АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N А05-3795/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калинка Риэлти" (ОГРН 1112901007658; место нахождения: 163051, г.Архангельск, ул.Тимме, дом 28, корп. 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (ОГРН 1042901307602; место нахождения: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Карла Маркса, дом 14) о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Калинка Риэлти" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, инспекция) от 12.03.2013 №07-32/066 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части применения инспекцией наказания в виде штрафа и замены его на предупреждение.

Ответчик заявленные требования не признал.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

В целях осуществления финансового контроля заместитель начальника инспекции  Стенина С.М. поручением №07-32/017 от 07.02.2013 назначила проведение проверки деятельности общества на предмет соблюдения им законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на платежном терминале №9369324, расположенного по адресу г.Коряжма, ул. Кирова, д. 27 А, ТЦ «Альфа» и принадлежащего обществу. Названным поручением назначено должностное лицо, которому было поручено её проведение.

В ходе контрольных мероприятий, состоявшихся 07.02.2013, было выявлено, что на первом этаже торгового центра «Альфа», расположенного по адресу: г.Коряжма, ул. Кирова, д. 27 А, находится принадлежащий обществу платёжный терминал №9369324. При проверке обнаружено, что гражданка Гладина Г.В., являющаяся абонентом оператора сотовой связи «Теле 2», произвела оплату услуг на сумму 50 руб. с использованием указанного терминала и получил квитанцию №2556954957 от 07.02.2013. На данной квитанции отсутствовали следующие необходимые реквизиты: признак фискальной памяти, заводской номер контрольно-кассовой техники, номер электронной контрольной ленты защитной, что является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. По результатам проверки был составлен акт проверки №011273 от 07.02.2013, в котором отражены выявленные нарушения, а также указано на получение объяснений от покупателя (клиента) Гладиной Г.В., которые были приложены к акту.

Инспекция направила обществу уведомление №07-16/01215 от 12.02.2013, в котором сообщила ему о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление вместе с актом проверки было направлено заявителю и получено им 16.02.2013, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия уведомления органа связи с отметкой о вручении.

По выявленному факту в отсутствие представителя общества должностное лицо инспекции составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении №002 от 26.02.2013, в котором зафиксировало допущенное заявителем административное нарушение и квалифицировало его по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. В этом же протоколе было указано время и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол был направлен обществу и получен им 04.03.2013.

По результатам рассмотрения материалов проверки начальник инспекции Вологжанинова М.В. вынесла постановление №07-32/066 от 12.03.2013 о назначении обществу административного наказания за осуществление расчётов с населением без применения контрольно-кассовой техники, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей. Копия указанного постановления была направлена заявителю и получена им 23.03.2013, что подтверждается уведомлением органа связи с отметкой о вручении.

Общество не согласилось с данным постановлением в части примененного инспекцией наказания в виде штрафа и просит суд заменить его на предупреждение.

Ответчик в своем отзыве просит отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что при назначении наказания инспекцией было учтено, что общество систематически нарушает требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", поскольку в рамках 2-х проверок общества, проведенных 6-го и 7-го февраля 2013 года, были выявлены однородные составы правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Исследовав и оценив доводы и доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон №54-ФЗ) определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В статье 1 Закона №54-ФЗ определено, что под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Платежный терминал, оснащенный контрольно-кассовой техникой, рассматривается как единый программно-технический комплекс, установленный по определенному адресу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2  Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103-ФЗ) платежный агент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Согласно части 1 и 3 статьи 6 Закона №103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.

Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 названного закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона №103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

В силу пункта 1.1 статьи 4 Закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; эксплуатироваться в фискальном режиме и т.д.

Из содержания пункта 2 статьи 5 Закона №54-ФЗ следует, что организации, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.

Таким образом, общество, применяющее платежный терминал, обязано использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала. Отсутствие контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала означает её неприменение.

Материалам дела подтверждается и заявителем не оспаривается то обстоятельство, что в квитанции №2556954957, выданной принадлежащим обществу платежным терминалом №9369324, отсутствовали данные, подтверждающие наличие в составе этого терминала контрольно-кассовой техники. Следовательно, бездействие заявителя, выразившееся в отсутствии в составе платежного терминала контрольно - кассовой техники, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом действующего законодательства в материалах дела не имеется.

Таким образом, материалами дела подтверждается виновное бездействие общества в совершённом правонарушении.

Материалами дела (квитанцией №2556954957 от 07.02.2013, объяснениями гражданки Гладиной Г.В., протоколом об административном правонарушении и др.) подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Довод ответчика о том, что обществом неоднократно совершалось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, подтверждается имеющимся в деле постановлением №07-32/065 по делу об административном правонарушении от 12.03.2013. Суд учитывает, что постановлением  № 07-32/065 общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, допущенное 06 февраля 2013 г., тогда как из материалов настоящего дела следует, что аналогичное административное правонарушение совершено заявителем 07 февраля 2013 года, т.е. повторно.  При этом согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения. Следовательно, в данном случае инспекция правомерно привлекла общество к административной ответственности в виде штрафа

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенных  обстоятельств суд считает, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления  №07-32/066 от 12 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, принятого в г.Котласе в отношении общества с ограниченной ответственностью "Калинка Риэлти", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1112901007658, находящегося по адресу: 163051, Россия, г.Архангельск, ул.Тимме, дом 28, корп. 2.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка