• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2013 года Дело N А55-5887/2013

в составе

Судьи Стениной А.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Закрытого акционерного общества "Самараагропромпереработка", Самарская область, пгт Безенчук

От 25 марта 2013 года

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

в Самарской области, г. Самара

об отмене постановления № 36-13/78 от 04.02.2013 о назначении административного наказания

Без вызова сторон

установил:

Закрытое акционерное общество "Самараагропромпереработка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/78 от 04 февраля 2013 года о назначении административного наказания, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Определением суда от 29.03.2013 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Административный орган представила материалы административного дела и отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, т.к., по его мнению, факт правонарушения, вина в его совершении ЗАО "Самараагропромпереработка", а также соблюдение процедуры привлечения к ответственности подтверждается материалами административного дела.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

15 января 2013 года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенной стоимости Самарской таможни был составлен протокол об административном правонарушении № 10412000-15/2013 по факту совершения ЗАО "Самараагропромпереработка" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3. ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/78 о назначении административного наказания от 04 февраля 2013 года, заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При оценке доказательств, представленных сторонами, суд исходил из требований ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложившей приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший акт, а также из требований ч.1 ст. 65 АПК, возложившей на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что 12.05.2012 ЗАО «Самараагропромпереработка», Россия (Продавец) и АО «Линас Агро», (Литва, ЛТ-35143, г. Паневежис, ул. Смелинес 2с) (Покупатель) заключили контракт № 94, согласно условиям которого:

п.1: Товар. Шрот подсолнечный тестированный (негранулированный);

п.4.2: Максимальная сумма контракта составляет 567 000,00 долларов США;

п.6.1: Покупатель производит 100% предоплату каждой отгружаемой партии Товара в день, предшествующий дню отгрузки на основании уведомления о загрузке вагонов и счёта Продавца. Стороны производят промежуточные взаиморасчёты в течение трёх рабочих дней от даты завершения отгрузки. Окончательный взаиморасчёт производится Сторонами в течение 5 банковских дней от даты отгрузки последней партии Товара на основании Акта сверок взаимных расчётов;

п.6.2: Датой выполнения обязательств Покупателя по расчётам за поставляемый товар считается дата списания суммы оплаты со счёта Покупателя;

п.6.3: Оплата по настоящему контракту производится в долларах США по реквизитам указанным Продавцом;

п.7.1: Отгрузка в период с 01 по 30 июня 2012г. (включая обе даты);

-п.7.2: Дата штемпеля станции отправления на ж/д. накладной (квитанции) считается датой отгрузки;

п.7.3: Товар поставляется на условиях FCA (Инкотермс 2010) ст. Безенчук Куйбышевской ж/д. с дальнейшим следованием в распоряжение Покупателя;

п.7.8: Право собственности на погруженный и оформленный по экспортной процедуре товар переходит от Продавца к Покупателю на ст. Безенчук Куйбышевской ж/д.;

п.13.5: Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и действителен до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту. Срок действия контракта с 12 мая по 15 июля 2012г.

По данному контракту резидентом 24.05.2012 оформлен паспорт сделки № 12050508/1326/0000/1/0 в ОАО «АЛЬФА-БАНК», согласно которому: общая сумма контракта -567 000.00 долларов США; дата завершения исполнения обязательств по контракту - 15.07.2012.

Согласно отметки Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на ДТ № 10412060/180612/0006973 проставлена дата 18.06.2012. Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены 02.11.2012, т.е. с просрочкой 121 день, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6.3. статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком России устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам).

Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, который предусматривает следующее:

действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (п. 1.1);

в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации или вывоз товаров с территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (п. 2.2);

резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения № 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (п. 2.4).

Форма грузовой таможенной декларации была установлена Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации от 04.09.2007 № 1057 (утв. Приказом ФТС РФ), которая утратила силу.

С 01 января 2011 г. применяются форма декларации на товары и Инструкция по её заполнению на территории Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257.

Согласно п. X «Порядок заполнения граф ДТ должностным лицом» Инструкции от 20.05.2010 №257:

В графе «С» основного и добавочного листов ДТ под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля.

Под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров (ХХХХХХ -день, месяц, две последние цифры года).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.

Согласно Указания ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения № 258-П, составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению № 258-П и представляемая в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением № 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

Согласно отметке Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на ДТ № 10412060/180612/0006973 выпуск товаров в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры осуществлен таможенным органом 18.06.2012.

Следовательно, в соответствии с требованиями п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П, ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 09.07.2012.

Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены 02.11.2012, что подтверждается отметкой банка на справке о подтверждающих документах. Просрочка составила 83 рабочих дня.

С 01.10.2012 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) .

Со дня вступления в силу Инструкции № 138-И утратило силу Положение Центрального ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (п. 21.2 Инструкции № 138-И).

Таким образом, на момент привлечения заявителя к ответственности порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций был установлен Инструкцией № 138-И и предусматривает следующее:

справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5);

при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (п. 9.1):

в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации щ наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - таможенную декларацию, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК") (п.п. 9.1.1);

справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (п. 9.2):

в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации (п. п. 9.2.1).

С учетом изложенного ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, т.е. не позднее 09.07.2012.

Таким образом, Инструкция № 138-И содержит более длительный срок исполнения обязанности по представлению справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, чем Инструкция № 117-И.

Следовательно, в силу положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное ЗАО «Самараагропромпереработка» правонарушение правомерно квалифицировано административным органом с учетом новых требований законодательства.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, вина юридического лица характеризуется наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

На заявителе лежит обязанность по соблюдению порядка представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Им не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного порядка произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.

С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии в действиях ЗАО «Самараагропромпереработка» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом установлено не было.

Заявитель ссылается на то, что в отношении него вынесены постановления №№ 36-13/48 - 36/13/79 о привлечении его к ответственности по частям 6.1., 6.2., 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель полагает, что при назначении наказания по вышеназванным административным производствам, ответчик должен был применить пункт 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить одно наказание за все выявленные правонарушения.

Суд находит данную позицию ошибочной.

Согласно статье 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).

В рассматриваемом случае заявителем совершены различные деяния в различное время и при разных обстоятельствах. Непредставление резидентом подтверждающих документов по каждой отгрузке образует самостоятельный состав административного правонарушения, и в соответствии со статьей 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Оснований для квалификации данного правонарушения как малозначительного суд не находит.

На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) в данном конкретном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Суд считает, что совершенное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным. Обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных валютным законодательством.

Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 года определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения им не представлено, а также не усматривается и из материалов дела.

В силу вышеизложенного, суд находит доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения не обоснованными.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 167-178,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-5887/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 28 мая 2013

Поиск в тексте