АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2013 года Дело N А55-5878/2013

в составе

Судьи Стениной А.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Закрытого акционерного общества "Самараагропромпереработка", Самарская область, пгт Безенчук

От  25 марта 2013 года  №

к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

в Самарской области, г. Самара

об отмене постановления № 36-13/64 от 04.02.2013 о назначении административного наказания

Без вызова сторон

установил:

Закрытое акционерное общество "Самараагропромпереработка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/64 от 04 февраля 2013 года о назначении административного наказания, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Определением суда от 29.03.2013 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа  на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Административный орган представила материалы административного дела и отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, т.к.,  по его мнению, факт правонарушения, вина в его совершении ЗАО "Самараагропромпереработка", а также соблюдение процедуры привлечения к ответственности подтверждается материалами административного дела.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

17 января 2013 года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенной стоимости Самарской таможни был составлен протокол об административном правонарушении № 10412000-35/2013 по факту совершения  ЗАО "Самараагропромпереработка" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3. ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/64 о назначении административного наказания от 04 февраля 2013 года, заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При оценке доказательств, представленных сторонами, суд исходил из требований ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложившей приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший акт, а также из требований ч.1 ст. 65 АПК, возложившей на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что 16.02.2012 ЗАО «Самараагропромпереработка», Россия (Продавец) и AS Eesti Viljasalv, Эстония (Покупатель) заключили контракт № 59, согласно условиям которого:

-  п.1: Товар: Шрот подсолнечный тостировенный (негранулированный).

-  п.4.1: Цена товара 150 долларов США на базисе DAP ст. Посинь, Октябрьской ж.д., согласно ИНКОТЕРМС 2010;

п.4.2: Сумма контракта 1 650 000,00 долларов США;

п.4.3: Максимальная сумма контракта: 1 666 500 долларов США;

п.4.4: Окончательная сумма контракта определяется в акте сверки расчетов, который подписывается сторонами в течение 30 календарных дней от даты отгрузки последней партии товара;

п.6.1: Условия оплаты: Покупатель производит 100% предоплату каждой отгружаемой партии товара в день, предшествующий дню отгрузки на основании уведомления о загрузке вагонов и счета Продавца. Окончательный взаиморасчет производится сторонами в течение 5 банковских дней от даты отгрузки последней партии товара на основании акта сверок взаимных расчетов.

-  п.6.3: Дата оплаты - дата поступления денежных средств на счёт Продавца;

-  п.6.4: Все налоги, пошлины, банковские и другие сборы, относящиеся к заключению и выполнению данного контракта, на территории Продавца оплачиваются Продавцом, а на территории Покупателя за счёт Покупателя;

-  п.7.1: Базис поставки: DAP ст. Посинь Октябрьской ж/д, согласно ИНКОТЕРМС 2010;

-  п.7.2: Вид транспорта: железнодорожный транспорт;

-  п.7.3: Сроки отгрузки всего товара по контракту с 20.03.2012 по 10.05.2012 включительно. Дата штемпеля станции отправления на ж/д накладной считается датой отгрузки;

-  п.7.5: Грузополучатель: ООО «РИАГРО», Латвия, Рига, ул. Алукснес, 5-11;

-  п. 13.5: Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и действителен до 31.05.2012.

Дополнительным соглашением от 16.02.2012 б/н стороны по контракту договорились  о нижеследующем:

-  п.6.1 Условия оплаты: Оплата первой партии товара в размере не более 400 тонн на общую сумму мне более 60 000,00 долларов США покупатель оплачивает в течении 30 кулендарных дней от даты отгрузки. За следующие партии товара покупатель вносит 100% предоплату в день предшествующий дню отгрузки на основании уведомления о загрузке вагонов и счета (инвойса) Продавца. Окончательный взаиморасчет производится сторонами в течение 5 банковских дней от даты отгрузки последней партии' товара на основании акта сверок взаимных расчетов.

Дополнительным соглашением от 31.05.2012 № 3 стороны по контракту договорились продлить срок действия контракта №59 от 16.02.2012 до 25.06.2012 включительно.

По данному контракту резидентом 21.03.2012 в ОАО «АЛЬФА-БАНК», оформлен паспорт сделки № 12030510/1326/0000/1/0. С учётом внесенных в контракт изменений дополнительными соглашениями от 16.02.2012 б/н, от 31.05.2012 № 3 по ПС №12030510/1326/0000/1/0 (переоформления № 01 от 16.04.2012, № 02 от 01.06.2012) общая сумма контракта составляет 1 650 000,00 долларов США, дата завершения исполнения обязательств по контракту приходится на 25.06.2012.

Согласно отметки Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на ДТ № 10412060/090412/0003642 проставлена дата  09.04.2012. Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены 01.11.2012, т.е. с просрочкой 129 рабочих дней, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6.3. статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком России устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам).

Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, который предусматривает следующее:

действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (п. 1.1);

в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации или вывоз товаров с территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (п. 2.2);

резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения № 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (п. 2.4).

Форма грузовой таможенной декларации была установлена Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации от 04.09.2007 № 1057 (утв. Приказом ФТС РФ), которая утратила силу.

С 01 января 2011 г. применяются форма декларации на товары и Инструкция по её заполнению на территории Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257.

Согласно п. X «Порядок заполнения граф ДТ должностным лицом» Инструкции от 20.05.2010 №257:

В графе «С» основного и добавочного листов ДТ под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля.

Под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров (ХХХХХХ -день, месяц, две последние цифры года).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.

Согласно Указания ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения № 258-П, составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению № 258-П и представляемая в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением № 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

Согласно отметке Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на ДТ № 10412060/090412/0003642 выпуск товаров в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры осуществлен таможенным органом 09.04.2012.

Следовательно, в соответствии с требованиями п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П, ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 24.04.2012.

Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены 01.11.2012, что подтверждается отметкой банка на справке о подтверждающих документах. Просрочка составила 190 дней.

С 01.10.2012 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) .

Со дня вступления в силу Инструкции № 138-И утратило силу Положение Центрального ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (п. 21.2 Инструкции № 138-И).

Таким образом, на момент привлечения заявителя к ответственности порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций был установлен Инструкцией № 138-И и предусматривает следующее:

справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5);

при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (п. 9.1):

в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации щ наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - таможенную декларацию, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК") (п.п. 9.1.1);

-  справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (п. 9.2):

в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации (п. п. 9.2.1).

С учетом изложенного ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, т.е. не позднее 28.04.2012.

Таким образом, Инструкция № 138-И содержит более длительный срок исполнения обязанности по представлению справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, чем Инструкция № 117-И.

Следовательно, в силу положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное ЗАО «Самараагропромпереработка» правонарушение правомерно квалифицировано административным органом с учетом новых требований законодательства.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, вина юридического лица характеризуется наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

На заявителе лежит обязанность по соблюдению порядка представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Им не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного порядка произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.

С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии в действиях ЗАО «Самараагропромпереработка» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.