АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 июня 2013 года Дело N А55-2920/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубновым Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании  27 мая 2013 года  дело по  заявлению

Закрытого акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», Самарская область, г. Новокуйбышевск

От  15 февраля 2013 года  №

к  Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению

государственным имуществом в Самарской области, г. Самара

о признании незаконными решения, действий и обязании

при участии в заседании

от заявителя - Мураховская В.П., доверенность от 01.01.2013;

От заинтересованных лиц - не явились; извещены

установил:

Закрытое акционерное общество «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенное в письме от 17.12.2012 № ПП-10/57990, по обращению Закрытого акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» о предоставлении в собственность земельных участков от 01.03.2012 исх. №13/140 в части отказа в предоставлении в собственность Закрытого акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» земельного участка площадью 59638 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу:  Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72;  земельного участка площадью 235 189 кв.м.  с кадастровым номером 63:04:0000000:2, Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат», незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращению  Закрытого акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» от 01.03.2012 исх. №13/140, изложенные в письме  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 16.01.2013 исх. №96, в части возврата документов, касающихся выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4 и 63:04:0000000:2, обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» путем принятия решения о предоставлении в собственность Закрытому акционерному обществу «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» земельного участка площадью 59638 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу:  Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72;  земельного участка площадью 235 189 кв.м.  с кадастровым номером 63:04:0000000:2, Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат» и направления проекта договоров купли продажи  и актов приема-передачи земельного участка площадью 59638 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0401007:4, расположенного по адресу:  Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72;  земельного участка площадью 235 189 кв.м.  с кадастровым номером 63:04:0000000:2, Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат», в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в заявлении, возражениях на отзыв (л.д.1-3 т.3).

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в отзывах просят отказать в удовлетворении требований.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Как следует из материалов дела, 01.03.2012 заявитель обратился в адрес Территориального управления Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, дом 72 и земельного участка площадью 235189 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0000000:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат».

11.05.2012 указанное обращение вместе со всеми документами было направлено ТУФАУГИ в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом, о чем заявитель также был проинформирован.

Письмом от 17.12.2012 № ПП-10/57990 ФАУГИ отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4, 63:04:0000000:2.

Отказ мотивирован тем, что Федеральным Агентством сделан вывод об отнесении указанных участков к землям, предоставленным для обеспечения деятельности и (или) эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Письмом от 16.01.2013 Территориальное управление возвратило обществу пакет документов и направило результаты рассмотрения заявки ФАУГИ, разъяснив обязанность обществу по оформлению аренды на указанные участки.

Не согласившись с принятым решениям об отказе в предоставлении земельных участков и возврате представленных документов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся земельные участки с кадастровыми номерами 63:04:0401007:4, расположенный по адресу:  Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 72;  63:04:0000000:2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат». Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

На земельном участке площадью 59638 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д.72, имеющего разрешенное использование ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов и кадастровый номер 63:04:0401007:4 расположены ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов, железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем, здание насосной в составе цеха №11, здание кирпичное.

На земельном участке площадью 235189 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория открытого акционерного общества  «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат», имеющего разрешенное использование: под автомобильные дороги и кадастровый номер  63:04:0000000:2, расположены автодорога участка хозяйственный, литера Давт-2032, факельное хозяйство парка Б-7-1-а в составе  цеха №11.

ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности.

Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

Данные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, имеют определенную категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автомобильные дороги, ДП-13 товарно-сырьевой парк приема и подготовки продуктов.

В порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Территориальное Управление Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении указанных участков в собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица  обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.  Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года № 475.  В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005  № 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Анализ представленного пакета документов свидетельствует, что обществом были представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорных участков.

В качестве единственного основания для отказа в предоставлении земельного участка государственным органом указано следующее. Из анализа представленных документов следует, что испрашиваемые участки относятся к землям, предоставленным для обеспечения деятельности организаций транспорта и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.  Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Как следует из кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, данные объекты отнесены к «землям населенных пунктов».

Какие-либо доказательства отнесения указанных земельных участков к землям транспорта отсутствуют, в связи с чем, довод ФАУГИ, изложенный в отказе от 17.12.2012 не подтвержден никакими доказательствами и основан на предположениях.

Более того, статья 27 ЗК РФ не предусматривает ограничения оборотоспособности всех земель транспорта.

Объекты недвижимого имущества, находящиеся в настоящее время в собственности у заявителя, приобретены по результатам приватизации Новокуйбышевского нефтехимического комбината. Данные железнодорожные пути являлись внутренними объектами для внутренних нужд предприятия.

Как следует из представленных заявителем доказательств, железнодорожные пути используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, железнодорожные пути соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга.

Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО «Нефтехимическая компания», примыкающего к станции «Жигули». Как следует из Инструкции  и публичной кадастровой карты, часть железнодорожных путей, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0401007:4 (маневровый район №3) соединяет ДП-13 товарно-сырьевой парки приема и подготовки продуктов, принадлежащий заявителю, с территорией завода и путями общего пользования. При транспортировке по железнодорожным путям используются локомотивы, принадлежащие также заявителю. Автомобильная дорога, расположенная на земельном участке 63:04:0000000:2, используется для соединения Б-7-1А парка слива широкой фракции легких углеводородов в составе цеха №, принадлежащему заявителю, с автодорогой «Новокуйбышевск-Чапаевск».

Использование железнодорожных и автомобильных путей для собственных нужд заявителя также подтверждается тем, что они относятся к железнодорожным путям необщего пользования.

Согласно части 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Из оспариваемого отказа следует, что государственным органом сделан вывод об ограничении оборотоспособности испрашиваемых участков на основании пункта 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ.

Согласно указанной нормы, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

Заявитель не является организацией транспорта и ссылка на указанную норму является недоказанной.  Частью 2 статьи 90 ЗК РФ определено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Названной нормой не установлен запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов железнодорожного транспорта.

Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Каких-либо иных оснований и доказательств ограничения оборота испрашиваемых земельных участков суду не представлено.

Кроме того, постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.

В связи с чем, отказ ФАУГИ в принятии решения о предоставлении в собственность спорных участок противоречит положениям статьи 36 ЗК РФ, 27 ЗК РФ и подлежит признанию незаконным, так как прямо нарушает права заявителя.

Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Московского округа от 28 августа 2012 г. по делу №А40-132211/11-16-1244, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2012 г. по делу № А05-2094/2011, Постановления ФАС Поволжского округа от 22.04.2013 по делу №А55-22899/2012.

Также суд считает, что требования заявителя в части признания незаконными действий Территориального управления по возврату заявления являются обоснованными.

В нарушение положений статьи 36 ЗК РФ, Территориальное управление не рассмотрело по существу заявление собственника объекта недвижимого имущества и возвратило заявление и пакет документов, что в силу положений пункта 4 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005  № 11 является недопустимым и нарушает права Общества.

Процедура возврата документов не предусмотрена статьей 36 ЗК РФ, а положениями Административного регламента предусмотрен возврат только в случае представления неполного пакета документов.

Судом отвергается довод ТУ Росимущества в Самарской области, изложенный в отзыве на заявление, об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельными участками.

Согласно части 2 статьи 9 Земельного Кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с измен. и дополнен.) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.

На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.

Ссылку заинтересованного лица в отзыве о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества, и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, суд считает несостоятельной.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.