• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N А40-26989/2013

резолютивная часть решения объявлена 22.05.2013 г.

решение в полном объеме изготовлено 29.05.2013 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Мысак Н.Я. (шифр судьи: 82-256)

при ведении протокола помощником судьи Тимошенко Н.В.

рассмотрел в судебном заседании суда дело

по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть»

к ответчику ООО «Газпром Межрегионгаз Москва»

об изменений условий договора поставки газа №61-4-0517/13 от 15.10.2012 г.

в заседании приняли участие:

от истца - Астафьев Г.А., дов .№ б/н от 09.11.2012 г.

от ответчика - Бердникова Л.В., дов.№300 от 10.12.2012 г.

установил:

Иск заявлен об изменении условий договора поставки газа №61-4-0517/13 от 15.10.2012 г. в редакции пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.3, 3.5, 4.5, 4.12 договора, указанных в просительной части искового заявления.

Ответчик требования истца не признал, представил отзыв.

Выслушав объяснения истца, ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявленные по иску требования истец обосновал следующим. ООО «Газпром Межрегионгаз Москва» (далее Поставщик) направил в адрес ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» (Покупатель) проект договора поставки газа (договор поставки газа) №61-4-0517/13 от 15.10.2012г.

По итогам рассмотрения проекта договора поставки газа, Покупатель не согласился с рядом условий, вследствие чего данный проект договор поставки газа подписал с протоколом разногласий.

В свою очередь Поставщик с рядом условий, изложенных Покупателем в протоко­ле разногласий не согласился, о чем информировал Покупателя письмом от 21.12.2012г. №АИ-8652 (вх. 18-14 от 11.01.2013г.) и протоколом согласования разногласий к договору поставки газа.

Договор поставки газа, по которому возникли разногласия является публичным договором и в силу п. 4.ст. 426 ГК РФ к таким договорам Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. №162 утверждены Правила поставки газа (далее Правила), которыми определяются отношения между поставщиками и покупателями газа.

Данными Правилами (п.5) установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Исходя из того, что протоколом согласований разногласий ответчик отказался принять ряд условий договора поставки газа, предлагаемых истцом по протоколу разногласий, истец согласно абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ, как сторона, направившая про­токол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Разногласия между истцом и ответчиком при заключении договора поставки газа возникли по следующим условиям данного договора:

Пункты 2.1.1-2.1.3, 3.3,п.3.5,4.5,4.12,5.7.,5.9.,9.5., из которых п.п. 5.7, 5.9 и 9.5.ответчик согласился принять в редакции истца по протоколу разногласий.

Разногласия по п.п.2.1.1-2.1.3, указанные условия договора поставки газа, устанавливают годовой объем газа на 2013-2017гг., с разбивкой по ежемесячному и ежеквартальному объему (тыс. мЗ). Не соглашаясь с предлагаемым ответчиком объемом поставки газа, истец исходил из следующего.

Согласно договора поставки газа( п. 2.1.3 Доставка газа осуществляется на котель­ные, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Орехово-Зуево.

Истец является специализированной организацией, которая в соответствии с поло­жениями действующего законодательства РФ, иными нормативными правовыми актами и положениями устава ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с производством и поставкой тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) потребителям (физические и юридические лица) на территории г.о. Орехово-Зуево, а также деятельность, связанную с эксплуатацией и техническим обслуживанием объектов повышенной опасности в т.ч. взрывоопасные производственные объекты: котельные, ДТП, тепловые трассы.

Вышеуказанную деятельность истец осуществляет на основании заключенного с Администрацией г.о. Орехово-Зуево договора от 01.03.2007г., где Приложением №1 ис­тцу переданы объекты теплоэнергетического хозяйства (включая котельные, приведен­ные в п.2.1.3 договора поставки газа в соответствующую эксплуатацию и техническое обслуживание.

Истец, ссылается на то, что по договору поставки газа приобретает (покупает) у ответчика газ для выработки котельными тепловой энергии и последующей ее поставки на нужды отопления и горячего водоснабжения потребителей, в процентном соотношении на территории г.о. Орехово-Зуево которыми являются: население - 78.1%; бюджетные организации-13,3 %; прочие-8,5%.

Хозяйственная деятельность истца в силу Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежит государственному регулированию в виде установления на 1 календарный год тарифа на тепловую энергию.

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Феде­рации», которым установлены основы и правила ценообразования в сфере государствен­ного регулирования тарифов на тепловую энергию, истец ежегодно в целях утверждения ему тарифа на тепловую энергию в соответствии с п. 19 , представляет в Комитет по ценам и тарифам (ранее, Министерство экономики, Топливно-Энергетический Комитет) Московской области перечень расходов, связанных с производством и реализацией тепловой энергии, которые включают следующие группы расходов: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг,

оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужд; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.

Предлагая годовой объем газа по протоколу разногласий -90844,240 тыс. куб. м (п.2.11) с соответствующей поквартальной и помесячной разбивкой (п.2.1.2) и распределении по точкам подключения (п.2.1.3)истец исходил из следующего:

Количество поставляемого (приобретаемого) газа со стороны истца определено на основании п. 4 Правил, в соответствии с которым договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.

Согласно информационному письму от 15.03.2000г. №25/5-15-98, Комитет Ре­гиональный экономической политики и развития Московской области и информационному письму от 20.02.2002г. №646 Министерства жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области, на объекты (котельные), указанные в п.2.1.3. договора поставки газа установлены (подтверждены) годовые объемы природного газа. Данные объемы базируются на технических характеристиках оборудования (котлы), посредством которого вырабатывается тепловая энергия.

Учитывая, что деятельность истца находится в сфере государственного регулиро­вания, процедурой установления тарифа на единицу товара (тепловая энергия) -1Гкал., истец при обосновании тарифа ежегодно в порядке, установленном положениями Пос­тановления Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, направляет в соответствующий ор­ган государственной власти субъекта Федерации (Московской области) данные по количеству (объему) покупаемого газа. Так при установлении тарифа на тепловую энергию в размере- за 1 Гкал. Орган государственной власти Московской области исходил из объема поставляемого газа на котельные истца в 2013г.- 118 486,500 м , из которого 90 844,240 м.куб на котельные согласно Таблицы №2 п.2.1.3. договора на поставку газа.

Заявленный со стороны истца по протоколу разногласий объем газа под­тверждается экспертным заключением ООО фирма «Центр-Аудит», по результатам проведения независимой экспертизы производственной программы и экономической обоснованности расчета тарифа на производство и передачу тепловой энергии истца на 2012г.

Истец, предлагая по протоколу разногласий свою редакцию по п. 2.1.1 в части поставляемого газа в 2013-2017гг. в объеме 90844,240 тыс. куб. м., который помесячно и поквартально, а также пообъектно конкретизируется п.п. 2.1.2, 2.1.3 договора поставки газа исходит из фактических данных работы (мощности) газопотребляющего оборудования котельных.

Истец ссылается на то, что указанный ответчиком объем газа в договоре поставки - 61 986 ,341 тыс. куб. м. и следовательно образовавшаяся разница с объемом газа по данным истца и которую ответчик предлагает приобрести по свободным ценам не учитывает, что заявленный истцом объем газа, необходим для обеспечения коммунально-бытовых нужд потребителей.

Предлагая исключить п.3.3 из договора поставки газа (ограничение и/или прекращение поставки газа), истец исходил из следующего. Поставка газа по заключаемому договору осуществляется на котельные г.о. Орехово-Зуево для последующей выработки и поставки тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг. Прекращение поставки газа со стороны ответчика, занимающего доминирующее положение на рынке поставки газа (Московская область), повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей городского округа Орехово-Зуево, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг.

Заявляя разногласия по п.3.5 (исключить), п.п.4.5,4.12 (иная редакция), истец ссылается на то, что согласно п.1 ст.422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Отклоняя редакцию истца по вышеуказанным условиям (пунктам) договора поставки газа ответчик ссылается: по 3.6. на п. 19 Правил однако указанное положение Правил может быть применено в отношении Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

По п. 4.12 на п. 13 Правил, при этом данное положение Правил содержит требования по равномерности неравномерности поставки газа и процентное соотношение ми­нимального и максимального суточного объема поставки газа. Однако не указывает на обязательность включения в договор поставки газа условия предлагаемого ответчиком по договору поставки газа.

