• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А55-969/2013

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 30 мая 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курносовой Д.Г.

рассмотрев в судебном заседании 17-23 мая 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Маркет»

к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,

к Министерству строительства Самарской области

о признании незаконными отказов

при участии в заседании

от заявителя - представитель Андрианов Е.Л., доверенность

от Департамента строительства - представитель Крайнова О.А., доверенность

от Министерства строительства - представитель Сидоренко С.В., доверенность

Установил:

ООО «Маркет» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара № СП-9/5126-0-1 от 13.09.2012 года, о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области № 3/7012 от 10.10.2012 года и обязании Депратмент выполнить работы по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе жилого дома № 87 по Московскому шоссе в Промышленном районе города Самары для строительства выставочного зала и спортплощадки по заявлению ООО «Маркет» и обязании Министерства в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка предоставить ООО «Маркет» земельный участок для строительства.

В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам заявления.

Представитель Министерства строительства возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве, пояснила, что Акт о выборе испрашиваемого участке в Министерство не представлен, в связи с чем Министерство не имеет возможности принять решение по заявлению.

Кроме того, указало, что в настоящее время предоставление участка возможно исключительно посредством процедуры публичных торгов.

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебном заседании возражал относительно требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, выслушав пояснения присутствующих представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 07.11.2011 года заявитель обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства выставочного зала и спортплощадки по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, в районе дома № 87 (л.д. - 46-47).

Предполагаемая площадью участка - 1700 кв.м., 1000 кв.м. - выставочный зал, 700 кв.м. - спортплощадка.

На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство выставочного зала и спортплощадки было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка письмом от 15.11.2011 года ( л.д. - 71).

Письмом от 26.06.2012 года заявитель обратился в Министерство с письмом с просьбой сообщить результаты рассмотрения заявления ( л.д. - 72).

В ответ на указанное обращение Министерство письмом от 02.07.2012 года № 3/4494 сообщило Обществу о невозможности принятия решения по заявлению ввиду отсутствия Акта о выборе испрашиваемого участка, а также утвержденной схемы расположения (л.д. - 73-74).

13.09.2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству строительства о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка для строительства, так как в соответствии с топографическими материалами Департамента, испрашиваемый участок расположен на благоустроенной территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому № 87 по Московскому шоссе в Промышленном районе г. Самара (л.д. - 75-76).

На основании данного письма, Министерство строительства Самарской области 10.10.2012 года № 3/7012 отказало в принятии решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. - 77-79).

Считая указанные отказы незаконными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30,31,32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. № 74 (Далее - Регламент).

Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель предоставляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Заявление ООО «Маркет» в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Заявитель полагает, что Департамент незаконно отказал в выборе земельного участка по основанию, изложенному в отказе.

Согласно статье 4 Закона Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» основаниями для отказа в утверждении Схемы являются 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;

3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;

4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;

5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;

6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. Отказ в утверждении Схемы может быть обжалован в судебном порядке.

Изложенный в отказе довод о нахождении испрашиваемого участка в границах благоустроенной территории жилого дома № 87 по ул. Московское шоссе судом признается несостоятельным.

В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке от 14.05.2013 года № 63-00-102/13-215397 с кадастровым номером 63:01:0714001:729 площадью 1365,90 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 87 с разрешенным использованием - жилой дом.

Однако из кадастровой выписки следует, что данный участок не имеет установленных границ, площадь является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.

В судебном заседании представитель Департамента пояснила, что не обладает информацией об утверждении границ земельного участка под жилым домом № 87 по ул. Московское шоссе.

При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие утвержденных границ земельного участка по жилым домом № 87 по ул. Московское шоссе, суд считает довод Департамента о нахождении испрашиваемого участка в границах благоустроенной придомовой территории предположительным и не подтвержденным достаточными доказательствами.

Вместе с тем, при принятии данного судебного акта суд исходит из следующего.

Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый участок расположен в границах территориальной зоны Ж-4.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимым является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлению земельного участка предшествует процедура его формирования и кадастрового учета. Из материалов дела усматривается, что кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не произведен.

Пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право органа государственной власти, как принять решение о согласовании места размещения объекта на земельном участке, так и отказать в размещении объекта. При этом, следует также отметить, что любое из вышеназванных решение может быть принято лишь при наличии надлежащим образом оформленного акта о выборе земельного участка и приложенных к нему утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в связи с принятием постановления Правительства Самарской области № 639 от 09.11.2012 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах, испрашиваемый участок для строительства развлекательных комплексов (центров), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, складских объектов, объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах физической культуры и спорта, культуры и искусства подлежит предоставлению исключительно на торгах.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области № 639 от 09.11.2012, то есть в настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.

Указанный нормативный правовой акт не оспорен, не признан недействительным и является действующим.

Довод заявителя о том, что заявление о выборе подано обществом до принятия Постановления Правительства Самарской области № 639, в связи с чем в настоящее время работа по предоставлению участка с предварительным согласованием возможна, судом признается ошибочным.

Процедура предоставления участка с предварительным согласованием в данном случае не начата: информирование населения не проводилось, Акт о выборе не составлялся, схема расположения не утверждалась, в связи с чем, рассмотрение заявления в настоящее время должно осуществляться с учетом положений Постановления Правительства Самарской области № 639.

В связи с чем, у суда в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на заинтересованные лица обязанности по предоставлению земельного участка в порядке предварительного согласования.

Ссылаясь на положения гражданского законодательства о действии актов гражданского законодательства во времени, заявитель указывает на тот факт, что новый порядок предоставления земельных участков для строительства установлен только в отношении тех заявлений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которые поступили заинтересованному лицу после принятия постановления № 639 от 09.11.2012 года.

Между тем согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением от 09.11.2012 года № 639, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, поэтому названный нормативно-правовой акт не является актом гражданского законодательства и правила ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему применяться не могут.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 г. по делу N А44-1408/2012, Постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25 января 2013 г. по делу № А72-8342/2012.

Довод заявителя о наличии судебного акта по делу № А55-23939/2012, которым признано незаконным бездействие Департамента строительства, не свидетельствует о возможности в настоящее время провести процедуру выбора испрашиваемого земельного участка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2012 года по делу № А55-23939/2012 года суд признал незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в не рассмотрении заявления по оформлению акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в период с 19.12.2011 по 13.09.2012.

Вместе с тем, данным судебным актом на Департамент строительства не возложено каких-либо обязанностей.

Кроме того, суд считает, что права заявителя не нарушены оспариваемыми отказами, так как Общество имеет право в установленном порядке участвовать в предоставлении участка при проведении торгов на равных условиях с иными претендентами.

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, суд пришел к выводу о том, что отказ Министерства строительства Самарской области и отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не нарушает права и интересы заявителя.

В связи с чем, суд отказывает заявителю в удовлетворению требований.

Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110,112,167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-969/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 30 мая 2013

Поиск в тексте