• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 07 июня 2013 года Дело N А55-2938/2013

Резолютивная часть решения суда объявлена 06 июня 2013 года. Полный текст решения суда изготовлен 07 июня 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 06 июня 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион", Самарская область, г. Тольятти

18 февраля 2013 года

Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования, 443013, Самарская область, г. Самара, ул. Дачная, 4Б

3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Самарской области

ОАО «АвтоВАЗтранс», г.Тольятти

о признании незаконным отказ № 27-05-02/366 от 18.01.2013 и обязании

при участии в заседании

от заявителя - директор Дикарев С.Н. (паспорт), представитель Костенецкая Е.А. (ордер, удостоверение)

от заинтересованного лица - не явились

от Управления Росреестра - не явились

от Министерства имущественных отношений - не явились

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» - не явились

от ОАО «АвтоВАЗтранс» - представитель Якушева Е.В. (по доверенности от 28.12.2012 № 58000/120)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стройрегион" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением, в котором просит:

признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо) № 27-05-02/366 от 18.01.2013г. в предоставлении ООО «Стройрегион» в аренду для осуществления рекреационной деятельности земельного участка площадью 2,0 га, расположенного по адресу: Самарская область, квартал 21 л.48 и 49 Ставропольского лесхоза Тольяттинского лесничества, кадастровый номер: 63:09:0305025:609;

обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стройрегион» путем принятия решения о предоставлении указанного здесь земельного участка и направления в месячный срок в адрес ООО «Стройрегион» проекта договора его аренды.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 40-45).

Управление Росреестра по Самарской области отзыва на заявление не представили.

ОАО «АвтоВАЗтранс» требования заявителя считают законными и обоснованными (л.д. 69-70).

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда (л.д. 71-73).

Министерство имущественных отношений Самарской области отзыва на заявление не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил:

ООО «Стройрегион» на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество: эллинг, садовый домик, термолечебница и кирпичный туалет, расположенные на участке лесного фонда площадью 2,0 га в квартале 21 л.48 и 49 Ставропольского лесхоза Тольяттинского лесничества, что подтверждается Свидетельствами о гос.регистрации права собственности.

Указанное имущество расположено на земельном участке площадью 2,0 га по адресу: Самарская область, квартал 21 л.48 и 49 Ставропольского лесхоза Тольяттинского лесничества, кадастровый номер: 63:09:0305025:609.

Согласно кадастрового паспорта № 63-00-102/11 -40200 от 04.03.2011г. данный участок расположен на землях лесного фонда.

ООО «Стройрегион» в соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса РФ обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду.

По результатам рассмотрения данных заявлений, заинтересованное лицо письмом от 18.01.2013 года № 27-05-02/366 отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду..

Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В обоснование отказа заинтересованное лицо указывает, что предоставление в аренду испрашиваемого лесного участка, возможно только по результатам проведения аукциона; испрашиваемый в аренду участок предоставлен в аренду ОАО «АвтоВАЗтранс» на основании Договора аренды лесного фонда № САМ-09-03-000179 от 23.06.1994 года

Доводы Министерства лесного хозяйства суд считает необоснованными, исходя из следующего:

Между Ставропольским парклесхозом и АО «АвтоВазтранс» заключен договор №САМ-09-03-000179а от 23.06.1994 г. на аренду участков лесного фонда.

Согласно указанному договору АО «АвтоВазтранс» передан в аренду участок лесного фонда площадью 2 га № квартала, выдела кв. 21 л. 48, 49, вид пользования лесным фондом: в культурно-оздоровительных целях: спортивная база.

На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости. В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 23 мая 2001г. ОАО «АВТОВАЗТРАНС» передало в собственность ООО «МОНУМЕН-Х» объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19 июня 2001г. В соответствии с договором купли-продажи имущества от 02.04.2004г. ООО «МОНУМЕНТ-Х» передало в собственность ООО «СтройПроектСервис» объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28 марта 2005г.

На основании решения единственного участника ООО «СТРОИРЕГИОН»№ 1 от 20.03.2007г. уставной капитал ООО «СТРОЙРЕГИОН» был сформирован за счет указанных объектов недвижимости. В настоящее время данные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ООО «СТРОЙРЕГИОН», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28 июля 2007г., выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, предыдущий собственник объектов недвижимости (в данном случае ОАО «АВТОВАЗТРАНС») выбывает из отношений по аренде участков лесного фонда.

Учитывая, что испрашиваемый участок является лесным участком, право распоряжения им в соответствии со статьей 83 ЛК РФ предоставлено Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых, как самостоятельная категория, выделяются земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Спорный участок в силу прямого указания закона находится в федеральной собственности.

При этом лица, участвующие в деле не оспаривают право федеральной собственности на испрашиваемый участок.

Доводы Министерства о единственной форме принятия решения о предоставлении в аренду участка лесного фонда - в форме аукциона согласно положениям части 1 статьи 74 Лесного Кодекса, суд считает ошибочными.

Как указывалось выше, на испрашиваемом участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у ООО «Стройрегион».

Право собственности общества на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.

В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Статьей 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

В данном случае заявитель обратился не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектами недвижимости, расположенными на лесных участках и являющимися собственностью заявителя.

Учитывая, что лесным законодательством такие вопросы не урегулированы, суд приходит к выводу, что предоставление заявителю испрашиваемого участка должно осуществляться по правилам статьи 36 Земельного кодекса РФ, имеющей в данном случае приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

Принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд считает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного Кодекса.

В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на заинтересованное лицо, согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион" удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 27-05-02/366 от 18.01.2013г. в предоставлении ООО «Стройрегион» в аренду для осуществления рекреационной деятельности земельного участка площадью 2,0 га, расположенного по адресу: Самарская область, квартал 21 л.48 и 49 Ставропольского лесхоза Тольяттинского лесничества, кадастровый номер: 63:09:0305025:609.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стройрегион» путем принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 2,0 га, расположенного по адресу: Самарская область, квартал 21 л.48 и 49 Ставропольского лесхоза Тольяттинского лесничества, кадастровый номер: 63:09:0305025:609 и направления в месячный срок в адрес ООО «Стройрегион» проекта договора аренды земельного участка.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стройрегион" государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-2938/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 07 июня 2013

Поиск в тексте