• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2013 года Дело N А72-4601/2013

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (ОГРН 1097325002961, ИНН 7325089100)

о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2013 №73 ПЮ 000656 о привлечении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.,

заинтересованные лица:

- государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску Вишняков Александр Евгеньевич, г. Ульяновск,

- отдел ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, г. Ульяновск,

- Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ульяновску, г. Ульяновск,

в отсутствие сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,

установил:

Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления отдела УМВД России по г.Ульяновску от 02.04.2013 № 73 ПЮ 000656 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом.

Определением от 16.04.2013 суд принял заявление и назначил рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Определением от 16.04.2013 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску Вишнякова Александра Евгеньевича, отдел ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ульяновску.

Из материалов дела следует:

25.03.2013 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции Вишняковым А.Е. выявлен факт отсутствия дорожной горизонтальной разметки «зебра» на Пушкаревском кольце на Московском шоссе Засвияжского района г.Ульяновска, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

25.03.2013 отделом ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска по статье 12.34 КоАП РФ.

28.03.2013 отделом ГИБДД УМВД России г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом 73 ПЮ 000926 в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска по статье 12.34 КоАП РФ. В протоколе указано, что Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, не принял мер по восстановлению горизонтальной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.7, 1.14.1 «Зебра» Правил дорожного движения Российской Федерации в соответствии с утвержденной схемой по «Пушкаревскому кольцу», расположенном на Московском шоссе Засвияжского района города Ульяновска, тем самым создав угрозу безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя Комитета. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Комитет был уведомлен надлежащим образом (извещение №1 от 25.03.2013). Протокол об административном правонарушении получен Комитетом 28.03.2013.

02.04.2013 отделом ГИБДД УМВД России г.Ульяновска в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска вынесено постановление 73 ПЮ 000656 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом по статье 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. Административное дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. О времени и месте рассмотрения административного дела Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска был уведомлен надлежащим образом (извещение №2 от 28.03.2013). Постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом получено Комитетом 02.04.2013.

Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска просит постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом 73 ПЮ 000656 признать незаконным и отменить в полном объеме. Считает, что Комитетом выполнены возложенные на него обязанности в полном объеме, поскольку на автомобильной дороге по «Пушкаревскому кольцу», расположенном на Московском шоссе Засвияжского района города Ульяновска установлены дорожные знаки, регулирующие организацию дорожного движения, в частности регламентирующие движение по полосам.

Административный орган требование не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования "город Ульяновск", за исключением придомовых территорий и внутриквартальных проездов, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск".

К объектам благоустройства относятся:

территории общего пользования, в том числе: бульвары; парки; скверы; площади; улицы; проезды; подъездные пути, соединяющие автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального образования "город Ульяновск" с территорией, которая прилегает к земельному участку под индивидуальным жилым домом и границы которой определены в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами администрации города Ульяновска; набережные; городские пляжи; зеленые насаждения и малые архитектурные формы на улицах и автомобильных дорогах местного значения муниципального образования "город Ульяновск";

объекты городского наружного уличного освещения;

сооружения инженерной защиты муниципального образования "город Ульяновск" (береговые сооружения и укрепления, защитные дамбы, противооползневые и противообвальные сооружения, дренажные устройства и штольни, насосные станции);

памятники монументального искусства, в том числе стелы, бюсты и композиции, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" и закрепленные в установленном порядке за Комитетом.

Согласно пункту 4.2.1 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Комитет в рамках возложенных на него задач осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск».

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1090 от 23.10.1993, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

При таких обстоятельствах дела суд приходит к выводу, что Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска является надлежащим субъектом по данному делу.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

В силу пункта 6.2.2 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в случае выявления недостатков в содержании дорог составляется акт установленной формы.

Административным органом установлены нарушения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, выразившиеся в отсутствии дорожной горизонтальной разметки «зебра» на автомобильной дороге по «Пушкаревскому кольцу», расположенном на Московском шоссе Засвияжского района города Ульяновска, о чем составлен акт установленной формы. Акт подписан двумя свидетелями.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ - нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Наличие в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, подтверждается материалам дела, а именно: актом выявленных недостатков от 25.03.2013, протоколом об административном правонарушении 73 ПЮ 000926 от 28.03.2013.

Доводы Комитета об обязательном применении измерительных приборов суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Госинспектором установлен факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки. В данном случае, для установления факта наличия или отсутствия разметки применение измерительных приборов не обязательно. Действующим законодательством не установлена норма, обязывающая государственных инспекторов определять факт отсутствия дорожной разметки только измерительными приборами.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на основании которых оно основывает свои требования и возражения.

Суд считает, что вина Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска в совершении административного правонарушения заключается в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог.

Довод заявителя о нарушении административным органом части 3 статьи 28.7 КоАП РФ суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Определение о возбуждении дела об административно правонарушении было принято в отсутствие Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска. Комитет не уведомлялся о дате вынесения данного определения. Однако указанное определение было получено Комитетом 25.03.2013. Комитет заблаговременно до составления протокола об административном правонарушении был уведомлен о возбуждении дела об административном правонарушении.

В пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые вызваны данными нарушениями, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Поскольку Комитет заблаговременно до составления протокола об административном правонарушении получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении, то он не был лишен возможности защищать свои права в порядке, установленном КоАП РФ. Указанные нарушения не являются существенными.

Отсутствие денежных средств у Комитета не является основанием для освобождения от административной ответственности за данное правонарушение.

Суд считает, что совершенное Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска правонарушение не является малозначительным и несет угрозу охраняемым общественным отношениям.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае, нарушение требований содержания дорог привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие.

Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доказательств исключительности случая вмененного Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска административного правонарушения предприятием не представлено и не усматривается из материалов дела.

Суд считает, что совершенное предприятием правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявление должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований ГОСТа.

Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд не усматривает оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае административным органом с учетом конкретных обстоятельств за совершенное правонарушение предприятию назначено минимальное наказание, предусмотренное статьей 12.34 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 208, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья О.А.Лубянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-4601/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 14 июня 2013

Поиск в тексте