АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2013 года Дело N А55-364/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи  Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2013 года дело по заявлению

Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области

к  Межмуниципальному отделу МВД России "Похвистневский"

об оспаривании постановления от 05.12.2012 №63АА 093109 с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Похвистневской Межрайонной прокуратуры Самарской области

при участии в заседании

от заявителя - глава сельского поселения Тимофеев С.М., служебное удостоверение;

от административного органа - Ибрагимов М.Р., доверенность от 11.02.2013 года, паспорт;

от третьего лица - Амбарцумян А.Г., служебное удостоверение;

установил:

Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области   в лице главы сельского поселения Среднее Аверкино Похвистневского района Тимофеева С.М. (далее - Администрация, заявитель) обратился в Похвистневский районный суд Самарской области с жалобой на постановление от 05.12.2012 №63АА 093109 старшего гос.инспектора Отделения ГИБДД  МО МВД России «Похвистневский» Ибрагимова М.Р. о наложении штрафа на Администрацию  в размере 20 000 руб. по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением Похвистневского районного суда Самарской области от 26.12.2012 года жалоба главы поселения Тимофеева С.М., поданная от имени Администрации направлена по подсудности для рассмотрения в Арбитражный суд Самарской области.

В судебном заседании представитель заявителя  поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, кроме того, указал на отсутствие полномочий у административного органа привлекать орган местного самоуправления к административной ответственности за нарушения, допущенные в связи с разрешением Администрацией вопросов местного значения.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что Администрация обоснованно была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, материалами дела доказан состав административного правонарушения, привлекая заявителя к административной ответственности Администрацию административный орган действовал в рамках полномочий предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлеченная в качестве третьего лица Похвистневская Межрайонная прокуратура Самарской области, постановлением которой было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, свою позицию изложила в отзыве на заявление, просит отказать в заявленных требованиях.

Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд  приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, при движении по автодорогам сельского поселения Аверкино муниципального района Похвистневский помощником Похвистневского межрайонного прокурора юристом 1 класса Коробовым А.В. были обнаружены выбоины и просадки на покрытии проезжей части переулка Свободы и по улице Центральной от дома №64 до пересечения с улицей Свободы, а также занижение обочины. О выявленных недостатках в содержании улиц поселения исполняющему обязанности Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области представлен рапорт о необходимости проведения по данному факту проверки с привлечением специалиста, с целью установления или отсутствия признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

15 ноября 2012 года помощником Похвистневского межрайонного прокурора юристом 1 класса Коробовым А.В. совместно со старшим государственным инспектором дорожного надзора капитаном полиции Ибрагимовым М.Р. проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.

По итогам проведенной проверки составлен Акт проверки уровня содержания автодорог и улично-дорожной сети сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский от 15 ноября 2012 года, который подписан лицами, участвовавшими в проведении указанной выше проверки: помощником Похвистневского межрайонного прокурора юристом 1 класса Коробовым А.В., старшим государственным инспектором дорожного надзора капитаном полиции Ибрагимовым М.Р., главой сельского поселения Среднее Аверкино Тимофеевым СМ. В акте зафиксированы виды и место расположения дефектов дорожного полотна, недостатки обустройства и обстановки дороги, указаны сроки их устранения и лицо, ответственное за устранение выявленных недостатков.

Согласно акту проверки уровня содержания автодорог и улично-дорожной сети сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский от 15 ноября 2012 года также установлено, что уровень эксплуатационного состояния улично-дорожной сети сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский является неудовлетворительным и не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

По факту повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части (выбоины, просадки) и занижения обочины 15 ноября 2012 года старшим государственным  инспектором  дорожного  надзора  капитаном  полиции Ибрагимовым М.Р. составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Акт составлен в присутствии свидетелей Ерохова В.А. и Спадерова А.А. и вручен главе сельского поселения Среднее Аверкино Тимофееву С.М., о  чем  свидетельствуют  подписи  перечисленных  лиц.

28  ноября  2012  года  Похвистневской  межрайонной  прокуратурой Самарской области в отношении юридического лица - Администрации сельского  поселения  Аверкино  муниципального  района  Похвистневский  Самарской  области  было  возбуждено  дело  об  административном  правонарушении, на основании ст. 12.34 КоАП РФ.

05 декабря 2012 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором дорожного надзора капитаном полиции Ибрагимовым М.Р. в отношении юридического лица - Администрации сельского поселения Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области вынесено постановление 63 АА 093109 о привлечении Администрации к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии законного представителя юридического лица. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручена представителю юридического лица Тимофееву С.М.

Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других  дорожных  сооружений  в  безопасном  для  дорожного  движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками  угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно Уставу сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области  (статья 43) Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области. Администрацией поселения руководит Глава поселения на принципах единоначалия.

Из объяснения главы Администрации сельского поселения Аверкино  муниципального района Похвистневский Самарской области Тимофеева СМ. и представленных им документов следует,  что  ему  известно  о  необходимости  обеспечения  безопасности дорожного движения и надлежащего содержания улично-дорожной сети, Администрацией указывается на проведение мероприятий, направленных на постановку автомобильных дорог на кадастровый учет и оформлению прав, ведется работа, направленная на проведение ремонта и надлежащее содержание дорог.

Как видно из материалов дела заявителем заключено соглашение № 13 от 26.12.2011 с Администрацией муниципального района Похвистневский Самарской области о передаче отдельных полномочий  сельского поселения Среднее Аверкино в сфере исполнения бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета поселения муниципальному району Похвистневский Самарской области.

Однако полномочия по решению вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не передавались.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.5 ст. 7 Устава сельского поселения Аверкино муниципального района Похвистневский, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.

Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно требованиям статьи 6 указанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании статьи 12 Закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандарта техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 17 выше указанного закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасным условиям такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Пункт 4 данной статьи предусматривает осуществление капитального или текущего ремонта в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Также в статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Таким образом, указанными нормами федерального законодательства обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на муниципальных дорогах внутри населенных пунктов поселений возложена на муниципальные образования.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленных государственным стандартом РФ установлено, что к категории «В» относятся автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 автомобилей в сутки. Также предписано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и других повреждений не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см.

Как следует из материалов дела в нарушение указанных норм федерального законодательства администрацией сельского поселения Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области не было принято надлежащих и своевременных необходимых мер по содержанию дорог в состоянии достаточном для обеспечения безопасности дорожного движения не предпринято, в результате чего на момент проверки на всем протяжении проезжей части переулка Свобода и по ул. Центральная от дома №64 до пересечения с пер.Свободы села Аверкино, имеются выбоины и просадки на покрытии, а также, занижение обочины.

Таким образом, Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области  является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Однако суд  полагает, что должностное лицо Отделения ГИБДД  МО МВД России «Похвистневский» неправомерно рассмотрело дело об административном правонарушении и привлекло Администрацию  к ответственности, предусмотренной  ст. 12.34 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.

Вмененное Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области административное правонарушение по сути связано с  вопросам местного значения.

Как было указано выше, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ст.7 Устава сельского поселения Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области.

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации  в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Судом установлено, что административный орган не наделен полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления (каковым является Администрация сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области    в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения), поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.

Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области   за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.

Данный вывод суда основывается на указанных нормах права и на правовой позиции, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 по делу  N А55-24383/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.06.2012 по делу N А55-18355/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А12-18418/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2012 по делу N А65-16837/2011, судебными актами, в том числе Постановлением ФАС Поволжского округа А55-22931/2012 по делу № А55-22931/2012  и других.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить полностью в связи с отсутствием у административного органа полномочий на его принятие в отношении органа местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому вопрос о ее распределении не разрешается судом.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Отделения ГИБДД  МО МВД России «Похвистневский» от 05.12.2012 №63АА 093109 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, о привлечении Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области   к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 рублей признать незаконным и отменить полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка