АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N А27-4918/2013

Резолютивная часть решения объявлена «22» мая 2013 г.

Полный текст решения изготовлен «29» мая 2013 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Смычковой Ж.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таскаевой В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шахта Алардинская», г. Калтан п. Малиновка (ОГРН 1114222001200, ИНН 4222013689)

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому  и атомному надзору, г. Кемерово (ОГРН 1034205004525 ИНН 4200000206)

об оспаривании постановления б/н от 02.04.2013 г.

при участии:

от ООО «Шахта Алардинская» - представителя Шустова С.В. (доверенность от 27.03.2013 г.)

от Сибирского управления Ростехнадзора -  представителя Хованова И.А. (доверенность от 06.11.2012 г., удостоверение)

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Шахта Алардинская» (далее - ООО «Шахта Алардинская») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому  и атомному надзору (далее - Сибирское управление Ростехнадзора) от 02.04.2013 г. о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование требования  заявитель и его представители в судебном заседании, полагают, что характер выявленных нарушений не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.10 КоАП РФ  является охрана окружающей среды и природопользование. Родовым объектом правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ является нарушение в сфере промышленности, строительства и энергетики, а непосредственным  объектом  данного правонарушения  является промышленная безопасность на опасных производственных объектах. Также полагает, что из постановления прокурора от 28.02.2013 г. усматривается, что имеет место факт проверки иного предприятия, в частности филиала «Шахта Алардинская» ОАО ОУК «Южкузбассуголь», однако, к ответственности привлекается ООО «Шахта Алардинская». Подробнее доводы изложены в заявлении.

Сибирским управлением Ростехнадзора доводы заявителя, изложенные в заявлении, не признаны. Полагает, что в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу указано, что юридическим лицом  нарушены пункты 119, 130, 158 Инструкции по дегазации угольных шахт, утвержденной  Приказом  Ростехнадзора от 01.12.2011 № 679. Инструкция содержит  требования, относящиеся к дегазации, а ее нарушение является невыполнением требований по проведению дегазации, что образует состав  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ. Подробнее доводы изложены в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением  законов в угледобывающей  отрасли  (далее - Прокуратура) проведена проверка исполнения законодательства в области рационального использования  недр в отношении  ООО «Шахта Алардинская», местонахождение: Кемеровская область, г. Калтан  п. Малиновка, ул. Угольная, 56.

25.01.2013 г. прокуратурой при проведении проверки установлено, что в нарушение  пункта 1 части 2 статьи 22 Федерального закона  № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», пунктов 119, 130, 158 Инструкции по дегазации угольных шахт, утвержденной  Приказом  Ростехнадзора от 01.12.2011 № 679, на предприятии не ведется контроль режимов работы дегазационных  скважин. В журналах учета дегазационных скважин  по выемочному участку 6-1-11 (скважины  №№46, 44, 45), по выемочному участку  6-1-21 (скважины №№ 1, 2, 92 «а», 92 «б», 115 «а», 123 «б») последней датой проведения  мероприятий по контролю режимов работы скважин является 16.01.2013 г. Не ведутся работы по осмотру и ремонту дегазационного газопровода Алардинского района, так последними датами осмотра согласно журнала является 08.01.2013 г. для  выработки 6-1-21, 06.01.2013 г. для выработки 6-1-11, 03.01.2013 г. для выработки 3-32. На предприятии не проведена вакуумно-газовая съемка дегазационной сети шахты, не ведется  журнал  проведения вакуумно-газовых съемок дегазационной сети.

По данному факту прокуратурой 28.02.2013 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано на наличие в действиях ООО «Шахта Алардинская» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела направлены по подведомственности в Сибирское управление Ростехнадзора.

Постановлением от 02.04.2013 г. Сибирским управлением Ростехнадзора ООО «Шахта Алардинская» привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Считая постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается  противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лиц, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 1)

Административная ответственность за невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее  безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации, предусмотрена  частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ.

Цель данной статьи - содействие рациональному  использованию недр.

Между тем, характер нарушений, выявленных прокурором в ходе проверки 25.01.2013 г., соответствует составу правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В ходе проведенной проверки выявлено нарушение обществом требований пунктов 119, 130, 158 Инструкции по дегазации угольных шахт, утвержденных  Приказом  Ростехнадзора  от 01.12.2011 № 679.

Довод заявителя о том, что нарушение пункта части 2 статьи 22 Закона о недрах, пунктов 130, 158 Инструкции по дегазации угольных шахт выявлено в деятельности филиала «Шахта Алардинская» ОАО ОУК «Южкузбассуголь», а не ООО «Шахта Алардинская», которое привлечено к административной ответственности, подтверждается текстом оспариваемого постановления.

В остальной части выявленные нарушения подтверждаются материалами дела..

Административная ответственность по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение требований по проведению дегазации при добыче (переработке) угля, родовым объектом правонарушения является  охрана окружающей среды и природопользование.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, работы по проведению дегазации при добыче угля ООО «Шахта Алардинская» проводит. Нарушения допущены в связи с тем, что не ведутся своевременно работы по осмотру и ремонту дегазационного газопровода Алардинского района, так последними датами осмотра согласно журналу является 08.01.2013 г. для выработки 6-1-21, 06.01.2013 г. для выработки 6-1-11, 03.01.2013 г. для выработки 3-32; не проведена вакуумно-газовая съемка дегазационной сети шахты; не ведется журнал проведения вакуумно-газовых съемок дегазационной сети

При таких обстоятельствах суд считает не доказанным наличие в действиях ООО «Шахта Алардинская» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Шахта Алардинская», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Сибирского управления Ростехнадзора от 02.04.2013 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шахта Алардинская» к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение в течение десяти дней может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья   Ж.Г. Смычкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка