АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 июня 2013 года Дело N А27-3488/2013

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Лияскиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело  по иску  индивидуального предпринимателя Щербаковой Нины Валентиновны, (ОГРНИП  308421401500074), г. Междуреченск, Кемеровская область к  Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757) об установлении  кадастровой  стоимости  земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 в  размере его  рыночной  стоимости,

при участии:

от истца: Коробейникова А.А. - представитель (доверенность от 19.01.2012),

от ответчика: представители не явились,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Щербакова Нина Валентиновна, г.Междуреченск (далее - предприниматель)  обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва об установлении кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером 42:28:0901003:635, площадью 2382 кв. м, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, производственная база, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Междуреченск, Восточный район, Микрорайон 7-9 в размере его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 20.02.2013 отчётом общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» № ОН/21-19-02-2013-2 в сумме 915 000 рублей (с учетом уточнения исковых требований).

Определением суда от 28.03.2013 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 29.04.2013. Определением суда от 29.04.2013 подготовка к судебному заседанию окончена, судебное разбирательство назначено на 28.05.2013.

Надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания ответчик, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не известил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя

Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.  В обоснование исковых требований указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635  на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит изменению на его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком и указанную в представленном истцом в материалы дела отчете.  Указала на то, что предприниматель является собственником земельного участка, в связи с чем нарушаются права истца как плательщика земельного налога.   Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска просит отнести на ответчика. Пояснила, что в просительной части искового заявления указана дата, на которую определена рыночная стоимость земельного участка независимым оценщиком, требования об установлении кадастровой стоимости на конкретную дату не заявлены истцом.

Ответчик в представленном в материалы дела письменном отзыве по существу заявленных требований возражал,  указав на то, что внесение  органом  кадастрового  учета  сведений  о кадастровой  стоимости  объекта  недвижимости  в размере  его рыночной  стоимости на основании  заявления  заинтересованного  лица об учете  изменений, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, для проведения в рамках судебного дела экспертизы отчета оценщика и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявителю необходимо представить отчет о рыночной стоимости земельного участка, рассчитанной на дату проведения кадастровой стоимости, с которой не согласен заявитель. Просил отказать в иске.

Суд, заслушав представителя истца, изучив обстоятельства дела, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 4764119,10 руб. (кадастровый паспорт от 20.09.2012 №4200/001/12-260057). Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области 06.09.2012.

Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» №ОН/21-19-02-2013-2 от 22.02.2013 рыночная стоимость названного участка, определенная на дату 20.02.2013, составляет 915 000 руб.

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости,  принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на нарушение прав общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65  Земельного кодекса Российской Федерации)

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с  пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. В данном постановлении указано на защиту прав лица, нарушенных несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Согласно представленному истцом в материалы дела отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» №ОН/21-19-02-2013-2 от 22.02.2013  рыночная стоимость объекта оценки, определенная на дату 20.02.2013, составила 915 000 руб.

В соответствии с экспертным заключением некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» №95/01-13 от 25.02.2013 отчет об оценке №ОН/21-19-02-2013-2 от 22.02.2013  соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №135-ФЗ), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности

Достоверность указанной рыночной стоимости представителями лиц, участвующих в деле, не опровергается.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете №ОН/21-19-02-2013-2 от 22.02.2013 , эксперта, изложенные в экспертном заключении №95/01-13 от 25.02.2013, лицами, участвующими в деле, в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не представлено.

Документального подтверждения иной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 в материалах дела не имеется.

Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков должна быть рассчитана на дату определения кадастровой стоимости, является необоснованным.

При этом суд учитывает, что в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его рыночная стоимость.

Вместе с тем результаты государственной кадастровой оценки земельных участков истцом не оспариваются, что исключает необходимость определения рыночной стоимости земельного участка на момент установления его кадастровой стоимости.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную независимым оценщиком.

При таких обстоятельствах исковые требования индивидуального предпринимателя Щербаковой Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 в размере равном его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика, подлежат удовлетворению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757) в пользу индивидуального предпринимателя Щербаковой Нины Валентиновны, (ОГРНИП  308421401500074), г.Междуреченск, Кемеровская область 4000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска.

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

индивидуального предпринимателя Щербаковой Нины Валентиновны, (ОГРНИП  308421401500074), г. Междуреченск, Кемеровская область к  Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757)

об установлении  кадастровой  стоимости  земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 в  размере его  рыночной  стоимости,

Судья  Аникина Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка