав ФКУ Упрдор «Южный Урал» утвержден приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 г. № 90.
Согласно п. 1.2, п. 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал», истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах РФ.
В силу п. 3.3.6. Устава ФКУ Упрдор «Южный Урал» согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции истца (ФКУ Упрдор «Южный Урал»).
Автомобильная дорога М-51 «Байкал» закреплена за истцом на праве оперативного управления, что подтверждается следующими документами:
- Выписка из реестра Федерального имущества № 7163от 27.04.2009 года;
- Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002
года;
- Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 367-р от 30.01.2003 г.
С учетом изложенного, истец обладает полномочиями на взыскание суммы ущерба по акту №67 от 10.05.2011г.
Имеющимися материалами подтвержден факт превышения установленных предельных значений осевых и полных масс грузового автотранспортного средства (по тягачу), принадлежащего ООО «ВФС Восток» и ИП Спиридонову А.А.
С целью досудебного урегулирования возникшего спора, Истец обратился к ИП Спиридонову А.А., путем направления соответствующей претензии (письмо от 18.09.2012г.). Претензия осталась без ответа.
При направлении претензии в адрес ИП Спиридонова А.А., были понесены почтовые расходы в сумме 29 рублей 65 копеек, что подтверждается копией письма почты России и копией чека об отправке претензии.
Поскольку факт причинения вреда автомобильной дороге общего пользования федерального значения был зафиксирован должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, учитывая, что данное Управление является региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в полномочия которого входят контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и осуществление весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля (пп. 1, 5 и 6.4.3.
Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзо-ра от 12.08.2009 N ВП-906фс), руководствуясь ст. 40, 51 АПК РФ, Истец считает необходимым привлечь к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 640011 г. Курган, ул. Пугачева,
В силу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 2 ст. 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
До настоящего времени ответчики, плату за провоз тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования не произвели.
Доказательства уплаты указанной суммы платы за провоз тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования в материалах дела отсутствуют. Ответчиками факт причинения ущерба не оспорен. В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленными доказательствами истец доказал обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Принцип состязательности арбитражного процесса, который установлен в ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, гарантирует каждому лицу, участвующему в деле, право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению полностью. Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Взыскать солидарно с Общества с ограниченной ответственностью "Вольво Финанс Сервис Восток" и с предпринимателя Спиридонова Андрея Анатольевича в пользу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» 7 667 руб. 65 коп., а также судебные расходы 29 руб. 65 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Д.М. Бунеев
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка