АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2013 года Дело N А55-35023/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи  Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 15 марта 2013 года дело по заявлению

Гаражно-строительного кооператива № 31 "Строитель"

к Главному управлению МЧС России по Самарской области

об оспаривании постановления №3152 от 11.12.2012 о назначении административного наказания

при участии в заседании:

от заявителя - Ткаченко Е.Б., и.о.председателя, протокол от 25.05.2012 года, паспорт;

от административного органа - Гаврилов А.Д., доверенность от 24.12.2012 года, паспорт;

установил:

Гаражно-строительный кооператив № 31 "Строитель" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №3152 от 11.12.2012  о назначении административного наказания, вынесенное заместителя начальника отдела надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору о назначении Гаражно-строительному кооперативу № 31 "Строитель" административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 150000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, вины Кооператива в совершении вменяемого административного правонарушения, несоразмерность применённой ответственности. Заявитель полагает, что административным органом применены законы, не подлежащие применению, не учтено, что СНиПы, нарушение которых вменено заявителю, носят рекомендательный характер, в связи с чем ответственность на Кооператив за их неисполнение применяться не может. Согласно позиции ответчика ОНД не учтено, что здание ГСК № 31 построено и эксплуатируется с 1978 года, следовательно, с учетом ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123 от 22.02.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на тот период их строительства и ввода в эксплуатацию, требования новых нормативных документов, не распространяется, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровью людей в случае возникновения пожарной ситуации. Однако, как отмечает заявитель, административный орган не доказал, что  дальнейшая эксплуатация подземного здания гаражного кооператива приводит к недопустимому риску для жизни и здоровью людей в случае возникновения пожарной ситуации, соответствующий расчет пожарного риска Управлением не производился.

ГУ МЧС России по Самарской области (далее - административный орган, ответчик) с заявленными требованиями  не согласился по мотивам, изложенным в представленном отзыве, письменных дополнениях к нему, указывая, что ответственность применена в виде минимального штрафа по ст. 20.4 КоАП РФ, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принято с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, факт административного правонарушения подтверждается материалами дела.

При оценке доказательств, представленных сторонами, суд исходил из требований ч.5 ст. 200, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как видно из материалов дела, Гаражно-строительный кооператив № 31 "Строитель"  размещается по адресу: г. Самара, ул. Ленина, д. 3 оф. 580, являясь арендатором нежилого помещения на основании договора аренды № 963745А от 07.02.2002 с учетом дополнительных соглашений.

В соответствии с п.п. 1 п. 2.4 Устава Общество оказывает амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь взрослому и детскому населению по офтальмологии, имеет лицензию на соответствующий вид деятельности.

На основании распоряжения начальника ОНД г.о. Самара от 06.06.2012 № 195 в присутствии директора  была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Линза» по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в арендуемом Обществом помещении.

По итогам проверки составлен акт проверки от 13.06.2012 № 195, в котором были зафиксированы выявленные нарушения.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении Кооператива были возбуждены административные дела и составлены протоколы об административных правонарушениях (с учетом устранения недостатков в связи с первоначальным возвращением протоколов) № 3150 от 29.11.2012  по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, № 3151 от 29.11.2012  по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и № 3152 от 29.11.2012 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в присутствии законного представителя Кооператива.

Руководствуясь  ст. 23.34, 29.7, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 КоАП РФ, принимая во внимание ст. 4.2, 4.3, ч. 2 ст. 4.4,  в отношении юридического  лица - Гаражно-строительного кооператива № 31 "Строитель" было постановление №3152 от 11.12.2012  заместителя начальника отдела надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору о назначении Кооперативу административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 150000 руб.

Оспариваемым постановлением Кооперативу вменяются  ( с учетом самостоятельного исключения административным органом  части нарушений в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении) следующие нарушения:

1) квалифицированные по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:

- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности на основе Правил (п. 2, п. 460 ППР РФ);

- в помещениях ГСК не доведены до нормируемого предела огнестойкости несущие металлические элементы (п. 21 ППР РФ, п. 5.18 таб. 4 СНиП 21-01-97);

- не выполнено в воротах каждого бокса на высоте 1,4-1,6 м отверстия размером не менее 300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса (п. 5.35, 5.40 СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей);

- в перекрытиях подземной ГСК (автостоянки) не предусмотрено устройство для отвода воды в случае тушения пожара (п. 5.38 СНиП 21-02-99);

2) квалифицированные по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ:

- не выполнено у въезда на этаж розетки, подключенные к сети электроснабжения по 1 категории для возможности использования электрофицированного пожарно-технического оборудования (п. 6.27 СНиП 21-02-99);

- пожарные шкафы выполнены с отступлением от требований ГОСТ 51844-2001, НПБ 151-2000 и СНиП 2.04.01-85*, а именно: пожарные краны размещены не в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособления для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия (п. 6.13 СНиП 2.04.01-85*, раздел 4 НПБ 151-2000).

3) квалифицированные по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ:

- помещения ГСК не защищены соответствующими автоматическими установками пожарной автоматики (п. 4 НПБ 110-03, п. 6.29 (б), п. 6.29 (г), п. 6.30 (б));

- в подземной автостоянке не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения из помещений хранения автомобилей (п. 6.15 СНиП 21-02-99);

- не выполнено с подземного этажа пожарного отсека ГСК (автостоянки) не менее трех рассредоточенных эвакуационных выхода непосредственно наружу в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа (п. 5.14 таб. 2 СНиП 21-02-99);

- в задании автостоянки, в котором рампа одновременно служит эвакуационным путем, с одной стороны рампы не устроен тротуар шириной не менее 0,8 м  (п. 5.14 СНиП 21-02-99);

- пути движения автомобилей внутри ГСК (автостоянки) не оснащены ориентирующими водителя указателями (п. 5.23 СНиП 21-02-99);

- в помещении ГСК (автостоянки) боксового типа отсутствует аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05 (п. 6.24  СНиП 21-02-99);

- не подключены к сети аварийного (эвакуационного) освещения световые указатели (п. 6.26 СНиП 21-02-99);

- не установлены в здании ручные пожарные извещатели согласно приложению № 13 НПБ 88-01 п. 12.41 прил. № 13, п. 12.42;

- провода и кабели соединительных линий СОУЭ проложены не вв строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов и или иных материалов (п. 61 ППР, п. 3.9 НПБ 104-03).

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратилось в суд  с требованием о признании его незаконным и отмене в пределах установленного для его обжалования срока.

Изучив материалы дела, выслушав мнение  представителей  заявителя и  административного органа, дав в совокупности оценку их доводам и доказательствам,  имеющимся в материалах дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей с 17.06.2011) предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах, обязательных для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.№94г. «О пожарной опасности» № 69-ФЗ  ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут наряду с собственниками имущества, также руководители федеральных органов исполнительной власти: руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в числе руководители организаций; а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции...

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение i требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством....

Таким образом, юридическое лицо Гаражно-строительный кооператив № 31 "Строитель" является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ как лицо, использующее здание ГСК № 31 для осуществления своей деятельности.

Вместе  с тем административным органом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Минимально необходимые требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Согласно части 2 статьи 5 этого Федерального закона безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (часть 1 статьи 6, часть 3 статьи 42 указанного Федерального закона).

В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом требований  п. 5.18 таб. 4 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7).

Однако в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 123-ФЗ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р, СНиП 21-01-97* не включен, поэтому ссылка административного органа на нарушение СНиП 21-01-97* является необоснованной, что подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 по делу N А56-61160/2011.

Административный орган не принял во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.

Некоторые из вмененных  в вину Кооператива нарушений требований пожарной безопасности, относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности, предъявляемых к объекту защиты, то есть к нежилому зданию подземного ГСК, используемому  заявителем.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2012 по делу N А65-21181/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.03.2012 по делу N А65-16463/2011 для рассмотрения дела по существу имеет значение дата введения в эксплуатацию здания, поскольку в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ)  установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, в том числе вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 88 Самарской области от 29.11.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении  здание  ГСК № 31 "Строитель", расположенное по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 25, литер А построено в 1976 году и с 1978 г. эксплуатируется, что также подтверждается решением Горисполкома от 29.12.1976 года, разделом 5 технического паспорта ГСК № 31, выданного МУП «Инвентаризатор» и ордерами на занятие боксов в ГСК № 31 членами ГСК, выданными главным архитектором Автозаводского района г. Тольятти в ноябре 1982 года. Обратного административным органом не  доказано.