• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2013 года Дело N А55-4378/2013

в составе судьи

Мехедовой В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, дело по заявлению

Администрации сельского поселения Новая рачейка муниципального района Сызранский Самарской области, 446081, Самарская область, с. Новая рачейка, ул. Панина, 6

к Государственной Жилищной инспекции Самарской области, 443010, Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, д. 1

об оспаривании постановления

без вызова сторон,

установил:

Администрация сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области № Сз-20514 от 16.10.2012 и решения № Сз-20514/О от 23.01.2013.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 года указанное заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 АПК РФ. При этом судом было предложено сторонам представить документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок не позднее 22.04.2013, а в срок не позднее 20.05.2013 года - дополнительные документы. Указанное определение получено сторонами, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении определения заинтересованному лицу - № 34512 и заявителю - № 34513.

В соответствии с пунктом 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В установленные судом сроки от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление вх.№ 44677 от 22.04.2013 с приложением материалов административного дела, которые приобщены к материалам дела в порядке ст.ст. 75, 81 АПК РФ.

Как следует из отзыва административной комиссии на заявление, административный орган считает вынесенное постановление о привлечении администрации к административной ответственности и решение об отказе в признании незаконным и отмене постановления, законным и просит в удовлетворении заявления отказать.

От заявителя с сопроводительным письмом потупили дополнительные документы по делу (вх.№ 45410 от 23.04.2013), которые были приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ и размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области.

Сроки, установленные арбитражным судом для представления в суд доказательств и иных документов, истекли.

С учетом положений ч. 1 ст. 121, ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, надлежащим образом извещены, что, согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», позволяет рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Как следует из материалов дела, на основании обращения нанимателей муниципальной квартиры заместителем руководителя государственной жилищной инспекции издано распоряжение от 17.09.2012г. № Сз-20514 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области (далее - администрация), с целью проверки и принятия мер по изложенным в обращении фактам ненадлежащего содержания жилого дома № 5 по ул. Новостроевской в с.п. Новая Рачейка, Сызранского района, Самарской области.

04.10.2012г. в ходе проведения указанных мероприятий выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в: неисправности кровли из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев над квартирой № 11), неисправность системы центрального отопления (отсутствие отопления в квартире № 11), отсутствие трубопровода системы отопления, отопительных приборов в квартире № 11, тем самым нарушены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, п.п. 4.6.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170.

По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица № Сз-20514 от 04.10.2012г., а также в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2 и 28.3 КоАП РФ составлен протокол № Сз-20514 от 05.10.2012г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.

Постановлением руководителя Западного управления жилищного надзора от 16.10.2012г. № Сз-20514 администрация с.п. Новая Рачейка м.р. Сызранский, Самарской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, в части наложения штрафа, заявитель обратился к руководителю государственной жилищной инспекции с жалобой. В результате рассмотрения жалобы, руководителем государственной жилищной инспекции вынесено оспариваемое решение от 23.01.2013г. № Сз-20514/О, согласно которому жалоба оставлена без удовлетворения, а постановление № Сз-20514 от 16.10.2012г. - без изменения.

Решение вынесено в соответствии с требованиями статей 30.4 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы присутствовал представитель заявителя.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании постановления и решения принятого Государственной Жилищной инспекцией Самарской области в отношении Администрации.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и представленные им доказательства, а также возражения заинтересованного лица, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домом и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа (на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Из материалов административного дела и объяснений законного представителя правонарушителя - главы сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский следует, что с 2009 г. до настоящего времени в собственности с.п. Новая Рачейка находится многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Новостроевской, с.п.Новая Рачейка.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация содержания муниципального жилищного фонда, и в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу положений части 4 ст. 30 собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Являясь наймодателем по договору социального найма, администрация обязана принимать участие в надлежащем содержании и проведении текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем помещение, в силу положений статей 676, 681 ГК РФ.

Таким образом, в связи с передачей муниципального жилищного фонда в собственность с.п. Новая Рачейка, обязанность по надлежащей эксплуатации (содержанию) и проведению капитального ремонта общего имущества жилого дома перешла к новому собственнику - сельскому поселению в лице исполнительно-распорядительного органа -администрации с.п. Новая Рачейка.

