• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2013 года Дело N А55-35429/2012

Резолютивная часть решения оглашена 19 марта 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 20 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 19 марта 2013 года дело по заявлению

Товарищества собственников жилья «Удача»

к Государственной жилищной инспекции Самарской области

О признании незаконным Предписания от 28.09.2012 года

при участии в заседании

от заявителя - представитель Муравей А.А., доверенность

от заинтересованного лица - представитель Болотаева Т.М., доверенность

Установил:

Товарищество собственников жилья "Удача" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области № ТАвз-16468/1 от 28.09.2012.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что у товарищества отсутствует обязанность по приведению Устава в соответствие с законом, а также, что Жилищный кодекс не содержит обязательных требований к содержанию Устава ТСЖ.

Представитель заинтересованного лица требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве и представленном дополнении к отзыву, полагает, что дело подлежит прекращению.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от 27 августа 2012 года № ТАвз-16468/1 Государственной жилищной инспекцией была организована и проведена плановая документарная проверка Товарищества собственников жилья "Удача" с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год (том 2 л.д. 23-25).

Задачами проверки являются:

1. Проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ;

2. Проверка правомерности принятии собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе управляющей организации, в целях заключения договора управления, правомерности утверждения условий договора управления и его заключения;

3. Проверка соответствия устава ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ.

Распоряжение получено заявителем 31.08.2012 (том 2 л.д. 26).

По результатам проведенной проверки составлен Акт от 28.09.2012 № ТАвз-16468/1 (том 2 л.д. 55-62), согласно которому в результате проверки установлены нарушения.

В частности, инспекцией было установлено, что отдельные положения Устава ТСЖ «Удача» не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно:

- устав содержит ссылки на Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- положения Устава не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации в Устав ТСЖ "Удача" не внесены изменения согласно ст. 135; ст. 137, ч. 2 ст. 152, ч. 14 ст. 155, п. 9, п. 10 ст. 138, ч. 3 ст. 48, ч. 1 ст. 37; п.п. 1.1. ч. 1 ст. 146; ч. 2 ст. 45; п. 2 ч. 2 ст. 145, п. 5 ч. 2 ст. 145, ч. 3 ст. 146, п.п. 1 ч. 1 ст. 146, ч. 4 ст. 146, ч. 1 ст. 47, ч, 6 ст. 146, п. 7 ст. 148, ч. 4 ст. 143, ст. 142.

Также по результатам проверки, в адрес Товарищества собственников жилья "Удача" выдано Предписание № ТАвз-16468/1 от 28.09.2012 (том 2 л.д. 63-66).

Не согласившись с выданным Предписанием, товарищество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Из предписания следует, что ТСЖ "Удача" обязано в шестимесячный срок (до 28.02.2013 года) привести в соответствии с требованиями законодательства и представить в Государственную жилищную инспекцию Самарской области, внесенные в Устав ТСЖ «Удача» сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

П. 1.1. Главы 1 Устава ТСЖ "Удача" не соответствует действующему законодательству, поскольку содержит в себе ссылку на Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не распространяется на товарищества собственников жилья.

Учитывая, что в соответствии со ст. 52 ГК РФ, юридическое лицо действует на основании устава, то ссылка в таком Уставе на Федеральные законы, законодательные и нормативные акты, утратившие свою силу, либо не распространяющиеся на такое юридическое лицо, расценивается как осуществление деятельности такого лица с нарушением действующего законодательства.

Кроме того, п. 1.1. Главы 1 Устава ТСЖ "Удача" гласит, что ТСЖ "Удача" создано по решению общего собрания домовладельцев многоквартирного дома от 29 мая 2003 года, в том числе в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Однако на момент принятия собственниками помещений решения о создании ТСЖ "Удача" (2003г.) не введен был в действие Жилищный кодекс РФ.

Федеральный закон №188-ФЗ «Жилищный кодекс РФ» был принят Госдумой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 2004 г.; опубликован официально в Российской газете в номере за 12 января 2005 года и введен в действие на всей территории Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

До вступления в силу действующего Жилищного кодекса РФ правовое положение ТСЖ регулировалось Федеральным законом от 15.06.1996 №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

Также п.2.2.1. Главы 2.2. Устава ТСЖ "Удача" в части указания на хозяйственную деятельность, которой вправе заниматься товарищество, а именно действия, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг не соответствует действующему жилищному законодательству поскольку, ст. 135 и ст. 137 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено право товарищества приобретать и реализовывать ценные бумаги.

Кроме того, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вышеуказанное право установлено для некоммерческих организаций.

Однако с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не распространяется на товарищества собственников жилья.

Таким образом, содержание в уставе ТСЖ "Удача" норм Федерального закона, который не распространяется на такое товарищество является неправомерным, а также вводит в заблуждение членов товарищества и не являющихся членами товарищества собственников помещении многоквартирного дома, которые зачастую руководствуются лишь положениями устава своего товарищества.

П. 2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ "Удача" в части указания на виды хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество не соответствует действующему жилищному законодательству РФ, поскольку ч.2 ст. 152 Жилищного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество.

Согласно ст. 152 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Однако п. 2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ "Удача" содержит в себе такой вид деятельности, как оказания бытовых услуг.

Согласно общему понятию под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, бытовые услуги включают в себя: ремонт обуви, ремонт верха обуви, изготовление и прикрепление ремешков, язычков, удлинение ремешков и замена резинок, изготовление и прикрепление новых украшений, ремонт старых украшений и фурнитуры, замена застежки-молнии, постановка набоек, косячков, рубчиков из всех видов материалов, постановка и ремонт внутренних задников, подпяточников, стелек и полустелек из различных, ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи и т. д.

Согласно ч.1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая /организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.

Таким образом, при буквальном толковании вышеуказанного понятия, указание в уставе товарищества в качестве вида хозяйственной деятельности «оказание бытовых услуг» является неправомерным, т.к. не соответствует целям, задачам товарищества, а также видам хозяйственной деятельности, которой вправе заниматься товарищество.

Кроме того, п.2.2.2. Главы 2.2. Устава ТСЖ "Удача" в части указания на хозяйственную деятельность гласит, что товарищество вправе осуществлять куплю-продажу, сдачу в аренду, в наем физическим и юридическим лицам различного рода оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, направленных на достижение уставных ценностей товарищества.

Однако п.7 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ, установлено, что ТСЖ вправе продавать и передавать во временное пользование, обменивать только исключительно имущество, принадлежащее товариществу.

Таким образом, указанный пункт устава не соответствует ч.2 ст. 152 Жилищного кодекса РФ, а также задачам и целям Товарищества (ст. 135, ст. 137 Жилищного кодекса РФ), ради которых оно создано.

Также п. 2.2.3. Главы 2.2. Устава ТСЖ "Удача" гласит, что лицензируемые виды деятельности осуществляются товариществом при наличии лицензии, полученной в установленном законом порядке.

Указанный пункт Устава товарищества не соответствует действующему законодательству, поскольку данная норма установлена для некоммерческих организаций статьей 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не распространяется на товарищества собственников жилья.

Кроме того, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.

Так к видам деятельности подлежащей лицензированию относятся использование атомной энергии, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, деятельность кредитных организаций, деятельность по проведению организованных торгов, деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров и т.д.

Учитывая, что товарищество собственников жилья создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, то указанные виды деятельности никак не связаны с целями и задачами товарищества, ради которых оно создано.

П. 2.3.3. Главы 2.3. Устава ТСЖ "Удача" в части указания на право товарищества требовать штрафные санкции за просрочку исполнения обязанностей по участию в общих расходах не соответствует ч,14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается, поскольку Гражданский кодекс РФ выделил два вида неустойки, штраф и пени.

Под пеней понимается такая неустойка, которая устанавливается на случай просрочки исполнения и исчисляется за каждый определенный отрезок времени с нарастающим итогом. Пеня обычно устанавливаются в виде процента к цене нарушенного обязательства.

Штраф - неустойка, установленная в твердой сумме, взыскиваемая однократно.

Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 27.08.2007, 03.09.2007 №КГ-А40/8531-07 по делу №А40-74809/06-31-590.

