АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2013 года Дело N А55-2744/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2013

Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2013

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Ануфриевой А.Э.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кокоревой И.В.

рассмотрев в судебном заседании 04.06.2013 - 10.06.2013 дело по иску

Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания  в лице филиала «Самарский распределительные сети», г.Самара

к  Открытому акционерному обществу "Сибурэнергоменеджмет", г.Воронеж

о  взыскании 8 851 596 руб. 55 коп.

при участии в заседании

от истца - до перерыва - Хуснутдинов Р.Р. по доверенности от 20.09.2012, после перерыва - Хуснутдинов Р.Р. по доверенности от 20.09.2012 , Жданов А.Н. по доверенности от 22.02.2013

от ответчика -  Попов П.Г. по доверенности от 31.12.2012

Установил:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Самарские распределительные сети» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, с учетом уточнений, принятых определением суда от 11.04.2013, к Открытому акционерному обществу «Сибурэнергоменеджмент» о взыскании задолженности за оказанные истцом услуги по передаче электрической энергии за период  июль, сентябрь, октябрь и декабрь 2012 года в сумме 8 851 596 руб. 55 коп, в том числе задолженность за июль 5 766 408 руб. 17 коп., за сентябрь - 1 194 999 руб. 86 коп., за октябрь -  1 010 519 руб. 35 коп., за декабрь -  879 669 руб. 17 коп.

В судебном заседании истец представил заявление об уточнении размера исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по передаче электрической энергии в июле, сентябре, октябре и декабре 2012 года  в размере 6 128 126,17 рублей из которых задолженность за июль составляет 4 900 318,33 рублей, за сентябрь - 617 294,02 рублей, за октябрь - 456 728,29 рублей, за декабрь -  153 785,53 рублей.

Учитывая, что указанное уточнение по существу является уменьшением истцом размера исковых требований, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, указанное уменьшение размера исковых требований принимается судом как соответствующее ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность до вынесения судебного акта завершающего рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить, или уменьшить размер исковых требований. Размер исковых требований составляет 6 128 126 руб. 17 коп.

В судебном заседании 04.06.2012 в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.45 час. 10.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети Интернет по адресу www. arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, выслушав пояснения представителей сторон, участвовавших в судебном заседании, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между истцом и ответчиком заключен и действовал в спорном периоде договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 20.11.2009 года № 31, согласно которому истец оказывает ответчику услуги по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки, путём осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих истцу на праве собственности, или ином законном основании, а ответчик обязуется оплачивать оказанные истцом услуги в соответствии с условиями и сроками, указанными в настоящем Договоре.

Согласно п. 9.3 договора (с учетом протокола разногласий от 07.12.2009 года), все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе, связанные с его изменением, исполнением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению в Арбитражном суде Самарской области.

В соответствии с п. 6.7 договора (с учетом протокола разногласий от 07.12.2009 года), окончательный расчет производится до 10 числа месяца следующего за расчетным периодом.

Для определения стоимости оказанных услуг в 2012 году сторонами согласован двухставочный вариант тарифа.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ  по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг установлена в п. 1 ст. 781 ГК РФ.

Истец свои обязательства по договору  выполнил в полном объеме, что подтверждается  оформленными без замечаний актами об оказании услуг по передаче электрической энергии, актами учета перетоков электрической энергии актами данных результатов измерений за июль, сентябрь, октябрь и декабрь 2012 года,

Как указывают стороны, в декабре 2012 года они пришли к соглашению о необходимости пересчета объема услуг по передаче электрической энергии, начиная с июля 2012 года в связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", вступившего в силу 12.06.2012, в частности п. 15 (1) «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861.

Согласно п. 15 (1) Правил недискриминационного доступа, обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V настоящих Правил, и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии.

До 1 июля 2013 г. объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, определяется исходя из объема электрической энергии в целях компенсации нормативных технологических потерь в единой национальной (общероссийской) электрической сети и величины заявленной мощности. В случае если в течение расчетного периода регулирования за любые 2 и более часа будет выявлено превышение заявленной мощности более чем на 10 процентов, то начиная с расчетного периода, в котором выявлено такое превышение, и до конца расчетного периода регулирования обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии (за исключением обязательств сетевых организаций) определяются исходя из наибольшего за расчетный период регулирования почасового значения потребления электрической энергии. Начиная с 1 июля 2013 г. обязательства по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (за исключением порядка определения объемов электрической энергии в целях компенсации потерь), определяются в порядке, указанном в настоящем пункте для прочих сетевых организаций.

В зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Не позднее 1 января 2013 г. определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего пункта по совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии, в том числе исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя в установленном порядке. Сетевая организация не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)

Истец произвел пересчет объема оказанных ответчику услуг по передаче электрической энергии, исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки соответствующего уровня напряжения) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки, т.е. отдельно по совокупности точек поставки по уровню расчетного напряжения ВН и отдельно по совокупности точек поставки по уровню расчетного напряжения СН-1.