Согласно части 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Собственник жилищного фонда с учетом выбранного способа управления многоквартирным жилым домом или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.

Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.

Текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе крыши многоквартирного дома).

Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003г. за № 5176, опубликованы в «Российской газете» от 23.10.2003г. № 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которые в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В приложении № 8 к указанным Правилам приведен примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт.

Согласно пункту 4.6.1.2 Правил эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, неисправности кровли из рулонных материалов (отслоение от снования, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев). Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении № 2 Правил эксплуатации.

Согласно п. 5.2.1 Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления в подающем и обратном трубопроводах; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Факт достижения установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня физического износа предельно допустимых характеристик надежности и безопасности общего имущества (иными словами - необходимость проведения капитального ремонта), устанавливается, в частности, собственниками помещений или ответственными лицами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, в выданном им предписании.

Таким образом, все вышеперечисленные нормативные правовые акты в их совокупности обязывают органы местного самоуправления, наравне с другими собственниками помещений, за счет собственных средств нести бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома.

В связи с этим, администрация с.п. Новая Рачейка была обязана, в соответствии с действующим законодательством РФ, вложить свои средства и организовать проведение ремонта кровли и системы центрального отопления муниципальной квартиры № 11 многоквартирного дома № 5 по ул. Станиславского в с.п. Новая Рачейка, пропорционально своей доли в праве общей долевой собственности на общее имущество указанного жилого дома.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В 2009 году Решением Арбитражного суда Самарской области администрации сельского поселения Новая Рачейка был передан жилфонд от СХА (колхоз) им.Ленина, следовательно администрация с.п. Новая Рачейка является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7. 22 КоАП РФ.

Вышеперечисленные действия (бездействия) Администрации образуют формальный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 18.1 названного Постановления от 02.06.2004 N 10 установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит исключений применения статьи 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

При исследовании материалов дела, судом установлено, что обстоятельства совершенного обществом правонарушения свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, отсутствуют какие-либо негативные последствия.

Как следует из представленных заявителем документов, Решением Арбитражного суда Самарской области администрации сельского поселения Новая Рачейка в 2009 году был передан жилфонд от СХА (колхоз) им.Ленина. Жилфонд находился в неудовлетворительном состоянии. В 1996 году СХА (колхоз) им.Ленина остановил газовую котельную. При этом, жители своими силами провели в свои дома и квартиры индивидуальное газовое отопление.

С 2009 по 2013 год заявлений и жалоб по ремонту квартиры от гр. Корниловой В.В. не поступало. С 2009 по 2013 год администрацией поселения было затрачено средств из местного бюджета на ремонт крыши в размере 1267288 рублей, где была 100% течь.

17.04.2010 года состоялось собрание собственников помещений на котором был выбран способ управления многоквартирным домом, это непосредственное управление собственниками помещений. 18-ти квартирный дом в котором расположена квартира № 11 передан жильцам 17.04.2010г. согласно акта представленного в материалах дела.

14 февраля 2013 года комиссией администрации Сызранского района было проведено обследование жилищно-бытовых условий квартиры № 11 д. № 5, что подтверждается актом представленным в материалы дела.

В настоящее время заявителем также проводятся следующие мероприятия:

Собственниками помещений планируется проведение собрания собственников жилых помещений на повестке которой будет вопрос по ремонту крыши. При этом администрация поселения обязуется принять долевое участие в ремонте.

Заявителем разработана и утверждена Программа перевода муниципального жилого фонда с.п. Н.Рачейка на индивидуальное газовое отопление согласно программе. В настоящее время заказан проект газового отопления (1 квартал 2013 г.), во 2 квартале запланировано выполнение проектных работ, в 3 квартале - приобретение и монтаж газового оборудования и системы газового оборудования.

Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным по характеру с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в материалах дела не имеется.

В соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, ввиду чего, дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление Государственной Жилищной инспекции Самарской области № Сз-20514 от 16.10.2012 о привлечении Администрации сельского поселения Новая рачейка муниципального района Сызранский Самарской области к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 40000 руб. и решение Государственной Жилищной инспекции Самарской области № Сз-20514/О от 23.01.2013, ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду малозначительности деяния, иограничиться устным замечанием.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

/

Мехедова В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-4378/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 31 мая 2013

Поиск в тексте