Предлагая свой вариант п.4.5 договора поставки газа в редакции протокола разногласий, истец исходил из положений Правил по метрологии ПР-50.2-019-2006, определяющих Методику выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков.

Истец просит:

Пункт 2.1.1 договора: «Годовой объем поставки газа в 2013г., 2014г., 2015г., 2016г., 2017г. составляет 90 844,240 тыс. куб. см. Годовой объем поставки газа не должен превышать объем, указанный в разрешении на использование газа».

Пункт 2.1.2 договора: « Поставка газа в 2013 году производится в следующих объемах (тыс. м.): согласно Таблице № 1 просительной части иска.

Распределение плановых объемов на 2014 год и далее определяется Сторонами дополнительными соглашения с учетом предложений Покупателя и технических возможностей ГРО и Поставщика.

Суточный (среднесуточный) договорной объем поставки газа (суточная норма) по Договору определяется путем деления месячного договорного объема поставки газа на количество дней соответствующего месяца поставки газа».

Пункт 2.1.3 договора: «Распределение плановых объемов поставляемого в 2013 году газа по точкам подключения (местам соединения газопроводов Покупателя газа с магистральным газопроводом или газопроводом сетей газораспределения, которые находятся соответственно у газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях) осуществляется в следующих объемах (тыс. куб.м.): согласно Таблице № 2 просительной части иска.

Пункты 3.3,3-5 из договора исключить.

Пункт 4.5 договора: «Пределы измерений ИК определяются в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами, причём нижняя (минимальная) граница измерения определяется исходя из предельной допустимой относительной погрешности измерения расхода (количества) газа не более 2,5% (двух с половиной про­центов). Проверка соответствия диапазона измерений ротационных и турбинных счетчи­ков газа, а также определение объема газа в случае измерения расхода ниже нижней гра­ницы диапазона измерения производится на основании методики, предварительно согла­сованной Поставщиком и Покупателем. При этом согласование методики оформляется сторонами в письменном виде, путем составления документа (соглашения), подписывае­мого полномочными лицами Поставщика и Покупателя».

Пункт 4.12договора:«Стороны договорились временем закрытия месячных балансов (потребленного количества газа в месяц) 10 часов первого числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское)».

Суд не соглашается с данными доводами истца по следующим основаниям.

Ответчик осуществляет поставку газа покупателям в соответствии с заключенными с ними договорами поставки, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О газоснабжении в РФ», Правилами поставки газа в РФ утв. постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998г. (далее - Правила поставки газа), а также иными специальными нормативными актами, изданными в соответствии с указанными законами.

Подпункты 2.1.1-2.1.3 Договора в редакции Истца предполагают существенное увеличение объемов поставляемого газа, что не допускается законодательством.

Согласно п. 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021) в редакции Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 № 333 оптовые цены на газ устанавливаются, среди прочего, для конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Договор поставки газа, условия которого оспариваются Истцом, предусматривает поставку газа по фиксированной цене, установленной ФСТ России, с объемом, соответствующим договорному объему поставки газа, предусмотренному для организации Истца в 2007 г.

Дополнительный (сверх объемов, определенных в договорах на 2007 г.) объем газа может быть поставлен на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ № 333 от 28.05.2007, по другой цене (в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен) и по отдельному договору.

Увеличить объем поставляемого газа Покупателю в рамках Договора с фиксированной ценой Ответчик не имеет возможности, поскольку закупает такой газ у своего оптового поставщика и поставляет потребителям в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Позиция Ответчика подтверждается судебной практикой, в частности, Определение ВАС РФ от 20.10.2011 г. № ВАС-11357/11 по делу № А12-10609/2010.

Исключение из Договора п.3.3 также является необоснованным.

На основании п.34 Правил поставки газа в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998г.) Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ (это организации, финансируемые из федерального бюджета, деятельность которых связана с обеспечением государственной безопасности, и к которым Истец не относится).

Действующее законодательство также предусматривает возможность энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, и последнее допускает неоднократное нарушение сроков оплаты (ст.546, ст.523 Гражданского кодекса РФ).

Прекращение поставок газа предприятиям - должникам осуществляется в строгом соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.01.1998г. № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов», содержащее, в том числе, льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа, распространяющийся на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

На основании п.п. 3. 4 указанного Порядка при неоплате потребителем поданных ему топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, газоснабжающая организация предупреждает потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена

подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон.

Что касается первоначальной редакции п.3.5 Договора.

Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение (п.4 Правил поставки газа).

Исходя из разрешения на использование газа Истца для двух котельных (котельная 4-6 мкр. по ул.Первомайская д.2а и котельная Северо-Западного мкр. но ул.Козлова (бывш. ул. Аэродромная), д.46) предусмотрен резервный вид топлива (мазут).

Согласно п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317) для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. В соответствии с п.49 данных Правил в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечить готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.

На основании положений п. 19 Правил поставки газа органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива.

Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям, газа дает Центральный производственно-диспетчерский департамент (ЦПДД) ОАО «Газпром».

Такие указания ЦПДД ОАО «Газпром» о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

Изложенное доказывает правомерность включения в Договор п.3.5, который регламентирует законодательно установленную обязанность Истца по обеспечению готовности к работе резервных топливных хозяйств и в установленных случаях переход на резервные виды топлива.

Первоначальная редакция п.4.5 Договора соответствует действующему законодательству.

В процессе досудебного урегулирования спорных положений Договора (направление Истцу Ответчиком протокола согласования его разногласий), Ответчик предоставил Истцу для ознакомления и согласования Методику контроля диапазона измерений расхода ротационных и турбинных счетчиков газа, утвержденную ФГУП «ВНИИР» 28.02.2012г., на основании которой Поставщик производит определение объема газа в случае измерения расхода ниже нижней границы диапазона измерения узла учета газа.

Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков. ПР 50.2.019-2006 (утв. Приказом Ростехрегулироваиия от 21.12.2006 г. № 325-ст), на которую ссылается Истец в исковом заявлении, утратила силу с 01.01.2013 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 13.12.2011 г. № 1049- ст, утвердившего ГОСТ Р 8.740-2011. Однако данный ГОСТ не устанавливает порядок расчета газа в случае измерения расхода ниже нижней границы диапазона измерения узла учета газа, что можно сделать только с помощью Методики, утвержденной ФГУП «ВНИИР» 28.02.2012г.

В отношении п.4.12 Договора.. В п.28 Правил поставки газа прямо указано, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно оформляет акт объема переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

В случае, если такая среднесуточная норма поставки газа в договоре не установлена, она определяется расчетным путем: согласно п. 3 Правил поставки газа среднесуточная норма поставки газа представляет собой объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.

Суд также учитывает, что пункты Договора, которые просит изменить истец, являются типовыми для всех договоров поставки газа, заключаемых с потребителями Ответчика, поскольку договор поставки газа в силу ст. 426 ГК РФ является публичным. Данные условия не противоречат закону, не нарушают прав сторон договора. В силу ст. 426, 539, 548 ГК РФ поставщик не имеет права оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении условий договора. Следовательно, с учетом ст. 421, 422 ГК РФ, при оспаривании условий публичного договора контрагент организации, обязанной заключить договор, должен доказать их несоответствие требованиям закона или иных нормативно-правовых актов.

Истцом не представлено доказательств того, что пункты договора, на которые он ссылается, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Фактически содержащиеся в исковом заявлении доводы сводятся к определению для Истца индивидуальных условий поставки газа, что в силу положений ст. 426 ГК РФ не допускается.

Расходы по госпошлине возлагаются на истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 309, 310, 421. 422, 426 ГК РФ, ст. 65, 71, 110, 167-174 АПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Орехово- Зуевская Теплосеть» к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Москва» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.

Судья Мысак Н.Я.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-26989/2013
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 29 мая 2013

Поиск в тексте