АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 июня 2013 года Дело N А05-3944/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело № А05-3944/2013

по заявлению закрытого акционерного общества «Агростройсервис» (ОГРН 1022901174449; место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Ленина, дом 171, офис 221)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Территориальному отделу в Онежском районе Архангельской области (ОГРН 1052901021689; место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Октябрьский, дом 129)

об отмене постановления №18 от 26.03.2013,

установил:

закрытое акционерное общество «Агростройсервис» (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене постановления №16 от 26.03.2013 «о назначении административного наказания», вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Территориальным отделом в Онежском районе Архангельской области, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто штрафу в размере 10 800 рублей.

Определением от 09.04.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, о чём участвующие в деле лица надлежащим образом извещены.

Общество дополнительные доказательства в подтверждение указанных в заявлении обстоятельств, доказательств принятия необходимых мер по соблюдению законодательства, а также письменные пояснения по доводам отзыва административного органа суду не представило.

Административный орган представил суду материалы административной проверки.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.

Административный орган с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным им в отзыве, представил суду копии материалов дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в управлении общества,  как управляющей организации, находится дом  № 6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега.

Из договора управления многоквартирным домом, заключенного обществом  и МО «Онежское», а также из копии приложения № 1 к этому договору, усматривается, что управляющая организация приняла на себя обязательство в течение срока действия этого договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: № 6 по ул.Набережная Комарова, г. Онега, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельности.

На основании обращения жильца дома № 6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега  по материалам проверки Онежской межрайонной прокуратуры от 14.03.2013 №108ж-2013 в отношении Общества в соответствии с  распоряжением от №23  проведена выездная внеплановая проверка на предмет соблюдения управляющей организацией санитарного и технического законодательства.

Согласно результатам проверки в действиях Общества обнаружено нарушение положений пунктов 4.1, 4.2, 9.2  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», поскольку температура в квартире №1 дома № 6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега в гостиной составляет +3°С, детской -  +15,4°С, прихожей -  +15,5°С, спальне -  +19,2°С, кухне -  +19,1°С, что существенно ниже установленных законодательством нормативов.

20.03.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №25, согласно которому действия Общества квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель Общества Скворцов В.П.

Для решения вопроса о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения (установления наличия факта низких температур в помещениях туалета и кухни назначена экспертиза по делу об административном правонарушении, производство которой поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области».

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 25.02.2013 № 02-1/44  в жилом доме №6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега в квартире  №1 допущены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно пунктов 4.1, 4.2, 9.2  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

26.03.2013  в отношении Общества вынесено постановление №18, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10800 руб. 00 коп.

С указанным постановлением Общество не согласилось, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В отзыве административный орган выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что рассматриваемый дом находится в управлении Общества на основании договора управления многоквартирным домом, согласно которому заявитель оказывает услуги и выполняет работы по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту, производит технические осмотры и планово-предупредительные ремонты, следовательно, именно Общество должно проводить все необходимые мероприятия по содержанию дома в надлежащем состоянии, в частности, по обеспечению надлежащего температурного режима в жилых помещениях.

Суд, исследовав материалы дела, считает заявление Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положениями пунктов 4.1, 9.2  СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать дополнительного шума, должны быть доступными для текущего ремонта и обслуживания. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к настоящим санитарным правилам, согласно которым допустимая температура в кухне и туалете составляет 18-26 градусов по шкале Цельсия, жилая комната 18-24 градусов по шкале Цельсия. При эксплуатации жилых помещений требуется:

- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;

- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Материалами дела подтверждается, что жилой дом № 6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега находится в управлении Общества на основании договора управления. Следовательно, в рассматриваемом случае, именно Общество является субъектом выявленного правонарушения.

Факт нарушения обществом п. 4.1, п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10,  т.е. совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Таких обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица, находящихся вне контроля общества, материалами административного дела не установлено, Обществом не доказано.

Суд  пришёл к выводу, что Общество не приняло все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Как следует из обращения жильца дома № 6 по ул.Набережная Комарова,  г. Онега, температура в жилых помещениях, кухне, коридоре понижена по сравнению с нормативно установленными температурами на протяжении длительного времени, однако Общество по устранению нарушений никаких мер не принимало. Из обстоятельств дела не следует также, что заявитель принимал срочные меры к соблюдению, законодательства.

Суд, изучив материалы дела, пришёл к выводу о том, что права и гарантии Общества, предусмотренные КоАП РФ, не нарушены. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в установленный ст.4.5. КоАП РФ срок.

Наказание  в оспариваемом постановлении назначено в пределах санкции статьи 6.4 КоАП РФ с учётом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (ранее общество привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения). Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не установил.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Территориальному отделу в Онежском районе Архангельской области № 18 о назначении административного наказания от 26.03.2013 о привлечении  закрытого акционерного общества «Агростройсервис», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901174449, находящегося по адресу: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Ленина, дом 171, офис 221 к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10800 руб., принятого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка