АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2013 года Дело N А40-8737/2013

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2012 г.

Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Саламовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "РЖД"

к ГУ ГАТН МО

об оспаривании постановления № 14/784/79 от 29.12.2012 г.

при участии представителей :от заявителя - Дарькин С.Б. по доверенности от 21.03.2013г.,от административного органа Селютин А.Н. по доверенности №847/10 от 30.10.2012г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления № 14/784/79 от 29.12.2012 г. Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее административный орган) по делу об административном правонарушении о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 90 000 рублей по ст. 12 Закона Московской области от 30.11.2004г. №161/2004-ОЗ «О государственной административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (далее-Закон) в части размера назначенного штрафа.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение порядка проведения проверки.

Административный орган представил письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, в котором просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного штрафа по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела  об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ  для обжалования  решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем  не пропущен, поэтому нет оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока.  Согласно  ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном  правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как усматривается из материалов дела, 29 декабря 2012 года в г. Орехово-Зуево постановлением № 14/784/79 консультанта территориального отдела № 14 - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Селютина А.Н. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей на ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») по ст.12 Закона МО № 161/2004-03 от 30.11.2004г. - складирование и хранение строительных и иных материалов, изделий и конструкций, грунта, крупногабаритного мусора, различной специальной техники, оборудования, машин и механизмов на необорудованной для этих целей территории, а равно вне отведенных в установленном порядке для этих целей мест, либо с нарушением норм и правил безопасности жизни и здоровья людей, а именно «31» октября 2012 года в 11 час. 20 мин., в месте общественного пользования, по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Староореховская, полоса отвода железной дороги, механические мастерские ПЧ-2 Московско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО «РЖД», выявлено, что на участке территории с зелеными насаждениями, прилегающем к ограждению территории механических мастерских ПЧ-2 Московско-Курского отделения Московской железной дороги, а так же справа и слева от железнодорожного полотна, проходящего от механических мастерских вдоль проезжей части ул. Староореховской, ОАО РЖД» осуществляет складирование и хранение бывших в употреблении деревянных и железобетонных шпал, ж/б плит и иных ж/б конструкций, а так же резиновых изделий и деревянных поддонов - на необорудованной для этих целей территории, а равно вне отведенных в установленном порядке для этих целей мест, с нарушением норм и правил безопасности жизни и здоровья людей, на общей площади около 200 метров квадратных (Протокол №14/784/79 от 29.11.2012г.).

На основании установленных данных, в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2012 г., а 29.12.2012 г. вынесено оспариваемое постановление № 14/784/79  о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 90 000 рублей в соответствии со ст. 12 Закона Московской области №161/2004-ОЗ «О государственной административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».

Наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое постановление подтверждается  Положением о Главном Управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденым. Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2004 № 828/53, согласно которому для осуществления возложенных  на него задач и полномочий, Госадмтехнадзор Московской области имеет право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Московской области, выносить постановления по результатам их рассмотрения, налагать в установленном порядке в пределах своей компетенции административные взыскания (п.11.9).

Суд также установил, что оспариваемое постановление принято при надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Имеются и событие в действиях Общества, а также состав правонарушения, предусмотренный ст. 12 Закона МО № 161/2004 ОЗ, а именно: складирование и хранение строительных материалов, изделий и конструкций, грунта, крупногабаритного мусора, различной специальной техники, оборудования, машин и механизмов вне отведенных для этих целей в уста­новленном порядке мест или с нарушением норм и правил безопасности жизни и здо­ровья людей.

Доводы ОАО «РЖД» о незаконности вынесенного в отношении ОАО «РЖД» постановления по делу об административном правонарушении №14/784/79 от 29.12.2012 года  опровергаются иными данными (доказательствами) содержащимися в материалах административного дела.

Статьями 1.1., 2.1., 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.

Закон Московской области от 30.11.2004 г. № 161/2004-03 «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» определяет порядок государственного административно-технического надзора и административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.

В соответствии со ст. 12 Закона МО от 30.11.2004 № 161/2004-03 -складирование и хранение строительных и иных материалов, изделий и конструкций, грунта, крупногабаритного мусора, различной специальной техники, оборудования, машин и механизмов па необорудованной для этих целей территории, а равно вне отведенных в установленном порядке для этих целей мест, либо с нарушением норм и правил безопасности жизни и здоровья людей, в том числе при организации и производстве земляных, строительных, дорожно-строительных и иных видов работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ст.4 Закона Московской области №249/2005-03 от 29.11.2005г. «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.

Пунктом 1 статьи 9 Закона Московской области № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005г. «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» определено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.

Пунктом 1 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора, образующегося в результате хозяйственной деятельности, с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Пунктами 19 и 20 статьи 6 Закона МО № 249/2005-ОЗ от 29.1 1.2005 года установлено, что:

- сбор и временное хранение крупногабаритного и строительного мусора допускается только в бункерах-накопителях либо на контейнерных площадках в специально оборудованных отсеках, имеющих твердое покрытие и ограждение с трех сторон;

- проезжая часть, обочины, полосы отвода, разделительные полосы автомобильных и железных дорог должны быть очищены от посторонних предметов и загрязнений.

Согласно п.7 ст. 13 Закона Московской области № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005г., установлено, что строительные материалы, изделия, конструкций, оборудование должны складироваться, а некапитальные сооружения (строительные вагончики, бытовки, будки и т.п.) размещаться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденным проектом организации строительства и планом производства работ.

При необходимости складирования материалов, изделий, конструкций, оборудования, а также размещения некапитальных сооружений и устройства временного отвала грунта за пределами строительной  площадки или  за пределами ограждения места проведения ремонтных, аварийных и иных работ, места для этого определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 23 Закона Московской области №249/2005-03 от 29.11.2005г., установлена обязанность хозяйствующих субъектов обеспечивать сохранность зеленых насаждений и обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящим Законом, не допускать складирования на зеленые насаждения мусора, материалов, изделий, конструкций и т.п.

Пункт 2 статьи 5 данного Закона устанавливает границы уборки территории, которые определяются границами земельного участка па основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии не менее 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 3 данного Закона определяет лиц, обязанных организовывать и производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов на территории Московской области, а именно: «граница по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров - на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория».

Статья 2 Закона Московской области № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005г. «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», раскрывает содержание понятий хозяйствующий субъект и территория хозяйствующего субъекта, а именно:

Хозяйствующие субъекты - коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Территория хозяйствующего субъекта - часть территории Московской области, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта.

Аналогичные требования предусмотрены: подпунктом 1(6) пункта 3. подпунктами 1-4, 23 пункта 4, подпунктом 7 пункта 12, подпунктом 1 пункта 8 и подпунктом 5 пункта 19 «Правил но содержанию, организации уборки и благоустройству территории г. Орехово-Зуево», утвержденных Решением Совета депутатов г. Орехово-Зуево, Московской области № 530/44 от 25.05.2006г. (далее по тексту Правила), а именно:

1) Подпунктами 1,2 и 3 пункта 4 Правил определено, что «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частных домовладений, ЖСК, ТСЖ. кондоминиумы, гаражные кооперативы и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны производить регулярную уборку, как территорий хозяйствующих субъектов, так и прилегающих к ним подведомственных территорий. Во всех общественных местах:

па улицах, бульварах, в парках, скверах, дворах, па внутриквартальных территориях, стадионах, автозаправочных станциях, автостоянках, рынках, объектах торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, в других местах массового посещения людей и на прилегающих к ним территориях, должны соблюдаться чистота и порядок. Уборка городских территорий должна произво­диться ежедневно».

2) Подпунктом 4 пункта 4 установлены границы уборки территорий, которые определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком и прилегающей к границам территории, а именно: для промышленных предприятий и хозяйствующих организаций - до проезжей части автодороги, либо до границ соседнего участка, но не более 15 метров;

3) Подпунктом 23 пункта 4 Правил установлено, что запрещено: складирование строительных материалов, конструкций, топлива (угля, дров и т.п.), органических и минеральных удобрений за границами участков индивидуальной жилой застройки и строительных площадок;

4) Подпунктом 7 пункта 12 Правил, определено, в целях обеспечения сохранности зеленых зон хозяйствующие субъекты обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений и не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.:

5) Подпунктом 1(6) пункта 3 Правил установлена обязанность по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории до границ с соседствующими субъектами - на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория.

6) Подпунктом 1 пункта 8 Правил установлена обязанность по уборке, содержанию и благоустройству территории полосы отвода железной дороги, а так же территорий к ней прилегающих, а именно: обязанности но уборке, содержанию и благоустройству территории полосы отвода железной дороги (в полосу отвода железных дорог входят: земли занятые железнодорожными путями, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными сооружениями, а так же земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы и платформы, искусственные сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные и иные здания, строения и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта (откосы, насыпи, проезды, переходы через пути и т.д.), а гак же территорий к ней прилегающих -возлагаются на ОАО «Российские железные дороги».

7) подпунктом 5 пункта 19 Правил,  в целях обеспечения сохранности зеленых зон, хозяйствующие субъекты обязаны:

- обеспечивать сохранность зеленых насаждений;

- обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.;

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» к землям железнодорожного транспорта относятся: земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Так же в данной части статьи дано определение полосы отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ).

Частью 1 статьи 9 данного Закона установлено, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться  в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

Приказом МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», зарегистрированного в Минюсте РФ 27.07.1999 № 1848 определено, что содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Этим же Приказом установлена обязанность железных дорог:

- соблюдать установленный порядок использования полосы отвода;

- содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту;

не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель.

В обоснование заявленных требований ОАО «РЖД» ссылалось на то, что право общества на земельный участок, расположенный в полосе отвода железной дороги (в месте складирования и хранения бывших в употреблении деревянных и железобетонных шпал, ж/б плит и иных ж/б конструкций, а так же резиновых изделий и деревянных поддонов), по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Староореховская, полоса отвода железной дороги, рядом с механическими мастерскими ПЧ-2 Московско-Курского отделения Московской .железной дороги ОАО «РЖД» -ничем не подтверждено.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2011 года по делу №А40-125057/10-2-599 в удовлетворении требований ОАО «РЖД» о признании незаконным и отмене постановления Госадмтехнадзора Московской области № 14/784/99 от 10.09.2010 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 12 Закона Московской области от 30.11.2004 г. № 161/2004-ОЗ, ОАО «РЖД» отказано. При этом, решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2011 года по делу №А40-125057/10-2-599  установлен факт принадлежности территории полосы отвода железной дороги, расположенной вдоль ул. Староореховская, г.Орехово-Зуево, Московской области - ОАО «РЖД».

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.

Таким образом, Госадмтехнадзор Московской области освобождается от доказывания факта принадлежности именно ОАО «РЖД» участка территории с зелеными насаждениями (на котором осуществлялось складирование и хранение бывших в употреблении деревянных и железобетонных шпал, ж/б плит и иных ж/б конструкций, а так лее резиновых изделий и деревянных поддонов) и расположенного, по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Староореховская, полоса отвода железной дороги, рядом с механическими мастерскими ПЧ-2 Московско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО «РЖД», так как данное обстоятельство, установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2011 года по делу №А40-125057/10-2-599.