• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2013 года Дело N А27-21031/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.К. Фуртуна,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Н. Фирсовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Евразруда» (ОГРН 1027739020286, г. Новокузнецк)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Таштаголе Кемеровской области (ОГРН 1024201963356, г. Таштагол)

о признании недействительным решения от 13.09.2012 № 5 в части,

при участии представителей:

заявителя - Скударнов М.Е., доверенность от 29.01.2013, паспорт,

заинтересованного лица - Ащеулова Т.П., доверенность от 28.01.2013, паспорт,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Евразруда» (далее также - ОАО «Евразруда», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области (далее также - Управление, пенсионный фонд) от 13.09.2012 № 5 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части доначисления страховых взносов в сумме 189603 руб., пени в сумме 21684,28 руб., штрафа за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в сумме 37920,60 руб., штрафа за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 237872,33 руб. (с учетом уточнения требований).

Требования мотивированы тем, что сумма, выплаченная в возмещение работникам фактически понесенных командировочных расходов, предусмотрена локальным нормативным актом заявителя, является компенсацией затрат при выполнении трудовых обязанностей вне места постоянной работы и правомерно не включена в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя в обязательном порядке предоставлять работникам, имеющим детей-инвалидов, дополнительные выходные дни. Оплата данных выходных дней производится не за счет собственных средств работодателя, как иных выходных дней, а за счет средств, предоставляемых ФСС РФ. Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.

Представитель пенсионного фонда требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов плательщиком страховых взносов ОАО «Евразруда».

По результатам проверки пенсионный фонд составил акт выездной проверки от 09.08.2012 № 6 и вынес решение от 13.09.2012 № 5 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

В соответствии с данным решением ОАО «Евразруда» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее также - Закон № 212-ФЗ) за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 38024 руб., а также абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 247657,07 руб.

ОАО «Евразруда» предложено уплатить начисленные суммы финансовых санкций, а также 190120 руб. страховых взносов и 157935,95 руб. пени.

Проверкой установлено, в том числе, что в нарушение части 1 статьи 7, статьи 8, части 2 статьи 9, части 1 статьи 18, подпунктов 1,2 части 2 статьи 28 Закона от № 212-ФЗ в 2010 г. оплата суточных сверх нормы не была включена в облагаемую базу в общей сумме 17200 руб., в 2011 г. 18200 руб.; Гаврилову А.Г. в июле 2010 г. были включены суточные сверх нормы в сумме 1000 руб., в сентябре 2010 г. 400 руб., так как база для начисления страховых взносов у работника Гаврилова А.Г. превысила 415000 руб. в декабре 2010 г., в связи с этим начислены пени за уплату страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки в сумме 11,28 руб.; в облагаемую базу в 2011 г. не включен средний заработок за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами 579464,56 руб. (в оспариваемой заявителем части).

Не согласившись с решением Управления в указанной части, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

Изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат.

Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из пункта 2 этой статьи страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству) (в редакции, действующей до 31.12.2010).

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона № 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765 (далее - Перечень) (в редакции, действующей до 31.12.2010, утратил силу с 1 января 2011 года. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1231).

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс, Кодекс) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

В рассматриваемом случае выплаты производились работникам общества именно в связи с осуществлением ими трудовой деятельности.

Трудовым кодексом установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Кодекса) и компенсации (главы 24 - 28 Кодекса). Поскольку выплаты, произведенные обществом своим работникам, не могут быть отнесены к выплатам, предусмотренным главами 24 - 28 Трудового кодекса, они должны быть отнесены к заработной плате.

В соответствии с пунктом 10 Перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в редакции, действующей до 31.12.2010, Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2011 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 № 1231).

Между тем законодательством о социальном страховании не определены ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен трудовым законодательством.

На основании пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Согласно статье 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Размеры и порядок возмещения обществом расходов, связанных со служебными командировками работников, установлены Положением о командировочных расходах, утвержденным приказом генерального директора от 09.02.2004 № 31 (с изменениями, внесенными приказом от 31.05.2010 № 340).

Пенсионный фонд не возражал, что выплаченные работникам суммы командировочных расходов не превышали размера возмещения расходов, предусмотренных локальным актом общества, изданным в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса.

Исходя из анализа Правил, Перечня (до 31.12.2010), статей 8, 168 Трудового кодекса, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом, соответственно страховые взносы не начисляются на суточные, размер которых установлен локальным актом общества.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 № 15142/09.

Что касается эпизода по Гаврилову А.Г., в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что страховые взносы начислены и внесены обществом неправомерно, потому пени начислены необоснованно. По изложенным выше основаниям данный довод принимается судом, поскольку пенсионный фонд не возражал, что выплаченные данному работнику суммы командировочных расходов не превышали размера возмещения расходов, предусмотренного локальным актом общества.

Следовательно, оспариваемые заявителем суммы не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа по данным основаниям.

Спора по расчёту оспариваемых сумм нет, с учетом представленного пенсионным фондом расчета, заявитель уточнил требования.

Исследовав и оценив иные доводы лиц, участвующих в деле, в порядке статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что они не имеют правового значения при вышеизложенных обстоятельствах и их оценке применительно к предмету спора.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 2000 руб. при подаче заявления подлежат взысканию с пенсионного фонда в пользу общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования открытого акционерного общества «Евразруда» удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области от 13.09.2012 № 5 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части доначисления страховых взносов в сумме 189603 руб., пени в сумме 21684,28 руб., штрафа за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в сумме 37920,60 руб., штрафа за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 237872,33 руб.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области в пользу открытого акционерного общества «Евразруда» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.К. Фуртуна

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-21031/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 11 июня 2013

Поиск в тексте