П. 2.5.4. Главы 2.5. Устава ТСЖ "Удача" в части указания на то, что на основании решения общего собрания членов товарищества часть свободных денежных средств может быть помещена в облигации, акции и другие ценные бумаги не соответствует действующему законодательству, поскольку данная норма была установлена ч.2 ст. 40 Федерального закона от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

Однако с принятием Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» Федеральный закон от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» утратил свое действие.

Действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено право товариществ часть свободных денежных средств помещать в облигации, акции и другие ценные бумаги.

П. 3.2.5. Главы 3.2. Устава не соответствует действующему жилищному законодательству РФ, поскольку указывает, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого собственника рассчитывается в процентах, исходя из соотношения общей площади принадлежащих данному собственнику помещений. При производстве расчета доля каждого собственника определяется с точностью до сотых долей процента.

Когда ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ, установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться площади помещения, находящегося в его собственности.

П. 4.4.3. Главы 4.4. Устава ТСЖ "Удача" не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку гласит, что внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 и более процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества, а также по решению правления или по требованию ревизионной комиссии товарищества.

Однако согласно п.п. 1.1. ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса РФ положения статей 45 - 48 Жилищного кодекса РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Ч. 2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ установлено, что проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Таким образом, действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения по количеству голосов, которым должен обладать инициатор проведения собрания.

Кроме того, п.4.4.4. Главы 4.4. Устава ТСЖ "Удача" не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества.

Тогда как п.2 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции общего собрания членов товарищества принятие решений не только о реорганизации и ликвидации товарищества, но и назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.

Также п.4.4.4. Главы 4.4. Устава не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья - образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ведение ремонта дома и его оборудования.

Тогда как п. 5 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья не образование специальных фондов товарищества, а утверждение порядка образования и их использования, а также утверждения отчетов об использовании таких фондов

П. 4.5.4. Главы 4.5. Устава не соответствует действующему законодательству, а именно ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласит, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей (подсчет голосов осуществляется по количеству человек).

Тогда когда ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса РФ установлено, что общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества (подсчет голосов осуществляется по квадратным метрам).

Также п. 4.5.4. Главы 4.5. Устава не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку гласит, что при отсутствии кворума для проведения общего собрания, должно быть повторное общее собрание в срок, не превышающий одного месяца, в том числе в форме заочного голосования.

Однако, ст. 45 Жилищного кодекса РФ не устанавливает, какие либо ограничения связанные со сроками для проведения повторного общего собрания.

П.п.1.1. ч.1 ст. 146 Жилищного кодекса РФ установлено, что, положения ст. 45 - 48 Жилищного кодекса РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Вместе с тем, п. 4.5.5. Главы 4.5. Устава ТСЖ "Удача" не соответствует действующему законодательству, а именно ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласит, что решения общего, собрания по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания в соответствии с подпунктами 2, 7, 8, 13 пункта 4.4.4. настоящего устава, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов.

Согласно подпунктам 2,7,8,13 пункта 4.4.4. устава ТСЖ "Удача" к компетенции общего собрания относится принятие решение о реорганизации и ликвидации товарищества, решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, а также принятие решений о сдаче в аренду или передачи иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.

Тогда как ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса РФ установлено, что только лишь решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества.

Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

П. 4.5.11. и п. 4.5.12. Главы 4.5. Устава ТСЖ "Удача" не соответствует действующему законодательству, а именно ч.1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласят, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания может осуществляться устно либо посредством оформленных в письменной форме решений членов товарищества по вопросам, поставленным на голосование, а также что решение общего собрания может быть принято без проведения общего собрания членов товарищества (совместного присутствия членов товарищества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества, в письменной форме решений членов товарищества по вопросам, поставленным на голосование.

Тогда как ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов, повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

Таким образом, по смыслу ч.1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, общее собрание может быть проведено в форме заочного голосования, только в том случае если предварительно очное с той же повесткой дня не имело кворума.

П. 4.6.11. Главы 4.5. Устава не соответствует ч. 6 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласит, что заседание правления признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления (т.е. например из 10 членов правления большинство будет составлять 6).

Тогда как ч. 6 ст. 146 Жилищного кодекса РФ установлено, что правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества (т.е. например, в случае если из 10 членов правления на собрании будут присутствовать 5 членов правления, такое собрание правомочно принимать решения).

П.4.6.12. Главы 4.5 Устава не соответствует действующему законодательству, а именно ч. 6 ст. 146 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласит, что решения правления оформляются протоколом и подписываются всеми присутствующими на заседании членами правления и председателем правления.

Тогда как ч. 6 ст. 146 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются только председателем правления товарищества и секретарем заседания правления товарищества.

П.4.7.1. Главы 4.7. Устава не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку относит к обязанностям правления ведение списка членов товарищества.

Вместе с тем, согласно п. 7 ст. 148 Жилищного кодекса в обязанности правления входит ведение реестра членов товарищества.

В соответствии с ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Таким образом, п.4.7.1. Главы 4.7. Устава не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку правление товарищества должно вести не просто список членов товарищества, а. его реестр, включающий все сведения указанные в ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ.

П.6.3.1. Главы 6 Устава ТСЖ "Удача" не соответствует ст.142 Жилищного кодекса РФ, поскольку гласит, что для управления общим имуществом в многоквартирном доме два и более товарищества могут создать объединение товариществ.

Однако ст. 142 Жилищного кодекса РФ установлено, что только для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья. Управление таким объединением осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, которое, с момента принятия Федерального закона от 29.11.2007 года № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не распространяется на товарищества собственников жилья.

Довод заявителя об отсутствии у ТСЖ обязанности по приведению своих Уставов в соответствие с действующим законодательством судом признается ошибочным.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Согласно части 4.2. статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к Уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям.

В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено право инспекторов жилищного надзора выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Совокупное толкование норм ФЗ № 294-ФЗ и ЖК РФ свидетельствует о наличии права государственного органа по проведению «специальных» проверок именно соответствия Уставов ТСЖ обязательным требованиям, по результатам которых предусмотрена обязанность по выдаче предписания о несоответствии Устава ТСЖ.

Учитывая, что предписания государственных органов являются обязательными для исполнения в силу части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, специальная норма о проверке Уставов ТСЖ на их соответствие определена нормами федерального закона, в связи с чем доводы заявителя отклоняются.

Кроме того, Товарищество собственников жилья в силу положений статьи 138 ЖК РФ обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, в связи с чем, у ТСЖ присутствует обязанность по соблюдению указаний ГЖИ в части приведения в соответствие положений Устава ТСЖ.

Довод заявителя об отсутствии в ЖК РФ перечня обязательных требований к Уставу также является ошибочным.

Действительно, Жилищный кодекс РФ не содержит отдельной статьи, определяющей перечень сведений, содержащихся в Уставе.

Вместе с тем, Жилищный Кодекс РФ, являясь кодифицированным федеральным законом, является в полном объеме общеобязательным документом для исполнения на всей территории РФ и в контексте статьи 20 ЖК РФ является в полном объеме «обязательными требованиями».

Более того, его неисполнение влечет возможное привлечение к ответственности.

Наличие в существующей редакции Устава ТСЖ положений, противоречащих либо несоответствующих действующей редакции Жилищного Кодекса РФ, недопустимо, так как дает основание для возникновения коллизии ( конфликта) норм.

Как указывалось выше, в своей деятельности ТСЖ обязано обеспечивать выполнение норм как ЖК РФ, так и своего Устава. В связи с чем, указанные документы не должны содержать противоречивые положения.

В соответствии с принципами системы права, Устав, являясь локальным актом, подлежит приведению в соответствие с нормами федерального закона и иных правовых актов.

Таким образом, по результатам проведенной в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012 год, согласованного с прокуратурой Самарской области жилищной инспекцией плановой проверки в отношении ТСЖ "Удача", специалистом жилищной инспекции было выдано предписание об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствий устава ТСЖ "Удача" обязательным требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого ненормативного закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, суд отмечает, что материалами дела не установлено, что оспариваемое предписание не соответствует вышеназванным правовым актам и нарушает права и интересы ТСЖ в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности.

Довод ГЖИ о неподведомственности данного спора суд признает ошибочным и отклоняет его.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110,112,167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-35429/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 20 марта 2013

Поиск в тексте