АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2013 года Дело N А55-3051/2013

в составе

судьи Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании  15-17.05.2013  дело по заявлению

Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области

от  18 февраля 2013 года  №

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

с участием третьего лица-  Администрации муниципального района Красноармейский  Самарской области

О признании незаконным отказа в государственной регистрации

при участии в заседании

от заявителя -  представитель Байданов А.А., по доверенности от 06.08.2012 года

от заинтересованного лица -представитель Найдовский П.Е., по доверенности №12-9366 от 28.12.2012 года ;

от третьего лица- представитель Байданов А.А., по доверенности от 06.11.2012 года

В соответствии со ст.163 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации  по делу объявлялся перерыв  до 17 мая 2013 года 13 час.30 мин.

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее по тексту - заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее по тексту -Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованное лицо)  в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на земельный участок площадью 377479.00 кв.м. кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО «Заря», участок 45, содержащегося в сообщении №25/502/2012-228 от 11.01.2013.

В качестве обоснования заявленных требований заявитель  указывает на  незаконность выводов Управления Росреестра  Самарской области о невозможности  государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования  на земельный участок за бюджетным учреждением  в связи с отсутствием понятия такого вида  права  в Федеральном законе  «101-ФЗ «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения».  Учреждение считает, что  к отношениям, возникающим  при использовании земельных участков  из земель сельскохозяйственного назначения  в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной выше названным Законом, применяются нормы иных федеральных законов. В частности, заявитель считает , что  к настоящим правоотношениям применимы положения ст.20 Земельного Кодекса Российской Федерации .

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица  возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого отказа.

Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области согласилась с позицией заявителя.

Представитель третьего лица поддерживает заявленные требования и просит заявление удовлетворить.

Исследовав  и изучив материалы дела, выслушав мнение представителя заявителя, заинтересованного, третьего  лица, дав  оценку  их доводам  и возражениям, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации  муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 № 1778 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 377479.00 кв.м. (кадастровый номер 63:25:1401003:2) , расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО «Заря», участок 45 для сельскохозяйственного назначения (л.д.19-20) .

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации  права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок (л.д.16-17).

Сообщением №25/502/2012-228 от 11.01.2013 в регистрации права постоянного бессрочного пользования было отказано. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду.  Вид права, как постоянное бессрочное пользование,  в  Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствует (л.д.27-28).

Не согласившись с выводами Управления Росреестра по Самарской области , считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд  с настоящим требованием.

В соответствии со статьями 198,201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу  положений пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции (пункт 1 статьи 17 названного Закона).

При этом, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергается Управлением Росреестра, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявителем  представлено Постановление администрации  муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 № 1778.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 132 от 21.07.2009 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно  положений  абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с  названным Законом.

К их числу относятся, в частности,  следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.

Исходя из  изложенного, суд считает, что  требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.

В материалы дела представлен  кадастровый паспорт земельного участка от 02.10.2012 № 63-00-102/12-372904, из которого следует, что  земельный участок с кадастровым номером 63:25:1401003:2 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (л.д.21-23).

Факт отнесения указанного земельного участка к фонду перераспределения земель заявителем не отрицается.

В части 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается ответчик, указано, что использование фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе некоммерческими организациями.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что целью предоставления спорного земельного участка является проведение мероприятий по обработке почвы от личинок саранчи, т.е. цель предоставления связана с сельскохозяйственным производством.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, организационно - правовая форма заявителя - муниципальное учреждение.

Положениями  ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие  «учреждение»- и учреждение определено  как некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими оборот земель  сельскохозяйственного назначения, допускается возможность предоставления учреждению земельных участков из фонда перераспределения земель.

В соответствии со статьями 20, 28 Земельного кодекса Российской Федерации  муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Более того, пунктом 2.4. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001  № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук, на иных правах, кроме как на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, суд довод ответчика о том, что пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  предусмотрена возможность предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель  юридическим лицам лишь в собственность или аренду считает  основанным на неверном толковании закона.

Статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  регулирует порядок предоставления  гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не касается порядка, либо возможности предоставления указанных земельных участков на ином праве (в том числе - праве постоянного (бессрочного) пользования). Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат запрета на предоставление муниципальным учреждениям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения  на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу изложенного,  суд пришел к выводу, что  органами местного самоуправления Красноармейского района  правомерно было принято решение о предоставлении Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Оценив в совокупности, согласно ст.71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства,  суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит требованиям статьей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, лишая его права зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования  на испрашиваемый земельный участок.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С  учетом изложенного суд удовлетворяет требования заявителя.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного  Процессуального Кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст.110,167-171,176,201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на земельный участок площадью 377479.00 кв.м. кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО «Заря», участок 45, содержащийся в сообщении №25/502/2012-228 от 11.01.2013.  Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении в законную силу  решения  суда по делу А55-3051/2013 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области путем государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 377479.00 кв.м. кадастровый номер 63:25:1401003:2, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, ЗАО «Заря», участок 45.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка