АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2013 года Дело N А40-27333/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Кочетков А. А., (шифр 100-282)

при ведении протокола судебного заседания помощником Макаровой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МУП "Брянское троллейбусное управление"

к Министерство финансов РФ

третье лицо: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области

о взыскании 58 501 119 рублей

при участии:

от истцов - Брыль И.В., дов. 20.08.12г.

от ответчика - Филатов О.С., дов. от 25.12.12г.

от 3-го лица - неявка

УСТАНОВИЛ:

В окончательном виде иск заявлен о взыскании убытков- 25 009 293 рублей.

Истец в судебном заседании окончательно заявленные требования поддержал.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, по основаниям изложенным в представленном письменном отзыве.

3-е лицо не явилось, возражений не представило.

Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 124, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Исковые требования о взыскании понесенных истцом убытков предъявлены в связи с обеспечением истцом в 2012 году равной доступности услуг городского электрического транспорта для граждан, включенных в федеральный регистр льготников.

В соответствии с п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с Постановлением Администрации Брянской области № 27 от 01.02.05г. на территории Брянской области введен единый социальный проездной билет, который реализовывался органами социальной защиты.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.

В силу ст. 2 Закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Финансирование льгот по проезду на общественном транспорте льготников, находящихся в ведении Российской Федерации (федеральных льготников), предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому является расходным обязательством Российской Федерации.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 № 308/11.

Размер недополученных истцом денежных средств от реализации ЕСПБ, составил 25 009 293 рублей.

Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 9621/10, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 под убытками организации, оказывающей услуги льготным категориям граждан, понимается плата, недополученная с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг (п. 5 ст. 790 ГК РФ).

Произведенный истцом расчет указанной суммы затрат, копия которого приобщена к материалам дела основан на следующем.

При расчете убытков истец использовал показатели, которые подтверждаются справкой Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области о количестве выданных разовых бесплатных билетов, Постановлением Брянской городской администрации № 3376-п от 21.12.10г. о стоимости проездного билета на троллейбус в 2012 г., Постановлением Администрации Брянской области № 42 от 26.01.11г., № 9 от 16.01.12г. о стоимости единого социального проездного документа, справкой Брянской городской администрации № 03 от 09.01.13г. о доле истца в общем объеме перевозок.

Суд признает расчет законным и обоснованным, поскольку он произведен согласно толкованию правовых норм, изложенных в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 9621/10 и от 26.04.2011 № 17828/10.

Таким образом, сумма недополученной платы (сумма убытков) определен истцом на основании документально подтвержденных данных, расчет суммы убытков также соответствует п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23.

В постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 05.02.2008 № 16069/07, от 23.06.2009 № 2992/09, от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10 указано, что под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со ст.790 ГК РФ; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте РФ, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода.

Суд считает необходимым отметить, что согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 № 308/11, государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств Российской Федерации.

Осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации и финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Суд отклоняет ссылку ответчика на Постановление Правительства № 802 от 25.12.06г., поскольку оно не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим в 2012 г., так как регламентирует отношения по распределению межбюджетных трансферов бюджетам субъектов РФ в 2009 и 2010гг.

Суд также отклоняет ссылку ответчика на Постановление Администрации Брянской области № 303 от 30.03.10г., поскольку оно направлено на реализацию порядка распределения компенсаций и не устанавливает механизма расчета расходов истца в виде неполученной провозной платы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ и в связи с удовлетворением иска относятся на ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 15, 401, 790 ГК РФ, ст. 333.40 НК РФ, ст. ст. 4, 110, 123, 124, 156, 167-171 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ИНН 7710168360, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Брянское троллейбусное управление» (ИНН 3201000373, 241037, г. Брянск, проспект Дмитрова, д. 5) убытки- 25 009 293 (двадцать пять миллионов девять тысяч двести девяносто три) рублей,  а также расходы по уплате госпошлины- 148 046 (сто сорок восемь тысяч сорок шесть) рублей 47 (сорок семь) копеек.

Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Брянское троллейбусное управление» (ИНН 3201000373, 241037, г. Брянск, проспект Дмитрова, д. 5) из федерального бюджета госпошлину- 51 953 (пятьдесят одна тысяча девятьсот пятьдесят три) рублей 47 (сорок семь) копеек.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья:

А.А.Кочетков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка