АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2013 года Дело N А55-35312/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 28 февраля - 06 марта 2013 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв) дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Формат», Самарская область, г. Тольятти

от  27 декабря 2012 года

к  Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород

о признании незаконным и отмене Постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя - представитель Исаева Е.В. по доверенности от 29.11.2012 года, после перерыва - не явился, извещен

от ответчика - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Формат» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления № 293 от 05.12.2012 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 11-15).

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный орган в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву (л.д. 26-32) заявленные требования считает необоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив доводы, лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования являются необоснованными.

Как следует из материалов дела, 30.12.2012 года в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции административным органом проведена проверка порядка предоставления заявителем декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 8 (далее - декларация № 8) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 года № 815, (далее - Правила) за 3 квартал 2012 года.

В ходе проведения проверки выявлен факт непредставления заявителем декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 8 за 3 квартал 2012 года.

По данному факту административным органом 15.11.2012 года составлен протокол  № 266 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ  (л.д. 4-10).

05.12.2012 года в отношении заявителя вынесено Постановление № 293 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 11-15).

В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 №  171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (абз. 1).

Представление декларации № 8 обусловлено требованиями Правил, в частности, организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларацию № 8 (п. 10) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 15) в электронной форме или на бумажных носителях (п. 16).

Согласно п. 17 Правил декларации на бумажном носителе представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) по месту нахождения организации. В случае, если организация и ее обособленные подразделения расположены в разных федеральных округах, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации в

Поскольку п. 21 Правил определено, что при отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (абз. 2), следовательно, декларант не нарушает срок представления декларации, направляя ее в территориальные органы в последний день установленного срока представления декларации за 3 квартал 2012 г. - до 10 октября 2012 г. включительно.

В соответствии с абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

При этом, на основании приложения к п. 6 Нормативов частоты сбора из Почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 (далее - Нормативы) следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляет 11 дней. Это означает, что декларация, направленная в виде почтового отправления в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной корреспонденции), в соответствии с Нормативами должна быть доставлена адресату в течение 12 дней (с учетом дня ее приема на почте).

При проверке представления ООО «Формат» декларации № 8 за 3 квартал 2012 года на бумажном носителе установлено, что указанная декларация в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно по состоянию на 05.12.2012 фактически не поступала.

Согласно п. 18 Правил декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее -Росалкогольрегулирование) в электронной форме.

В силу п. 1 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09,2010 № 52н (далее - Приказ № 52н), декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.

Подача деклараций в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса «Электронные услуги для организаций» на сайте www.fsrar.ru.

В соответствии с п. 6 Приказа № 52н датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения Росалкогольрегулированием.

Принятые декларации в электронной форме отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.

При проверке представления заявителем декларации № 8 за 3 квартал 2012 года в электронной форме установлено, что указанная декларация в административный орган представлена 21.11.2012 года, то есть с нарушение срока ее подачи.

Доводы заявителя об отсутствии обязанности по предоставлении вышеуказанной декларации, суд находит необоснованными.

Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (пива и пивных напитков), к числу которых относится ООО «Формат», представляют декларацию № 8, начиная с 3 квартала 2012 года, как и организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, являющиеся получателями этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На основании п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под понятием оборот подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Субъектом указанного административного правонарушения являются лица, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность представлять данную декларацию. При этом следует, что ответственным лицом является ООО «Формат».

Таким образом, представив декларации № 5,6,7, организация подтвердила факт осуществления ею оборота алкогольной продукции, в связи с чем, требования, установленные п. 10 Правил к ней применимы.

На основании изложенного, привлечение организации к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ за несвоевременное представление деклараций № 8 является правомерным.

Факт несвоевременного представления декларации № 8 за 3 квартал 2012 года в электронной форме доказан материалами дела и заявителем не оспаривается.

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10   «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В обоснование ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ контролирующим органом доказано, что  ООО «Формат» располагает необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по представлению декларации в установленный срок.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «Формат» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В данном случае ООО «Формат» не представлены реальные документальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным.

С учетом изложенного, ООО «Формат» нарушены п. 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, и п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Довод заявителя о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившихся в позднем уведомлении заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и невозможности обеспечения явки представителя, суд также находит необоснованным.

Судом установлено, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (05.12.2012 года) заявитель уведомлен определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.11.2011 года, полученным заявителем 04.12.2012 года, телеграммой от 28.01.2012 года № 263/102301, полученной также 04.12.2013 года и

При этом, заявителем каких-либо ходатайств об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении не заявлялось. Ранее заявителем представлялись письменные пояснения и заявлялось ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие (л.д. 58-59).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171 - ФЗ, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и Спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Статьей 26 названного Закона устанавливаются ограничения в области производства и оборота этилового спирта. В соответствии с указанной выше нормой, в области производства и оборота этилового спирта запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.

Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, затрагивает экономические интересы государства, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.

Представление в последующем надлежащим образом оформленных документов не может свидетельствовать ни об отсутствии состава правонарушения, ни о малозначительности совершенного правонарушения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При таких обстоятельствах, в действиях Общества имеется состав и событие вмененного административного правонарушения, что соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе проведения административного расследования, и имеющимся в деле доказательствами.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка