АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2013 года Дело N А55-4045/2013

Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 31 мая 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 31 мая 2013 года  дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Самарской области

третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Нефтегорском районе Самарской области

о признании незаконным решения

при участии в заседании

от заявителя - представитель Зотанина Е.Н., доверенность

от МИФНС - представитель Кирсанова О.Ю., доверенность

от ГУ УПФ - представитель Наместникова А.В., доверенность

Установил:

ООО «Жилсервис» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным Решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области от 04 февраля 2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным Законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис».

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования по доводам заявления.

Представитель регистрирующего органа в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица - Управления пенсионного фонда возражала относительно требований общества, представила письменные пояснения, указав, что до настоящего времени у Общества имеется задолженность перед Пенсионным Фондом.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, дав им оценку, суд не находит оснований для удовлетворения требований Общества.

Как следует из материалов дела, 19 сентября 2012 года единственным участником ООО «Жилсервис» принято решение № 4 о начале добровольной ликвидации Общества (л.д. - 9).

Сообщение о принятии указанного решения было опубликовано 17.10.2012 года в журнале "Вестник государственной регистрации" ( л.д. - 14).

По истечении двухмесячного срока, установленного статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации для предъявления требований кредиторами, ликвидатор 19.12.2012 года составил промежуточный ликвидационный баланс, который содержал сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. В разделе 4 и 5 пассива промежуточного ликвидационного баланса не была отражена задолженность перед бюджетом.

Ликвидационный баланс был утвержден единственным акционером 19.12.2012 года.

19.12.2012 года заявитель уведомил налоговый орган по форме Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса и представил его в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. - 57).

28.01.2013 года Общество обратилось с заявлением по форме Р16001 о ликвидации общества и представил в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) документы и сведения, в том числе, ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины.

По результатам рассмотрения заявлений регистрирующим органом вынесено Решения от 04.02.2013 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по причине того, что заявитель не представил документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного Фонда сведений, ликвидационный баланс не соответствует требованиям статьи 63 ГК РФ, отсутствует документ, подтверждающий, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами ( л.д. - 44).

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Жилсервис» обратилось в суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Согласно части 1 статьи 21 ФЗ № 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявителем не представлен документ о предоставлении в органы ПФ сведений, в связи с чем регистрирующим органом был сделан запрос, в ответ на который Пенсионный Фонд сообщил о том, что ООО «Жилсервис» не исполнен обязанность по уплате страховых взносов за 2012 год ( л.д. - 41).

Согласно пункту 15 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ, в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Материалами дела подтверждается, что указанная обязанность Обществом исполнена была несвоевременно, лишь 06.02.2013 года Общество обратилось в Пенсионный фонд с представленным расчетом, то есть после обращения в регистрирующий орган.

При этом суд отмечает, что до настоящего времени задолженность Общества, возникшая еще в 3 квартале 2012 года, не погашена, что не отрицается заявителем.

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).

При ликвидации юридического лица ликвидатор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.

Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Кодекса должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.

Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

В данном случае, судом установлено, что Пенсионный Фонд не был надлежащим образом уведомлен ликвидатором о процессе ликвидации общества, что является нарушением порядка ликвидации.

Из представленных Пенсионным Фондом и заявителем документов следует, что у заявителя имелась задолженность перед Пенсионным Фондом за 3 квартал 2012 года по страховым взносам. Более того, наличие указанной задолженности подтверждается самим заявителем в Расчетах за 9 месяцев 2012 года, за 2012 год, представляемых в органы Пенсионного Фонда 15.11.2012 (за 9 месяцев), и 29.01.2013 года ( за 2012 год).

Суд отмечает, что и на момент составления промежуточного и ликвидационного баланса обществу и ликвидатору было известно о неисполненных перед бюджетом обязательствах, расчет взносов за 3 квартал 2012 года составлялся Обществом самостоятельно, поэтому, промежуточный и ликвидационный балансы общества, без учета задолженности заявителя перед бюджетом, не могут являться достоверными.

Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у общества имелась непогашенная задолженность, то ликвидация юридического лица не могла быть завершена.

В связи с чем, Решение регистрирующего органа об отказе регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией суд признает обоснованным.

Другие доводы заявления подлежат отклонению как противоречащие статьям 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 21, 22 Закона N 129-ФЗ, толкование которых дано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.10.2011 N 7075/11.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит на заявителя и взыскивает их в ООО «Жилсервис» в доход федерального бюджета, так как обществу при подаче настоящего заявления предоставлялась отсрочка по ее уплате.

Руководствуясь ст.ст. 110,112,167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Взыскать с ООО «Жилсервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка