АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2013 года Дело N А40-173157/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 г.

Арбитражный суд в составе:

     Председательствующий О.В. Дубовик (шифр судьи 55
1523)

     при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Н. Москвиной.

     рассмотрев в судебном заседании дело по иску

     Закрытого акционерного общества «Локотранс» (ОГРН 1027600682010, ИНН 7604054410)

     к Открытому акционерному общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

     третьи лица Эксплуатационное вагонное депо Калининград  
 структурное подразделение Калининградской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД», Эксплуатационное вагонное депо Лиски  
 структурное подразделение Юго
Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; Эксплуатационное вагонное депо Борзя  
 структурное подразделение Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой  
 структурное подразделение Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

     О взыскании денежных средств в сумме 19.661 руб.81коп.

     при участии представителей

     от Истца представитель не явился, извещен

     от Ответчика представитель Беляев А.Н. по доверенности б/н от 17.10.12г.

     От третьих лиц представители не явились, извещены

     УСТАНОВИЛ

     Закрытое акционерное общество «Локотранс» обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги " о взыскании 50.913 руб. 39 коп., составляющих сумму убытков.

     Определением от 21 марта 2013г. Арбитражным судом г.Москвы принят частичный отказ от иска в сумме 31.251руб.58коп.

     В судебное заседание не явились представители Истца и третьих лиц, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены в порядке ст.ст. 121
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Ответчиком представлен отзыв, против удовлетворения исковых требований возразил по доводам, изложенным в отзыве.

     Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав представителя Ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

     Как усматривается из материалов дела, 23.11.2009 г. между ЗАО «Локотранс, с одной стороны, и ОАО «РЖД», в лице Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов — филиала ОАО «РЖД», с другой стороны, был заключен договор № 176 на плановые виды ремонта грузовых вагонов, по условиям которого Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.

     02 июля 2010 года в вагонном ремонтном депо Вихоревка Восточно
Сибирской Дирекции по ремонту грузовых вагонов  
 филиал ОАО «РЖД» был произведен деповской ремонт вагона № 54839279, собственником которого является ЗАО «Локотранс». Стоимость ремонта согласно Расчетно
дефектной ведомости на деповской ремонт грузового вагона № 139279 и Акта выполненных работ № 460125 от 02.07.2010 г. составила 136 768 рублей 43 коп. Взятые обязательства по оплате услуг Подрядчика ЗАО «Локотранс» выполнило в полном объеме, что подтверждается счетом №1680130000009729/9300049885 от 24.06.2010 г., счет
фактурой № 1680130000009729/0000001110 от 02.07.2010 г. и платежными поручениями № 667 от 03.08.2010 г., 312 от 12.07.2010г.

     В соответствии с п. 6.1. договора № 176 гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ
36М.

     Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств — участников Содружеств Протокол от 21
22 мая 2009 г. № 50 (введена в действие 1 сентября 2009 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2009 г. № 1794р), срок проведения следующего деповского ремонта назначается с учетом фактического пробега вагона, который в свою очередь назначен на 02.07.2013 года после проведенного последнего деповского ремонта, что подтверждается справкой из ИВЦ ЖА № 2612.

     28.04.2012г. в эксплуатационном вагонном депо Борзя  
 структурное подразделение Забайкальской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 54839279. Основанием отцепки грузового вагона № 54839279 в текущий ремонт послужила неисправность «обрыв сварного шва стойки». В Акте комиссионного осмотра от 28.04.2012г. установлено, что причиной образования трещин сварных швов стоек явилось некачественно выполненные сварочные работы, наличие непроваров, в нарушение требований п. 9.3.4. ЦВ
587
09; п. 3.7.1; 3.8.1 «Инструкции по сварке и наплавке
08» при проведении деповского ремонта. Согласно Акту
рекламации № 1
795 от 28.04.2012 г. предприятием, виновным в указанной неисправности, признано ВЧДР Вихоревка ВСБ жд (ранее производившее деповской ремонт вагона).

     На комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств
участников СЩ, Латвии, Литвы, Эстонии 22
24 августа 2006 г. утверждена таблица распределения основ, неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения — классификатор неисправностей (реквизиты документов Пункт 12.8 (Приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22
24 августа 2006 г., г. Москва), из которой следует, что неисправность за № 503 (обрыв сварного шва стойки) — является неисправностью технологической, т.е. связанной с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а так же качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО.

     Стоимость произведенного в эксплуатационном вагонном депо Борзя  
 структурное подразделение Забайкальской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» текущего ремонта грузового вагона № 54839279 составила 4 153,94 руб., что подтверждается подписанным между ЗАО «Локотранс» и Забайкальской железной дорогой Актом на выполнение работ
услуг № 1995 от 28.04.2012 г., счетом № 1410 от 20.03.2012 г., счет
фактурой № 0150370000008925/0400000097 от 28.04.2012 г. Указанную сумму за текущий ремонт грузового вагона ЗАО «Локотранс» уплатило вагонному депо платежным поручением № 630 от 04.05.2012 г. в полном объеме, и тем самым, понесло убытки в размере стоимости произведенного ремонта.

     31.05.2012 года ЗАО «Локотранс» направило в адрес Подрядчика претензию № 1600 с просьбой возместить расходы за текущий ремонт вагона в размере 4 153,94 рубля 94 коп., которая оставлена без удовлетворения.

     30 сентября 2010 года в вагонном ремонтном депо Вихоревка Восточно
Сибирской Дирекции по ремонту грузовых вагонов  
 филиал ОАО «РЖД» был произведен деповской ремонт вагона № 54832977, собственником которого является ЗАО «Локотранс». Стоимость ремонта согласно Расчетно
дефектной ведомости на вагон № 54832977 и Акта выполненных работ № 54832977 от 30.09.2010г. составила 81 163,33 рубля 33 коп. Взятые обязательства по оплате услуг Подрядчика ЗАО «Локотранс» выполнило в полном объеме, что подтверждается счетом № 1680130000009729/9300055993 от 24.08.2010г., счет
фактурой № 1680130000009729/0000001612 от 30.09.2010г., и платежными поручениями № 170 от 30.08.2010 г., № 188 от 30.08.2010г., 416 от 14.09.2010г., 836 от 07.10.2010г.

     В соответствии с п. 6.1. договора № 176 гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ
36М.

     Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств — участников Содружества Протокол от 21
22 мая 2009 г. № 50 (введена в действие 1 сентября 2009 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2009 г. № 1794р), срок проведения следующего деповского ремонта назначается с учетом фактического пробега вагона, который в свою очередь назначен на 30.09.2013 года после проведенного последнего деповского ремонта, что подтверждается справкой из ИВЦ ЖА № 2612.

     03.02.2012 г. в эксплуатационном вагонном депо Калининград  
 структурное подразделение Калиниградской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 54832977. Основанием отцепки грузового вагона № 54832977 стала «Неисправность петель, запоров бортов платформы». В Акте
рекламации № 160 от 02.02.2012г. установлено, что причиной неисправности петель, запоров бортов платформы явилось отсутствие трех болтов крепления стоек к платформе в нарушение Руководства по деповскому ремонту РД 32 ЦВ 587
2009, п. 11.3. Предприятием, виновным в указанной неисправности признано ВЧДР Вихоревка Восточно
Сибирской жд (ранее производившее деповской ремонт вагона).

     На комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств
участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22
24 августа 2006 г. утверждена таблица распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения — классификатор неисправностей (реквизиты документов Пункт 12.8 (Приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22
24 августа 2006 г., г. Москва), из которой следует, что неисправность за № 543 (Неисправность петель, запоров бортов платформы) — является неисправностью технологической, т.е. связанной с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а так же качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО.

     Стоимость произведенного в эксплуатационном вагонном депо Калининград  
структурное подразделение Калиниградской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» текущего ремонта грузового вагона № 54832977 составила 8 126,58 рублей 58 коп., что подтверждается подписанным между ЗАО «Локотранс» и Депо Актом сдачи
приемки № 23/03 от 19.03.2012 г., счетом № 0020310000002039/9300026080 от 02.02.2012 г., счет
фактурой № 0020310000002039/0300000017 от 19.03.2012 г. Указанную сумму за текущий ремонт грузового вагона ЗАО «Локотранс» уплатило вагонному депо платежными поручениями № 359 от 03.02.2012 г., № 292 от 16.04.2012г. в полном объеме, и тем самым, понесло убытки в размере стоимости произведенного ремонта.

     Во время проведения текущего отцепочного ремонта, вагон 54832977 находился в пользовании ООО «ЛЕСОБАЛТ» на основании заключенного с ЗАО «Локотранс» договора на оказание услуг по предоставлению собственных вагонов для осуществления железнодорожных перевозок № 7/0109
1 от 01.10.2009г. В п. 2 Приложения № 14 от 01.01.2012г. к указанному договору стороны согласовали стоимость услуг за подачу под погрузку вагона в сутки в размере 1 500 рублей, с учетом НДС. Вагон № 54832977 находился в текущем отцепочном ремонте 2 (двое) суток (с 31.01.12г. по 03.02.12г.), что подтверждается уведомлениями о приемке грузового вагона в/из текущего ремонта. Согласно п. 9 Приложения № 14 договору № 7/0109
1 от  
 01.10.2009г. Исполнитель не взимает с Заказчика стоимость услуг по предоставлению вагонов за время нахождения вагонов в ремонте. Таким образом, сумма упущенной выгоды в данном случае составила 3 000,00 рублей с НДС, что подтверждается Актом выполненных работ № 17/186 от 29.02.2012г.

     20.04.2012 года ЗАО «Локотранс» направило в адрес Подрядчика претензию № 1254 просьбой возместить расходы за текущий ремонт вагона в сумме 8 126,58 руб., а также сумму упущенной выгоды в сумме 3 000 руб., а всего  
 11 126,58 рублей 58 коп., которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.

     04 июня 2011 года в вагонном ремонтном депо Санкт
Петербург
Сортировочный Витебский  
 структурное подразделение Октябрьской дирекции по ремонту грузовых вагонов — филиал ОАО «РЖД» был произведен деповской ремонт вагона № 54846118, собственником которого является ЗАО «Локотранс». Стоимость ремонта согласно Расчетно
дефектной ведомости на вагон № 54846118 и Акта сдачи
приемки выполненных работ от 04.06.2011г. составила 62 659,79  рублей 79 коп. Взятые обязательств; по оплате услуг Подрядчика ЗАО «Локотранс» выполнило в полном объеме, что подтверждается счетом № 1680010000009604/9300084978 от 05.04.2011г., счет
фактурой К 1680010000009604/060000012 от 04.06.2011г., и платежными поручениями № 606 от 18.04.2011 г. №611 от 29.06.2011г.

     В соответствии с п. 6.1. договора № 176 гарантийный срок на выполненные работы по деповскому  и  капитальному  ремонту  грузовых  вагонов  устанавливается  до  проведения следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ
36М.

     Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств — участников Содружества Протокол от 21
22 мая 2009 г. № 50 (введена в действие 1 сентября 2009 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2009 г. № 1794р), срок проведения следующего деповского ремонта назначается с учетом фактического пробега вагона, который в свою очередь назначен на 04.06.2014 года после проведенного последнего деповского ремонта, что подтверждается справкой из ИВЦ Ж А № 2612.

     03.02.2012 г. в эксплуатационном вагонном депо Калининград  
 структурное подразделение Калиниградской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» был произведен текущий ремонт вагона № 54846118. Основанием отцепки грузового вагона № 54846118 в текущий ремонт стала «Неисправность петель, запоров бортов платформы». В Акте
рекламации № 159 от 02.02.2012г. установлено, что причиной неисправности петель, запоров бортов платформы явилось отсутствие двух болтов крепления стоек к платформе в нарушение Руководства по деповскому ремонту РД 32 ЦВ 587
2009, п. 11.3. Предприятием, виновным в указанной неисправности признано ВЧД Санкт
Петербург
Сортировочный
Витебский (ранее производившее деповской ремонт вагона).

     На комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств
участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22
24 августа 2006 г. утверждена таблица распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения — классификатор неисправностей (реквизиты документов Пункт 12.8 (Приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22
24 августа 2006 г., г. Москва), из которой следует, что неисправность за № 543 (Неисправность петель, запоров бортов платформы) — является неисправностью технологической, т.е. связанной с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а так же качеством подготовки вагона « перевозкам на ПТО.

     Стоимость произведенного в эксплуатационном вагонном депо Калининград структурное подразделение Калиниградской железной дороги  
 филиала ОАО «РЖД» текущего ремонта грузового вагона № 54846118 составила 9 055 рублей 17 коп., что подтверждается подписанным между ЗАО«Локотранс» и Депо Актом сдачи
приемки № 23/03 от 19.03.2012 г., счетом № 0020310000002039/9300026080 от 02.02.2012 г., счет
фактурой № 0020310000002039/0300000017 от 19.03.2012 г. Указанную сумму за текущий ремонт грузового вагона ЗАО «Локотранс» уплатило вагонному депо платежными поручениями № 358 от 03.02.2012 г., № 293 от 16.04.2012г. в полном объеме, и тем самым, понесло убытки в размере стоимости произведенного ремонта.

     Во время проведения текущего отцепочного ремонта, вагон № 54846118 находился в пользовании ООО «ЛЕСОБАЛТ» на основании заключенного с ЗАО «Локотранс» договора на оказание услуг по предоставлению собственных вагонов для осуществления железнодорожных перевозок № 7/0109
1 от 01Л0.2009г.

     В п. 2 Приложения № 14 от 01.01.2012г. к указанному договору стороны согласовали стоимость услуг за подачу под погрузку вагона в сутки в размере 1 500 рублей, с учетом НДС. Вагон № 54843487 находился в текущем отцепочном ремонте 2 (двое) суток (с 31.01.12г. по 03.02.12г.), что подтверждается уведомлениями о приемке грузового вагона в/из текущего ремонта. Согласно п. 9 Приложения № 14 договору № 7/0109
1 от 01.10.2009г. Исполнитель не взимает с Заказчика стоимость услуг по предоставлению вагонов за время нахождения вагонов в ремонте. Таким образом, сумма упущенной выгоды в данном случае составила 3 000,00 (Три тысячи) рублей с НДС, что подтверждается Актом выполненных работ № 17/186 от 29.02.2012г.

     20.04.2012 года ЗАО «Локотранс» направило в адрес Подрядчика претензию № 1253 с просьбой возместить расходы за текущий ремонт вагона в сумме 9 055,16 руб., а также сумму упущенной выгоды в сумме 3 000 руб., а всего  
 12 055,16 рублей 16 коп.

     Ответчиком данная претензия оплачена частично в размере 7.783руб.07 коп.

     Согласно п. 6.4. Договора № 176 от 23.11.2009 г. расходы, понесенные Заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, Заказчик предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт.

     В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как
то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

     В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

     Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

     Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьи право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

     На основании изложенного, суд признает, что требования  Закрытого акционерного общества «Локотранс» о взыскании убытков в размере 19.661 руб.81коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Довод Ответчика о том, что выявленные случаи по ремонту вагонов не являются гарантийными, поскольку представленные в материалы дела акты
рекламации заполнены ненадлежащим образом, судом не принимается в связи со следующим.

     Рекламационный акт является документом установленной формы ВУ
41М, порядок составления и оформления которого регламентирован, в том числе, Временным регламентом ведения рекламационно
претензионной работы в вагонном хозяйстве №. 1085/ЗДДИ
2011. (утвержден ОАО «РЖД» 25.07.2011г.  
 далее по тексту Временный регламент).

     Пункт 1.7. Временного регламента содержит правило, согласно которому расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, на. их узлы и детали, не выдержавших гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта, модернизации организуется и производится силами ВЧДЭ. Оформленный рекламационный акт является основанием для предъявления претензии (п. 1.11 Временного регламента).

     Согласно п. 2.1. Временного регламента для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное эксплуатационное депо создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входит руководитель производственного участка и специалист, ответственный за ведение рекламационно
претензионной работы данного вагонного эксплуатационного депо. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель «Поставщика», представитель компании
собственника и представитель «Поставщика комплектующих».

     В примечании к п. 2.1. Временного регламента особо указано, что предприятие, изготовившее или отремонтировавшее вагой плановым видом ремонта самостоятельно контролирует внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей эксплуатационных вагонных депо и «Компанию
собственника» об участии в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали.

     В случае неполучения в суточный срок сообщения от представителей Поставщика о его выезде, вагонное эксплуатационное депо начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет односторонний рекламационный акт, которым руководствуется в дальнейшей работе.

     Вагон № 54839279 был отцеплен в текущий ремонт по неисправности 503 (обрыв сварного шва стойки) 26.04.2012г., о чем оформлено уведомление на ремонт формы ВУ
23М №6639 и диспетчером введено сообщение в АБД ПВ.