АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N А72-3601/2013

Резолютивная часть решения объявлена - 22.05.2013 года

Полный текст решения изготовлен - 29.05.2013 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелёва В.А.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного  заседания  Кузьминой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью  «СКАН-ФО» (ОГРН  1077328004423, ИНН  7328509698), г. Ульяновск,

к  Управлению Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  в  Заволжском  районе  г. Ульяновск  Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368)

о  признании  недействительным  решения  от 12.03.2013 года № 083 025 13 РК 0000456  о привлечении  плательщика  страховых взносов  к ответственности  за совершение  нарушения  законодательства  Российской Федерации  о  страховых  взносах

при  участии представителей:

от заявителя - Лымарь  Н.С., доверенность от 01.09.2012 года;

от Пенсионного фонда -  Нилова Т.И., доверенность от 08.10.2013 года № 14826;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СКАН-ФО» (далее по тексту - заявитель, ООО «СКАН-ФО») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновск Ульяновской области  (далее  по тексту - Пенсионный фонд)  о признании недействительным решения от 12.03.2013 года № 083 025 13 РК 0000456 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 8 000 руб.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью «СКАН-ФО»  зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1077328004423).

19.10.2011 года Министерством здравоохранения Ульяновской области ООО «Скан» выдана лицензия №ЛО-73-02-000363 на осуществление фармацевтической деятельности. Лицензия выдана сроком на 5 лет.

В период с 06.11.2012 года по 31.01.2013 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области в отношении ООО «СКАН-ФО» проведена камеральная проверка за 9 месяцев 2012 года и корректирующего  расчета РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года, по результатам которой составлен акт камеральной проверки №08302530000229 от 31.01.2013 года.

В акте предлагается взыскать с ООО «СКАН-ФО»  суммы неуплаченных страховых взносов в размере 11 274 руб. 84 коп. и привлечь Общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ.

12.03.2013 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области в отношении ООО «Скан-ФО» на основании акта камеральной проверки №08302530000229 от 31.01.2013 года вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 083 025 12 РК 0000456  по части 1 статьи 47 АПК РФ в виде штрафа в сумме 2 254,97 руб.

Представитель заявителя требования поддерживал, считает, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм Федерального закона №212-ФЗ.

Представитель Пенсионного фонда требования не признает. Считает, что обжалуемое решение законно и обоснованно.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствие с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Статьей 34 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 34 Федерального закона № 212-ФЗ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В статье 58 Закона № 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

В силу части 3.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.

Из материалов дела следует, что, в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, является действующим юридическим лицом, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 30.12.2009 года № ЛО-73-02-000114.

ООО «Скан-ФО» является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

Заявитель при расчете размера страховых взносов за 9 месяцев 2012 года применил тариф, установленный в вышеуказанной норме с учетом того, что он является фармацевтической организацией и плательщиком ЕНВД.

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.

В силу части 1 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.

Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Закона № 61-ФЗ осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.

Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

ООО «Скан-ФО» имеет лицензии на фармацевтическую деятельность, что не оспаривается ответчиком, то есть общество является аптечной организацией и осуществляет фармацевтическую деятельность. При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.

Суд считает, что, поскольку в данном случае фармацевтическую деятельность осуществляет общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста, вывод Управления о том, что аптечная организация вправе применять пониженные тарифы только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста, необоснован.

Положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для общества. Именно общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности общества.

Вывод Фонда о том, что при отсутствии соответствующих сертификатов специалиста на работников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, такие организации не вправе применять пониженный тариф страховых взносов, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права.

Данная правовая позиция выражена, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суд Северо-Западного округа по делу № А56-47898/2012 от 06.03.2013 года.

С учетом изложенного, суд считает, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г.Ульяновск Ульяновской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности  за совершение нарушения законодательства  Российской Федерации о страховых взносах  от 12.03.2013 года № 083 025 13 РК 0000456  является незаконным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, ООО «Скан-ФО» просит взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 8000 руб., из которых 2000 руб. - составление заявления, 6000 руб. - представительство в Арбитражном суде Ульяновской области.

Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Таким образом, в силу статьи 106 АПК РФ расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), отнесены к судебным издержкам. В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг лиц, оказывающих юридическую помощь, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 года №454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 09.04.2009 года №6284/07, суд не вправе уменьшать взыскиваемые в возмещение соответствующих расходов суммы произвольно, тем более, если другая сторона не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в  регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

В пункте 21 указанного письма разъяснено, что согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Указанное определение может быть обжаловано.

20.03.2013 года между ООО «Юридическое агентство «ЮристГрупп» (Исполнитель) и ООО «Скан-ФО» (Заказчик) заключен договор №10/20-03-13 на оказание юридических услуг, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя за вознаграждение обязательства по предоставлению Заказчику юридических услуг, а именно: составление заявления об оспаривании решения УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска  № 083 025 12 РК 0000456 от 12.03.2013 года, представительство интересов Заказчика в Арбитражном суде Ульяновской области по вышеуказанному делу.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора стоимость юридических услуг составляет 8 000 руб., в том числе 2000 руб. - составление заявления, 6000 руб. - представительство в Арбитражном суде Ульяновской области.

Оказанные услуги оплачены ООО «Скан-ФО» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 309 от 26.03.2013 года.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г.Ульяновск Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Скан»  судебные расходы в размере 8 000 руб. - судебные издержки.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпунктам 3 и 9 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 2 000 рублей, при подаче заявления об обеспечении иска - 2 000 рублей.

ООО «Скан-ФО» заявлено требование о признании недействительным решения от 12.03.2013 года № 083 025 13 РК 0000456 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, определением от 01.04.2013 года суд удовлетворил заявление Общество об обеспечительных мерах.