АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А53-26312/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «23»  мая  2013 г.

Полный текст решения изготовлен  «30»  мая  2013 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

Судьи Л.В. Чебановой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.Ю. Григоренко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску  Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания»  (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095)

к ответчику: Обществу с ограниченной ответственностью «Донская Управляющая компания ЖКХ Ворошиловского района»  (ИНН 6161060393, ОГРН 1116193000670)

о взыскании задолженности и пени в размере  1 913 143, 36  руб.

при участии:

от истца: представитель  Джарылкапова С.А.  по доверенности № 54 от 30.12.2012 года.

от ответчика:  представители не явились

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания»  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Донская Управляющая компания ЖКХ Ворошиловского района»  о взыскании задолженности и пени в размере 1 913 143, 36  руб., возникших в результате ненадлежащего исполнения  договора энергоснабжения № 5032  от 11.11.2008 года.

Истец в судебное заседание явился, по существу спора пояснил, что  всего в счетах за спорный период (сентябрь-октябрь, декабрь 2011 года) было выставлено к оплате 4 053 680, 36 руб.. В связи с выполнением перерасчета долга по нормативу потребления сумма задолженности составляла 3 272 496, 32 руб.  За спорный период ответчиком произведены оплаты по выставленным счетам на общую сумму  2 140 537, 00 руб. В связи с проведенным перерасчетом долг  на дату настоящего судебного заседания составляет  1 131 959, 32 руб., сумма  пени  - 60 661, 14  руб.

Уточненные расчеты истца судом приняты к рассмотрению и расценены как ходатайство в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Также истец заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему  делу  в связи с рассмотрением судебного дела № А 53- 3525/2013.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено судом. При этом суд руководствовался следующим.

Действительно, в соответствии с ч.1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Однако, в рамках дела №А53-3525/2013 о  признании несостоятельным (банкротом) ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Донская Управляющая Компания ЖКХ Ворошиловского района» (ИНН 6161060393, основной государственный регистрационный номер 1116193000670, место нахождения: г. Ростов-на-Дону, ул. Герасименко, д. 13а ) определением от 07.03.2013 года  заявление принято и  возбуждено производство по делу. Т.е. основание для заявления о приостановления - введение наблюдения - еще не наступило.

Ответчик в судебное заседание не явился. По существу исковых требований считает, что истцом в спорный  период (сентябрь-октябрь 2011 года  и  декабрь 2011 года) не был установлен тариф для населения на горячую воду в связи с чем, примененные истцом тарифы на теплоноситель для нужд горячего водоснабжения при расчетах за горячую воду  незаконны и применении не подлежат.

Выслушав представителей  сторон, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Изучив материалы дела, суд установил, что между ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» (энергоснабжающей организацией) и ООО  ЖКХ «Тоник» (правопредшественником ответчика, абонентом) был заключен договор энергоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) № 5033 от 11.11.2008 г., в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию и химочищенную воду, а абонент обязался принять и оплатить полученную тепловую энергию и химочищенную воду в объеме, в сроки и на условиях предусмотренных договором. Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что расчеты за тепловую энергию и химочищенную воду производится по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам и Мэром города Ростова-на-Дону. Оплата за потребленную тепловую энергию и химочищенную воду производится абонентом до 30 числа месяца, следующего за расчетным, на основании показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя или договорных нагрузок и действующих тарифов платежными поручениями по счетам, полученным в энергоснабжающей организации (пункт 5.2 договора).

08.06.2009 г. между ООО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» (арендодателем) и ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (арендатором) был заключен договор аренды имущества № 110/КУ, по которому арендатор с 01.07.2009 г. получил от арендодателя в пользование имущество, используемое для производства и транспортировки тепловой энергии. В связи с этим, 16.06.2009 г. между ООО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» (энергоснабжающей организацией), ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» и ООО «Управляющая организация ЖКХ» (абонентом) было подписано дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 г., согласно которому ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» с 01.07.2009 г. стало энергоснабжающей организацией по договору энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 г.

ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8», в лице филиала «Ростовская генерация», прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования, правопреемником данного юридического лица является ООО «Южная генерирующая компания - ТГК-8», что подтверждается протоколом № 17 внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8», передаточным актом, а также свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 03.09.2009 г.

25.05.2010 г. состоялось внеочередное общее собрание участников ООО «Южная генерирующая компания - ТГК-8», на котором было принято решение о реорганизации ООО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» в форме выделения из него ООО «ЮГК-Астраханьэнерго», ООО «ЮГК-Волгоградэнерго», ООО «ЮГК-Кубаньэнерго», ООО «ЮГК-Ростовэнерго» и ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания».

30.11.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и ООО «Управляющая организация ЖКХ» было подписано дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 г., согласно которому ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» с 01.01.2011 г. стало энергоснабжающей организацией по договору энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 г.

В соответствии с заключенным договором энергоснабжения, энергоснабжающая организация - ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», в период действия договора, в том числе в период с  сентября по октябрь 2011 года и в декабре  2011 г., поставляла абоненту тепловую энергию и горячую воду, которые были приняты надлежащим образом абонентом, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Ответчик, в нарушение условий договора  потребленную тепловую энергию и горячую воду полностью  и своевременно не оплатил.

Ссылаясь на то, что ответчиком своевременно не исполнена обязанность по оплате поставленной тепловой энергии и горячей воды, ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» неоднократно направляло  в адрес ООО «Донская Управляющая компания ЖКХ Ворошиловского района» претензии с требованием оплатить имеющуюся задолженность, однако ответчик оставил данные претензии без ответа, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По своей правовой природе договор № 5032 от 11.11.2008 является договором, опосредующим отношения, связанные со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, к которому в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Поскольку в рамках спорных правоотношений тепловая энергия приобретались ответчиком для оказания коммунальных услуг гражданам, проживавшим в спорный период в домах, находившихся в управлении ответчика, постольку в силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июня 2009 года № 525/09 по делу № А31-333/2008-8 к спорным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила № 307).

В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ наделяла полномочием по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения) органы местного самоуправления.

Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице товарищества собственников жилья у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

В рассматриваемом случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.

Как установлено судом и при рассмотрении дела и следует из материалов дела, общество взимало с потребителей, снабжавшихся по открытой системе теплоснабжения плату за горячее водоснабжение (теплоснабжение) исходя из следующей стоимости теплоносителя и нагрева:

- с 12.05.2011 - установленный РСТ тариф на теплоноситель 26,68 руб./т., плюс стоимость нагрева 877,42 руб. за Гкал. В результате, размер платы для граждан за горячую воду составлял сумму выставлявшейся обществом управляющим компаниям платы за нагрев и теплоноситель.

Таким образом,  при расчете задолженности истец  правомерно исходил из тарифа на тепловую энергию, утвержденного Постановлением РСТ по Ростовской области от 29.12.2010 г. № 21/5, и равного 877,42 руб. (без НДС), тарифа на теплоноситель, установленного Постановлением РСТ по Ростовской области от 28.04.2011 г. № 8/10, и равного 26,68 (без НДС).

Согласно п. 47 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Как обосновано выше, общество с использованием систем централизованного горячего водоснабжения открытого типа поставляло горячую воду для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения населению, то есть удовлетворяло указанным требованиям.

В соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными во исполнение закона № 210-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08г. N 520 (далее - Правила регулирования тарифа), поставка горячей воды является регулируемым видом деятельности; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов; обязанность по обращению в орган регулирования для установления тарифов возложена на организацию коммунального комплекса.

Согласно п.п. 6, 7, 48 Основ ценообразования тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию.

Из этого следует, что в силу прямого указания Основ ценообразования, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду и не может быть выделена в качестве отдельной составляющей платы за горячее водоснабжение.

В соответствии с пунктом 5.1 договора расчет за тепловую энергию и химочищенную воду производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам и Мэром г. Ростова-на-Дону.

Поскольку тарифы на тепловую энергию относятся к устанавливаемым и регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, расчеты между сторонами спорного договора должны производиться на основании тарифов, установленных соответствующими органами.

Таким образом, истец должен  и обязан производить расчеты по тарифам, утвержденными в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Так, пунктом 5.2 договора стороны согласовали, что оплата за потребленную тепловую энергию и химочищенную воду производится абонентом до 30 числа месяца, следующего за расчетным, на основании показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя или договорных нагрузок и действующих тарифов платежными поручениями по счетам, полученным в энергоснабжающей организации, то требование истца о взыскании основной задолженности является законным.

Заявление ответчика о необходимости применения к взаиморасчётам сторон тарифа на горячее водоснабжение, установленного Постановлением Мэра г.Ростова н/Д от 01.12.2008 N 1266, вместо тарифов, утвержденных постановлениями РСТ от 29.12.2010 № 21/5 и от 28.04.2011 № 8/10, не правомерно ввиду следующего.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1266 от 01.12.2008 «Об установлении тарифов на горячую воду» (в ред. от 31.12.2008) для ростовского филиала ООО «ЮГК ТГК-8» с 01.01.2009 был установлен тариф на горячую воду с учетом стоимости химически очищенной воды для категории «население» в размере 18,75 руб. с НДС (или 15,89 руб. без НДС). Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 201 от 18.03.2010 (опубликовано 24.03.2010 в печатном издании «Ростов официальный») положения вышеуказанного постановления № 1266 об установлении стоимости химически очищенной воды были признаны утратившими силу.

Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011, и в действующей редакции) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).

Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ростовской  области таким органом является Региональная служба по тарифам по РО.

Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод; тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Органы регулирования устанавливают два вида тарифов на горячую и холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод: одноставочный тариф и двухставочный тариф. Одноставочный тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями (пункт 7 Основ ценообразования).

Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, такие системы подразделяются на присоединенные к закрытым системам теплоснабжения, присоединенные к открытым системам теплоснабжения и системы централизованного горячего водоснабжения с отдельными сетями. Открытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.

Согласно материалам дела системы теплоснабжения городов присутствия ООО «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания», к которым относится и г. Ростов-на-Дону, являются открытыми. То есть общество является организацией, осуществляющей при открытой системе теплоснабжения непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабжения.

Учитывая изложенное, тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды, и, во-вторых, оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (закрытая система теплоснабжения).

Из материалов дела не усматривается, что внутридомовое инженерное оборудование, используемое для охлаждения сетевой воды до нормативной температуры "горячей воды", используемой гражданами для личного и бытового потребления, принадлежит истцу на праве собственности или ином допускаемом законом основании либо эксплуатируется им в целях доведения "сетевой воды" до указанных нормативных температурных требований.

Следовательно, истец не является организацией, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказывающей услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Отношения между исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ответчиком) и ресурсоснабжающей организацией (истцом) регулируются пунктом 15 Правил N 307, согласно которому приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Постановление N 520), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.