АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2013 года Дело N А53-4570/2013

Резолютивная часть решения объявлена  «10» июня 2013г.

Полный текст решения изготовлен  «18» июня 2013г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Илюшина Р.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Череватенко Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал»  (ОГРН  1052303701922, ИНН 2308111927)

к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892)

о взыскании  задолженности в размере 399389,63 руб.,

при участии:

от истца - представитель не явился,

от  ответчика  - Колесникова Ю.С. по доверенности от 19.03.2013г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал»  обратилось в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании  задолженности за потребленную в июле 2011г. воду в размере 399389,63 руб.

Истец явку своего представителя не обеспечил,  надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика в судебное заседание явился,  возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, изложенным в представленном отзыве на иск.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено  судом 01.01.2009  года  между  ООО  «Краснодар  Водоканал»  (водоканал)  и Краснодарской  КЭЧ  района  (абонент)  (абонент,  в  дальнейшем  в результате реорганизации прекратил свою деятельность путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации) были заключены договора на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод № 3897, № 6365, № 6366, № 7109, № 5317, № 5318, № 736 № 634, № 6097 № 747, по условиям которых водоканал обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязался оплачивать отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора).

Как следует из пункта 6.1 договора оплата поданной воды и отведенных сточных вод абонентом в соответствии с договором производится в следующем порядке:

до 10 числа  текущего месяца 30 % дозорного объема поданной воды и отведенных сточных вод;

окончательный расчет до 5 числа месяца, следующего за истекшим, по факту потребления.

Во исполнение заключенных договоров от 01.01.2009, истец отпустил абоненту воду и принял сточные воды за период с 01.07.2011 по 31.07.2011 на общую сумму 471 563,39 руб., что подтверждается представленными в материалы дела счетами, расчетом водоотведения, книжками контролера.

Между истцом (сторона 1, поставщик), Краснодарской КЭЧ района (сторона 2,абонент) и ОАО «Славянка» (сторона 3, плательщик) 20.10.2010 в соответствии с заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка» государственным контрактом по эксплуатационному и комплексному обслуживанию казарменно-жилого фонда и сетей водоснабжения военных городков Минобороны России от 20.07.2010 № 1-КЖФ (далее - Государственный контракт от 20.07.2010) было заключено соглашение к контракту (далее - соглашение от 20.10.2010), по которому ОАО «Славянка» с 01.07.2010 взяло на себя обязательства по полной оплате оказанных истцом абоненту услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.

Согласно пункту 5.1 Государственного контракта от 20.07.2010 факт передачи районным представителем заказчика в эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание имущественного комплекса исполнителю оформляется: актами приемки-передачи объектов имущественного комплекса в эксплуатацию с приложением к ним инвентаризационных ведомостей и индивидуальных карточек имущественного комплекса с указанием балансовой и остаточной стоимости объектов коммунального комплекса и с предоставлением Исполнителю согласованного объема информации об объектах.

02.08.2010  между  Минобороны  России  (заказчик)  и  ОАО  «Славянка» (управляющая  компания)  заключен  договор  управления  специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ.

В соответствии с пунктом 2.1 договора, целью договора № 1-УЖФ является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.

Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что факт передачи уполномоченным представителям заказчика в управление объектов специализированного жилищного фонда  Управляющей  компании  оформляется  техническими  приложениями  с приложением к нему следующих документов, в том числе и акта приема-передачи объекта специализированного жилищного фонда передаваемого в управление. По условиям договора  № 1-УЖФ от 02.08.2010 ОАО  «Славянка»  осуществляет управление, эксплуатацию жилого фонда, а также предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений.

В связи с тем, что ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил, истец обратился с требованием в суд о взыскании задолженности в размере  сумме 399 389,63 руб. за период с 01 июля по 31 июля 2011 года (с учетом частичного погашения задолженности в размере 72 172,76 руб.).

В соответствии с пунктом 11 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г. отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с пунктом 44 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г. учет полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод, ведение и хранение необходимой документации по учету (журналы, диаграммы, дискеты и т.п.), выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества полученной питьевой воды за расчетный период осуществляется абонентом.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 91 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», установлено, что организация ВКХ (ОАО «ПО Водоканал») и абонент несут ответственность за невыполнение договорных обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Представленные в материалы дела документы, подтверждающие задолженность ответчика: счета, книжки контролеров, расчеты, оценены судом с позиции ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу,  в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца отыскиваемой задолженности.

В представленном отзыве на иск ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что между Министерством обороны РФ и ОАО «Славянка» 20 июля 2010 г. заключен государственный контракт № 1-КЖФ на содержание, эксплуатацию казарменно-жилищного фонда и водо-канализационного хозяйства Минобороны России, в том числе расчеты со сторонними поставщиками воды.

Согласно государственному контракту № 1-УЖФ от 02.08.2010 г., заключенному между Министерством обороны РФ и ОАО «Славянка» и вступившему в силу с момента его подписания, последнее приняло на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков. Данным контрактом предусмотрено, что ОАО «Славянка» должна предоставлять коммунальные услуги, заключать от своего имени и за свой счет договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями.

Учитывая объективную необходимость в обеспечении непрерывности технологического процесса по обеспечению коммунальными ресурсами фондов Минобороны России, были заключены трехсторонние соглашения от 20.10.2010 г. к договорам от 01.01.2009г. № № 3897, 6365, 6366, 7109, 5317,5318, 736, 634, 6097, 747 на отпуск воды и прием сточных вод.

Согласно указанным соглашениям ОАО «Славянка» обязуется с 01.07.2010г. производить истцу оплату по указанным договорам за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды.

В соответствии со статьями 452, 453 ГК РФ дополнительные соглашения являются соглашениями об изменении условий договора, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения изменения договора.

Таким образом, по мнению ответчика, обязательства по оплате водоснабжения по указанным договорам на отпуск воды и прием сточных вод в измененном виде, с учетом заключенных дополнительных соглашений к ним возникли у ОАО «Славянка».

Доводы ответчика судом отклоняются ввиду следующего.

Статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Суд, оценив условия контракта №1-КЖФ, пришел к выводу, что осуществление исполнителем обязанностей (и, соответственно, оплата услуг заказчиком) возможно только после передачи ему объектов в установленном контрактом порядке.

Фактическая передача обществу «Славянка» соответствующих объектов Минобороны не произведена, договоры с поставщиками и потребителями энергоресурсов не заключены.

Дополнительное соглашение от 20.10.2010 к договору водоснабжения, предусматривало обязанность общества «Славянка» с 01.07.2010 по 31.12.2010г. производить оплату поставщику услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.

Оценивая данное соглашение, суд полагает, что таковое не снимает ответственности с абонента перед истцом по надлежащему исполнению обязательств по оплате услуг.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал»  (ОГРН  1052303701922, ИНН 2308111927) задолженность в размере 399389,63 руб.; а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10987,79 руб.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья  Илюшин Р.Р.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка