АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 июня 2013 года Дело N А27-3824/2013

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 03 июня 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Лияскиной Н.А.,

рассмотрев в  открытом судебном заседании  дело  по иску индивидуального предпринимателя Михалькова Михаила Николаевича, г. Прокопьевск, Кемеровская область (ОГРНИП  304422312700037) к  Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757)

об установлении  кадастровой  стоимости  земельных участков в размере их  рыночной  стоимости,

при участии:

от истца: Баева Т.Ю. - представитель (доверенность от 22.03.2013),

от ответчика: представители не явились,

у с т а н о в и л:

Определением суда от 22.04.2013 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 27.05.2013.

Ответчик, извещенный о дате, месте и времени предварительного судебного заседания надлежащим образом  в порядке статей  122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил,  заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, учитывая согласие истца, отсутствие возражений ответчика, наличие доказательств надлежащего извещения, ходатайство ответчика о рассмотрении спора в его отсутствие, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса  РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №65 от 20.12.2006 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил предварительное судебное заседание, перешел в судебное заседание по рассмотрению спора по существу.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел спор в отсутствие представителя ответчика.

Представитель истца на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала на значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, в связи с чем на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что кадастровая стоимость подлежит изменению на рыночную стоимость земельных участков в соответствии с отчетами, представленными в материалы дела истцом. Ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11. Указала о возложение судебных расходов по рассмотрению иска на ответчика.

Ответчик в представленном в материалы дела письменном отзыве по существу заявленных требований возражал, указав на то, что для внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату определения кадастровой стоимости. Акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:22 утвержден Управлением Росреестра по Кемеровской области 01.07.2010. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:42 утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, изучив обстоятельства дела, доводы искового заявления и отзыва, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, удовлетворил требования по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Михальков Михаил Николаевич является собственником земельных участков с кадастровым номером 42:32:0101022:22, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Проектная, 125 (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АГ №589723 от 14.02.2011), с кадастровым номером 42:32:0101022:42 общей площадью 15678,44 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Прокопьевск,  Квартал Северный, 2А (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АВ №222356 от 17.10.2002).

Кадастровая стоимость указанных участков определена соответственно в размере 27009377 руб. 70 коп. (кадастровый паспорт от 05.07.2010 №4200/001/10-232503), утверждена актом определения кадастровой стоимости земельного участка утвержден Управлением Росреестра по Кемеровской области 01.07.2010, в размере 30053374  руб. 49 коп. (кадастровый паспорт от 18.11.2009 №4200/001/09-306457) утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".

Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью  «Центр недвижимости» №286/0/13 от 19.03.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:22, определенная на дату 11.03.2013 составляет 6212000 руб.

Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью  «Центр недвижимости» №285/0/13 от 19.03.2013 рыночная стоимость земельного  участка кадастровым номером 42:32:0101022:42, определенная на дату 11.03.2013 составляет 7133000 руб.

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельных участков  с кадастровыми номерами  42:32:0101022:22, 42:32:0101022:42 значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на нарушение его прав как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. В данном постановлении указано на защиту прав лица, нарушенных несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Согласно представленным предпринимателем в материалы дела отчетам независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью фирма «Центр недвижимости» №286/0/13, № 285/0/13 от 19.03.2013  рыночная стоимость объектов оценки - земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:22, составляет 6212000 руб.,  земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:42 составляет 7133000 руб., определенная на дату 11.03.2013.

В соответствии с экспертными заключениями Экспертного совета Общероссийской общественной  организации «Российское  общество оценщиков»  №18/2013/Новокузнецк, №17/2013/Новокузнецк от 21.05.2013 отчеты об оценке №286/0/13 от 14.01.2013, №285/0/13 от 14.01.2013  соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №135-ФЗ), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчетах №286/0/13, № 285/0/13 от 14.01.2013, эксперта, изложенные в экспертных заключениях №18/2013/Новокузнецк, №17/2013/Новокузнецк от 21.05.2013, лицами, участвующими в деле, в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не представлено.

Документального подтверждения иной величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:32:0101022:22,  42:32:0101022:42 в материалах дела не имеется.

Довод ответчика о том, что рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 01.07.2010, на 01.01.2009, поскольку с указанной даты подлежат применению результаты кадастровой оценки спорных земельных участков, является несостоятельным.

При этом суд учитывает, что в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его рыночная стоимость.

Вместе с тем, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка истцом не оспариваются, что исключает необходимость определения рыночной стоимости земельных участков на момент установления его кадастровой стоимости.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную независимым оценщиком.

При таких обстоятельствах исковые требования предпринимателя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 42:32:0101022:22, 42:32:0101022:42 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов независимого оценщика, подлежит удовлетворению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение спора относится на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Федерального  государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва в пользу индивидуального предпринимателя Михалькова Михаила Николаевича, г. Прокопьевск, Кемеровская область судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000 руб. за рассмотрение иска.

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья  Аникина Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка