АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2013 года Дело N А53-34109/2012

Резолютивная часть решения объявлена  21 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен  28 мая 2013 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Игнатенко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Молчановой Ирины Дмитриевны

к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ростовской области

третьи лица: администрация г.Шахты, Правительство Ростовской области, Губанов Андрей Владимирович, Элефтеров Манолис Ильич, Элефтеров Янис Ильич

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020410:80 равной рыночной

при участии в судебном заседании:

от истцов: Рега Ю.Ю. - представитель по доверенности от 13.12.2012,

от  ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен,

от третьих лиц:

от администрации города Шахты: Клочко О.А. - представитель по доверенности от 30.01.2013 № 1223,

от Правительства Ростовской области: представитель не явился, надлежаще извещен,

от Губанова А.В. - представитель не явился, надлежаще извещен,

от Элефтерова М.И. - представитель не явился, надлежаще извещен,

от Элефтерова Я.И. - представитель не явился, надлежаще извещен,

установил:

Молчанова Ирина Дмитриевна, Губанов Андрей Владимирович, Элефтеров Манолис Ильич, Элефтеров Янис Ильич обратились в арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ростовской области, при участии в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г. Шахты, Правительства Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020410:80 равной рыночной.

Представитель истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации города Шахты возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на необходимость установления кадастровой стоимости спорного земельного участка на 01.01.2009.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительства Ростовской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со статьями 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Молчанова Ирина Дмитриевна, Губанов Андрей Владимирович, Элефтеров Манолис Ильич, Элефтеров Янис Ильич являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020410:80, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Шахты, пр-кт Победы Революции, 2-б, разрешенное использование - под зданиями производственного назначения (земли под промышленными объектами), под территорией проездов и пешеходных зон (прочие земли), категория земель - земли населенных пунктов, изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.10.2012.

С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 5 377 319 рублей 50 копеек. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 24.08.2010 № 61/001/10-387032.

Истцы указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что в свою очередь является нарушением их прав как плательщиков земельного налога, обратились в суд с настоящим иском.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

Согласно позиции Высшего Арбитражного суд российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодатель не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является.

Таким образом, для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.

По существу, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Так как в данном случае какие-либо незаконные действия (бездействия) государственных или муниципальных органов, оспаривание которых могло бы привести к такому результату, которого желает истец, отсутствуют, Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации приходит к выводу, что данное требование носит исковой характер и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Следует также отметить, что указанный иск об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать в качестве преобразовательного иска.

Истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), является нарушением прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога. Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя их его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации  от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценке земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 № 163 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.

Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства от 08.04.2000 № 316, Управление Роснедвижимости по Ростовской области был заключен государственный контракт от 20.04.2007 № 2 на выполнение работ по государственной оценки земельных участков с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице филиала.

Судом установлено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

При обращении в суд истцом представлено ходатайство во исполнение положений статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ о назначении экспертизы в рамках настоящего дела.

В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, суд пришел к выводу о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).

В соответствии с представленным заключением эксперта 17.04.2013 № ЭЗ-2013 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 1 559 000 рублей.

Оценивая доказательства, суд приходит к выводу, что представленное заключение  эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.

Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем.

Возражения администрации города Шахты в отношении существа заявленных требований, а также довод о необходимости определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, не основаны на нормах действующего законодательства ввиду следующего.

Кадастровая стоимость земельных участков в рамках одного массива земельных участков была определена в ходе проводившихся в 2007 году работ по государственной оценке земельных участков населенных пунктов Ростовской области в соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 № 163 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Постановлением Ростовской области от 28.04.2008 № 212 утвержден средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по видам разрешенного использования. Тем самым, принятые в основу сведения по установлению кадастровой стоимости спорных земельных участков, вне зависимости от составления акта определения кадастровой стоимости конкретного вновь образованного земельного участка, определены в 2007 году.

Таким образом, основания для удовлетворения требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка имеются лишь в случае определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в акте исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное момент постановки на кадастровый учет конкретного земельного участка в пределах одного массива правового значения не имеет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 1 559 000 рублей.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, размер которой составил 5 377 319 рублей 50 копеек, более чем в четыре раза превышает размер рыночной стоимости данного земельного участка.

Поскольку истцы являются собственниками земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает их права, как плательщиков земельного налога, в связи с чем, заявленные требования представляются обоснованными.

Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с даты определения кадастровой стоимости.

Статьей 24.20 Закона об оценке установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе по результатам проведения государственной оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, а также сам факт установление судом рыночной стоимости земельного участка являются основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию со стороны.

При этом, исходя из существа спора, суд приходит к выводу об отсутствии противоправных действий со стороны Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В связи с отсутствием противоправных действий со стороны ответчика, участия  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» в качестве ответчика по делу только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета, суд приходит к выводу о необходимости возложения судебных расходов по делу на истца, которым при подаче искового заявления был уплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей, а также 10 000 рублей расходы на проведение судебной экспертизы.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, истцы подтвердили готовность несения расходов на оплату стоимости судебной экспертизы, проведенной для определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в связи с чем основания для распределения указанных расходов между сторонами отсутствуют.

Руководствуясь статьями 49, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд