• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2013 года Дело N А55-35558/2012

Резолютивная часть решения суда объявлена 06 марта 2013 года. Полный текст решения суда изготовлен 07 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Центр", 443074, Самарская область, г. Самара, ул. Мориса Тореза, 99

От 28 декабря 2012 года

к Управлению Росприроднадзора по Самарской области, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, 21

3-е лицо: ЗАО «СпецАвтоЦентр» (443030, Самарская область, Самара, ул.Новожелябовская, 10)

о признании незаконным отказа о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду и обязании

при участии в заседании

От заявителя - представитель Кутузов С.А. (по доверенности от 30.09.2012 г. № б/н)

От заинтересованного лица - представитель Петров А.С. (по доверенности от 15.01.2013 г. № 16)

От ЗАО «СпецАвтоЦентр» - не явились

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением, в котором просит:

признать отказ Управления Росприроднадзора по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным;

обязать Управление Росприроднадзора по Самарской области как администратора поступлений в бюджет денежных средств по платежам за негативное воздействие на окружающую среду возвратить ООО «Центр» излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 177 922,35 рублей.

Заявитель заявленные требований поддерживает.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признают по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.

ЗАО «СпецАвтоЦентр», привлеченный определением Арбитражного суда от 11.03.2013 в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыва на заявление не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие 3-его лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление № 03832, вручено 14.03.2013), в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил:

Заявителем за период с 01.01.2009 года по 30.09.2012 года в соответствии с утвержденными нормативами образования отходов и лимитами на их размещение было оплачено 177922 руб. 35 коп. в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления на счет УФК по Самарской области (Управление Росприроднадзора по Самарской области).

28.11.2012 заявителем в адрес заинтересованного лица направлено заявление о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009,2010,2011,2012 года в размере 177922,35 рублей на расчетный счет 10702810654430102628, к/счет 30101810200000000607 в Поволжском банке ОАО «Сбербанк России» г.Самара БИК 043601607 (л.д. 9).

Управление Росприроднадзора по Самарской области отказало заявителю 17.12.2012 в возврате платы, ссылаясь на ст.16 федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 (л.д. 10).

Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-0, отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Платеж за загрязнение окружающей среды отвечает признакам сбора, установленным статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, к порядку взыскания которого применяются общие положения Налогового кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае подлежат применению положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения по возврату излишне уплаченных сумм налогов и сборов.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.09 года № 14561/08 сформулирована следующая правовая позиция.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Организация, которая не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона №89-ФЗ не обязана оплачивать взносы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с проектом образования отходов и лимитов на их размещение заявитель вносил платежи за размещение следующих видов отходов: мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) и смет с территории.

При этом, заявитель имеет действующие договоры со специализированными организациями.

Поскольку заявитель в указанный период не осуществлял деятельность по размещению отходов производства и потребления, в соответствии с вышеназванными законами такая деятельность носит специализированный характер и осуществляется в специально-оборудованных местах на основе специально выданных разрешений, более того, такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а организация заявителя выше критериям не отвечает.

При указанных обстоятельствах суд считает доводы общества об отсутствии у него обязанности по внесению платы за размещение отходов обоснованными.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» из числа источников доходов, закрепленных за Ростехнадзором исключена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования определен как администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду и за ним закреплен источник доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Также в соответствии приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2010 № 101н «О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 30.12.2009 № 150н» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.10.2010 № 122н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2010 № 101н», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 № 311 на территории Самарской области администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.

Согласно пункту 4 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Заинтересованное лицо не произвело возврат 177922 руб. 35 коп. в нарушение ст. ст. 78, 79 НК РФ (Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-12965/2011 от 18.06.2012).

В соответствии с разъяснениями Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ № 12-47/6022 от 19.04.2012 года, при накоплении отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включать в проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду ( в части размещения отходов) не требуется.

В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае, заинтересованным лицом нарушены как закон, так и права и законные интересы заявителя.

При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая изложенное, суд обязывает заинтересованное лицо возвратить излишне уплаченные денежные средства.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заинтересованное лицо в сумме 2000 руб., согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Центр" удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области по возврату излишне оплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязать Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Центр" излишне уплаченную плату за загрязнение окружающей среды в сумме 177922,35 рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр" уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-35558/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 26 марта 2013

Поиск в тексте