• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
 

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2013 года Дело N А40-149687/2012

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2013

Текст решения изготовлен в полном объеме 14.06.2013

Арбитражный суд в составе:

Судьи Никоновой О.И., единолично

при ведении протокола помощником судьи Басария Л.Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО «СУ МВО» (ОГРН 1097746387111, дата регистрации 06.07.2009г., ИНН 7705892313, 109044, г Москва, ул. Арбатецкая 2/28)

к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261 дата регистрации 11.11.1998г., Москва, ул. Знаменка, 19), ФГКУ Центральное Территориальное Управление Имущественных отношений Министерства обороны РФ

3-е лицо Министерство обороны РФ, Управление Росрестра по Москве

о признании права собственности

при участии

от истца - Шиндин А.В. дов. от 09.01.2013, Калмыков А.В. дов. от 12.11.2012

от Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ - Прилуцкий А.В. дов. от 12.11.2012,

от ФГКУ Центральное Территориальное Управление Имущественных отношений Министерства обороны РФ - Грошев А.И. дов. от 16.01.2013

от третьих лиц - не явка

УСТАНОВИЛ:

ОАО «СУ МВО» обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о признании права собственности ОАО «СУМВО» на объект недвижимости здание площадью 426.0 кв.м. с условным номером 77-77-13/008/2009-571 по адресу г. Москва, ул. Арбатецкая д.2, стр.4.

Исковые требования заявлены со ссылкой на ст.ст. 12, 213, 217 ГК РФ.

Определением от 28.01.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (125167, г. Москва, Ленинградский проспект 41).

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2008года № 1272-р был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2009год. Указанным Распоряжением федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление Московского военного округа Российской Федерации» включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2009году.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О Приватизации государственного и муниципального имущества», указами Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», от 17.11.2008г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», а также на основании документов, представленных федеральным государственным унитарным предприятием «Строительное управление Московского военного округа Российской Федерации» и аудиторского заключения ООО «Финэкспертиза» от 30.03.2009г. приказом Министра обороны Российской Федерации № 430 от 19 мая 2009 года «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФГУП «СУМВО МО РФ»), ФГУП «СУМВО МО РФ» было реорганизовано в форме преобразования в ОАО «Строительное управление Московского военного округа» (далее - ОАО «СУМВО») и утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СУМВО МО РФ» (Приложение №1 к приказу).

11 июня 2009 года ВРИО начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СУМВО МО РФ».

Имущество передано собственником - Министерством обороны РФ в счет оплаты уставного капитала по передаточному акту от 11 июня 2009 года. В соответствии с п. 1.2 Устава ОАО «СУМВО» единственным учредителем общества является Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя и акционера общества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СУМВО МО РФ» вошел объект недвижимости -здание по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д.2, стр.4.

ОАО «СУ МВО» обратилось в управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанное имущество.

В государственной регистрации права ОАО «СУ МВО» на здание было отказано по причине отсутствия в ЕГРП права хозяйственного ведения ФГУП «СУМВО МО РФ», т.к. в соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»- 122-ФЗ, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Истец считает себя собственником спорного объекта .

Представитель Министерства обороны заявил о прекращении производства по делу. Ходатайство мотивировано следующими обстоятельствами.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округ от 20.03.2013 г. по делу № А40-60960/12-37-227, решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2012 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 г. оставлены без изменения, кассационная жалоба ОАО «СУ МВО» без удовлетворения.

Предметом спора по вышеуказанному исковому заявлению ОАО «СУ МВО» к Минобороны России являлся объект недвижимого имущества расположенный по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д.2, стр. 4.

По мнению ответчика настоящий спор является тождественным и производство по делу подлежит прекращению.

Заявление судом отклонено по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.

По делу № А40-60960/12-37-227 рассмотрен спор между ОАО «СУ МВО» и Министерством обороны Российской Федерации.

В иске отказано, в том числе по тем обстоятельствам, что оснований для предъявления иска Министерству обороны не имеется. Истцу было предложено определить надлежащего ответчика по иску.

По настоящему спору иск предъявлен к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и ФГКУ Центральное Территориальное Управление Имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Таким образом, иск предъявлен к иным ответчикам.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебное разбирательство проведено в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основания иска, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 430 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" предусмотрена приватизация ФГУП "СУМВО МО РФ" путем преобразования его в открытое акционерное общество.

Приказом Министра обороны N 1171 от 16.07.2011 внесены изменения в состав передаваемого имущества, утвержденный Приказом Министра обороны России 2009 N 430. Пункты 399 и 400 изложены в новой редакции. Пункт 400 изложен в следующей редакции: "Здание, назначение: нежилое, общая площадь 426,0 кв. метра, кадастровый (или условный) номер: 77-77-13/008/2009-571, адрес объекта: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 4".

Соответствующие изменения 21.09.2011 внесены в передаточный акт подлежащего приватизации имущества.