Не согласившись с расчетом истца, ответчик представил истцу свои возражения и корректировочные акты. При этом произвел пересчет объема оказанных ответчику услуг по передаче электрической энергии, исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки пропорционально объему потребления по каждому расчетному уровню напряжения) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Таким образом, спор по существу заключается в разном толковании и применении положений п. 15 (1) Правил недискриминационного доступа.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках спорного договора часть объектов (ПС-46, ПС-30, ПС-19, ПС-51, ПС-18, ПС-5, ПС-9, ПС-16) потребителя электроэнергии присоединены к электрическим сетям истца опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии (шины станций). Сторонами согласован по данным объектам уровень расчетного напряжения ВН. Другая часть объектов (ПС "Водозабор-2", ГПП-1, ГПП-2, ГПП-3, ГПП-4, ПС "Водозабор-1") потребителя электроэнергии  присоединены непосредственно к сетям истца. По части данных объектов потребителя, а именно: ПС "Водозабор-2", ГПП-1, ГПП-2, ГПП-3, ГПП-4 сторонами согласован уровень расчетного напряжения ВН, а по объекту ПС "Водозабор-1" согласован уровень расчетного напряжения СН-1. Данные обстоятельства стороны подтверждают.

В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии, соответственно, подлежит государственному регулированию и контролю в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 (далее по тексту - Правила недискриминационного доступа), потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В свою очередь п. 55 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 года № 20-э/2 (далее по тексту - Методические указания), предусматривает установление тарифов и, соответственно, оплату услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителей с шин станций только по ставке тарифа на содержание сетей.

Аналогичные особенности оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии с шин станций прямо предусмотрены в п. 81 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 (далее по тексту - Основы ценообразования) согласно которому, потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:

- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;

- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;

- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.

В спорные периоды 2012 года объемы фактически оказанных ответчику услуг по передаче электрической энергии (кВтч), неоспариваемые ответчиком, составили:

- июль 2012 года: по сетям уровня ВН - 48 850 680 кВтч (в то числе с шин генераторного напряжения 8 484 147 кВтч), по сетям уровня СН-I - 1 180 636 кВтч, по сетям уровня СН-II - 0 кВтч, по сетям уровня НН - 0 кВтч.

- сентябрь 2012 года: по сетям уровня ВН - 48 030 831 кВтч (в то числе с шин генераторного напряжения 5 824 776 кВтч), по сетям уровня СН-I - 1 272 131 кВтч, по сетям уровня СН-II - 0 кВтч, по сетям уровня НН - 0 кВтч.

- октябрь 2012 года: по сетям уровня ВН - 48 829 224 кВтч (в то числе с шин генераторного напряжения 4 588 874 кВтч), по сетям уровня СН-I - 1 261 937 кВтч, по сетям уровня СН-II - 0 кВтч, по сетям уровня НН - 0 кВтч.

- декабрь 2012 года: по сетям уровня ВН - 48 949 132 кВтч (в то числе с шин генераторного напряжения 5 641 718 кВтч), по сетям уровня СН-I - 1 260 775 кВтч, по сетям уровня СН-II - 0 кВтч, по сетям уровня НН - 0 кВтч.

Спора по применяемому варианту тарифа, по точкам поставки, по объемам переданной электроэнергии (кВтч), по уровню расчетного напряжения у сторон нет.

Абзацем 4 пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа установлено, что в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Проанализировав положения Правил недискриминационного доступа, с учетом изменений, вступивших в силу с 12.06.2012 года, во взаимосвязи с прежней редакцией, арбитражный суд приходит к выводу о том, что с 12.06.2012 года изменился порядок определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом правомерно произведен расчет объемов оказанных услуг в спорный период с учетом положений п. 15 (1) Правил недискриминационного доступа.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» системным оператором является специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Данной организацией в РФ является ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»).

Согласно данным, опубликованным на официальном Интернет сайте системного оператора - www.so-ups.ru, в спорных периодах были установлены следующие плановые часы пиковой нагрузки на 2012 года для первой ценовой зоны: июль - с 9-го по 17-й и 21-й часы, сентябрь - с 9-го по 16-й и с  19-го по 21-й часы, октябрь - с 8-го по 16-й и с  18-го по 21-й часы, декабрь - с 8-го по 11-й и с  16-го по 21-й часы.

Между истцом и ответчиком отсутствует спор по определению плановых часов пиковой нагрузки в спорные периоды 2012 года.

Ответчик оспаривает способ расчета, примененный истцом, и считает, что величина фактической мощности должна определяться исходя из объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) вне зависимости от расчетного уровня напряжения, а полученная мощность должна быть дифференцирована по уровням напряжения пропорционально объему потребления по каждому уровню напряжения.

Возражения ответчика судом рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.

В силу требований п. 27 Методических указаний, тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Методических указаний.

Согласно п. 44 Методических указаний, размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:

на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;

на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ;

на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ;

на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Исходя из содержания норм Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.