АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2013 года Дело N А55-35346/2012

Резолютивная часть решения суда объявлена 25 марта 2013 года. Полный текст решения суда изготовлен 26 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании  25 марта 2013 года  дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания",  443042, Самарская область, г. Самара, ул. Флотская, 18/46

От  27 декабря 2012 года  №

к  Министерству строительства Самарской области,  443010, Самарская область, г. Самара, ул. Самарская, д. 146а

о признании недействительным решения от 21.09.2012 № 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары и обязании

при участии в заседании

от заявителя - представитель Авзалова С.В. (по доверенности от  20.03.13 г. № 11)

От заинтересованного лица - представитель Иванова М.В. (по доверенности от 19.02.2013 г. № 3-49/42)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства строительства Самарской области  (далее - заинтересованное лицо) от 21.09.2012 № 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары и обязании принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Министерство строительства Самарской области заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 32-36).

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил:

ООО "Самарская газовая компания" обратилась к Министерству строительства Самарской области с заявлением от 07.11.2008 № 3149/пр о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.

21.09.2012 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.

Не согласившись с вынесенным решением об отказе, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд  основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается  как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган  или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В обоснование  отказа заинтересованное лицо указало на следующее:

земельный участок, на котором предполагается строительство автогазозаправочной станции, согласно Генеральному плану г.о.Самара, утвержденному Решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 № 539, расположен в ландшафтно-рекреационной зоне: планируемые парки, скверы, бульвары, в которой не предусмотрено строительство автомобильных заправочных станций до принятия новых правил землепользования и застройки; Правила землепользования и застройки, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, должны применяться в части не противоречащей Генеральному плану (л.д. 6-7).

Суд считает данный отказ незаконным, исходя из следующего:

Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в ст.ст.30,31,32 ЗК РФ и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо направило в Департамент строительства заявление заявителя для принятия решения и проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы кадастрового плана земельного участка.

Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара 11.12.2008 года, в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области направил соответствующие запросы: в ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», Территориальный отдел № 1 по г. Самара Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области», Министерство культуры и молодежной политики Самарской области», Департамент управления имуществом г.о. Самара, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области;

24.12.2008г. направил запросы в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самаркой области.

14.01.2009года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» сообщил, что для принятия решения о предоставлении земельного участка необходимо разработать проект обоснования санитарно- защитной зоны, сделать санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным нормам и провести санитарно - эпидемиологическую экспертизу.

В соответствии с данным ответом ООО «Самарская газовая компания» заключило ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» следующие договора:

- Договор № 19/09-604-Р от 30.07.2009г. на проведение радиационного обследования земельного участка»;

-Договор № 12/12/152-06-Э от 31.07.2009г. на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы уровня электромагнитного фона на земельном участке;

-Договор № 12/12173/05п от 03.08.2009г. на проведение лабораторного исследования почвы, замеры атмосферного воздуха на земельном участке;

-Договор № 19-05/318 от 10.08.2009г. на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектно- технической документации: «Предпроектное обоснование размещения Автозаправочной станции ООО «Самарская газовая компания».

04.08.2009г. был заключен договор № 12-09 между ООО «Самарская газовая компания» и ООО «АРДЭ - проект» на разработку «Предпроектного обоснования размещения автогазозаправочной станции ООО «Самарская газовая компания» по ул. Уральской в Куйбышевском районе г. Самары (с обоснованием сокращения размере ориентировочной СЗЗ).

По результатам всех исследований 28.09.2009г. было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка Санитарным нормам и правилам.

22.03.2010 года было подготовлено Санитарно- эпидемиологическое заключение № 11/04 по предварительному выбору земельного участка под проектирование.

29.07. 2009г. между ИИИ «Самарская газовая компания» и АНО № Приволжское Метеоагентство» был заключен договор на предоставление специализированной информации: справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществах в атмосфере г. Самары по данным стационарных ПНЗ для проекта ПДВ предприятия.

16.02.2009г. ФГУП «Ростехинвентаризация» сообщило, об отсутствии на запрашиваемом земельном участке зданий, строений и сооружений.

Данная

25.09.2009г. Департамент городского хозяйства и экологии направило предварительные технические условия, при которых возможно оформление акта о выборе земельного участка.

26.12.2008года Департамент по управлению имуществом сообщает о наличии договора аренды земельного участка от 19.08.2003г. № 013218з, а так же сообщает, что данный договор передавался в Министерство имущественных отношений. В ответ на это письмо Министерство имущественных отношений сообщает о том, что договор № 013218з от 19.08.2003 года из департамента управления имуществом г.о. Самара в министерство не передавался.

21.01.2009г. Министерство имущественных отношений сообщило об отсутствии  информации  относительно  землепользователях  по запрашиваемому земельному участку.

23.12.2008г. Министерство культуры и молодежной политики Самарской области направило ответ, в котором сообщило, что для принятия решения по заявлению необходимо провести заключение историко - культурной экспертизы по выявлению объектов археологического наследия на земельном участке.

Руководствуясь данным ответом ООО «Самарская газовая компания» 23.07.2009года заключило с ГУК «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» договор на выполнения соответствующих работ.

11.06.2010г. Управление РОСРЕЕСТРА по Самарской области сообщило об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке.

22.10.2009 года МРСК Волги направила в Департамент строительства ответ о согласовании места размещения объекта строительства и возможности электроснабжения.

13.01.2009 года между ООО «Самарская газовая компания» и МП города Самара «Архитектурно - планировочное бюро» был заключен договор на оказание услуг по оформлению документов для рассмотрения возможности отвода земельного участка под строительство автогазозаправочной станции в районе улицы Уральской в Куйбышевском районе города Самара.

На основании договора от 21.04.2010 года № 1198/8, заключенного между ООО «Самарская газовая компания и МП города Самара «Архитектурно-планировочное бюро», было подготовлено Градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка под строительство автозаправочной станции АГЗС по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Уральская.

13.08.2010 года Министерство строительства Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара письмо № 3/5965, в котором сообщило о согласовании акта о выборе земельного участка при условии устранения замечаний. Кроме того в этом письме Министерство строительства просило подтвердить соответствие строительства автомобильной газозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары карте градостроительного зонирования 11равил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 года №951.

Суд отклоняет довод Министерства имущественных отношений Самарской области о невозможности удовлетворения требований заявителя, в связи с принятием Постановления Правительства Самарской области № 639 от 09.11.2012 года «об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах».

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области № 639 от 09.11.2012 года, то есть после обращения заявителя в Министерство.

Поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного Постановления Правительства, ссылка Министерства строительства Самарской области на него, как на основание отказа в оформлении документов о выборе спорного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта признается судом не соответствующей закону.

Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в данном случае нормы Постановления Правительства Самарской области № 639 от 09.11.2012 года об исключительности процедуры торгов не применяются к правоотношениям заявителя по предоставлению земельного участка.

Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2011 года по делу № А55-6380/2011, Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 14 сентября 2012 г. по делу N А63-10391/2011.

Не обоснованны и доводы заинтересованного лица со ссылкой на Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539.

Решением № 242 городской Думы городского округа Самара от 19.07.2012 года в Приложение 3 «Карты правового зонирования города Самары к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61 (далее по тексту ПЗЗ) были внесены изменения:

«П. 5. Улица Уральская в Куйбышевском районе.

Целевое назначение земельного участка по Карте правового зонирования - Рзв (резервные территории).

Изменение части зоны Рзв (площадью 518689,1 кв. м) на зону Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения) согласно Рисунку 5 Приложения 2 к настоящему Решению».

Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки могут направляться в комиссию.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.