Из Приказа Министра обороны России N 430 от 19.05.2009 и Приложения N 1 к приказу видно, что в состав приватизируемого имущества включены только объекты, входящие в состав имущественного комплекса ФГУП "СУ МВО МО РФ". Иные объекты приватизируемому предприятию в процессе приватизации не передавались.

Согласно Передаточному акту, ОАО "Строительное управление Московского военного округа" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия, в состав которого входит спорный объект недвижимого имущества.

Спорный объект - нежилое строение 4 общей площадью 426 кв. м, условный номер 77-77-13/008/2009-571, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, включено в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "СУМВО МО РФ", утвержденный 11.06.2009 г. ВРИО начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

ОАО "СУМ ВО", созданное в порядке преобразования ФГУП "СУМВО МО РФ", в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрировано 06.07.2009 г. (ОГРН 1097746387111).

После государственной регистрации ОАО "СУМ ВО" в качестве юридического лица произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на все нежилое здание общей площадью 426 кв. м, условный номер 77-77-13/008/2009-571 по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, стр. 4 (запись регистрации от 14.08.2009 г. N 77-77-13/008/2009-571).

Управление Росреестра по Москве сообщением от 01.03.2012 г. N 12/040/2011-169,-148,-173 отказало в государственной регистрации права собственности ОАО "СУМ ВО", в том числе, на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая д. 2, стр. 4 в связи с непредставлением документов, подтверждающих закрепление этих объектов в предшествующий период на праве хозяйственного ведения за ФГУП "СУМВО МО РФ" и неустранением этого препятствия в период приостановления государственной регистрации.

В соответствие с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Доказательств признания данного отказа Управления Росреестра по Москве незаконным в судебном порядке истец суду не представил.

В качестве оснований приватизации в Приказе Министра обороны России N 430 от 19.05.2009 указаны Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указы Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р, а документы, представленные федеральным государственным унитарным предприятием "Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации".

Статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что одним из способов приватизации является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21.21.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции по состоянию на 19.05.2009, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

В соответствии со статьей 14 названного Закона в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

В статье 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ указано, что открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

Истцом в процессе приватизации могло быть приобретено только то имущество, которое входило в имущественный комплекс государственного унитарного предприятия.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование исковых требований.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что спорное имущество входило в состав имущественного комплекса государственного унитарного предприятия - правопредшественника истца.

Не подтверждена принадлежность имущества государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения - не представлено решение собственника о передаче имущества в хозяйственное ведение, контракт на право хозяйственного ведения, иные доказательства принадлежности имущества правопредшественнику истца на указанном вещном праве.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В представленной истцом в материалы дела выписке из реестра федерального имущества от 23.03.2009 N 380/5 на объект по адресу ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 4 в качестве правообладателя указано ФГУП "СУ МВО МО РФ", в качестве документов-оснований: Распоряжение Минимущества России N 1123-р от 11.04.2003, передаточный акт от 08.02.2006.

В соответствии с разъяснениями пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Согласно абзацу пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения, возникшего после введения в действия указанного закона, отсутствуют доказательства возникновения такого права.

В пункте 59 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Государственная регистрация права собственности на спорные объекты произведена за Российской Федерацией.

Уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью является Правительство Российской Федерации и Министерство имущественных отношений России.

Статьей 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в том числе при учреждении открытых акционерных обществ.

Решение о приватизации спорных объектов принято Министерством обороны России, уполномоченным в соответствии с Постановлением Правительства России от 29.12.2008 N 1053 осуществлять функции по управлению федеральным имущество, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведении или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществлять мероприятия по приватизации имущества подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Для подтверждения полномочий Министерства обороны России распоряжаться спорным имуществом, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, необходимо подтвердить принадлежность такого имущества подведомственному МО РФ федеральному государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Министерства обороны России полномочий принимать решение о приватизации спорного имущества.

Спорный объект после передачи ФГУП "СУ МВО МО РФ" по Распоряжению Минимущества России N 1123-р от 11.04.2003, передаточному акту от 08.02.2006, указанным в выписках от 23.03.2009, был передан ФГУП "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.

Выписка из реестра федерального имущества, содержащаяся в материалах регистрационного дела, датирована 11.07.2012, то есть, получена после приватизации ОАО "СУ МВО", запись о государственной регистрации которого в качестве юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 06.07.2009. Вышеуказанные документы - основания передачи имущества ФГУП "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ также оформлены позднее государственной регистрации истца.

Статьей 209 ГК РФ установлено, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Решения уполномоченного органа государственной власти о приватизации спорного федерального имущества истец в материалы дела не представил.

В соответствии с выписками из ЕГРП в отношении спорного имущества, собственником имущества является Российская Федерация.

Обременений прав собственности России не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах, исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на истца

С учетом изложенного, на основании ст. ст. 8, 11, 12, 124, 125, 131, 209, 212, 214 - 216, 218, 235, 294, 296, ГК РФ, и руководствуясь ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 81, 102, 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его изготовления в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.И. Никонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-149687/2012
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 14 июня 2013

Поиск в тексте