АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2013 года Дело N А40-128769/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 13 июня 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Беловой Я.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (131000, г Москва, ш Варшавское, 37; ИНН: 7724261610; ОГРН: 1037724007276)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г Москва, ул Тульская Б, 15; ИНН: 7726639745; ОГРН: 1097746680822)

Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

о признании отказа, оформленного письмом от 05.08.2011 г. № 12/004/2011-716 в регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2 незаконным, об обязании зарегистрировать право собственности российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2.

при участии представителей

от истца -  Кустов ВА. Доверенность №77АА8439931 от 27.02.2013

от ответчика -Смилык С.П..  Доверенность № 2/2013 от 09.01.2013г.

от третьих  лиц - не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обратилось с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве о признании отказа, оформленного письмом от 05.08.2011 №12/004/2011-716 в регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое помещение общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский проезд, д. 8, стр. 2 (далее - нежилое помещение), незаконным, и об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 63-66).

Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2012 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица Департамент имущества города Москвы (т. 1, л.д. 91).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2012 года вышеназванное решение было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 22-23).

Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа 26 февраля 2013 г. решение от 10.07.2012 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-128769/11-127-1234 и постановление от 23.11.2012 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд Определением от 26.04.2013 года привлек к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва,  Никольский переулок, д.9), обязал ФГУП «Почта России» совместно с представителями Департамента городского имущества города Москвы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом провести обследования помещения  по адресу: г. Москва, Валдайский проезд, д.8, стр.2. на предмет  его владения истцом  либо  иными лицами.

Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, -  не явилось.

В результате осмотра было установлено, что ФГУП «Почта России» занимает и использует следующие помещения: 1 эт., пом. III, комн. 1-35; пом. IV комн. 1; пом. V, комн. 1; пом. VI, комн. 1, общей площадью 648,2 кв.м.

При повторном рассмотрении дела суд пришел в выводу об удовлетворении исковых требований.

Как видно из материалов дела, 16.02.2011 г. ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о регистрации права собственности РФ на нежилое помещение, общей площадью 648,2 кв.м., расположенное в здании по адресу: город Москва, Валдайский проезд, дом 8, строение 2. 05.08.2011 г. Управление Росреестра по Москве письмом № 12/004/2011-716 сообщило об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на данное помещение по тем основаниям, что поскольку данное помещение входит в состав другого помещения - всего здания общей площадью 3.850 кв.м., на которое право собственности было зарегистрировано за городом Москвой, а правообладатель этого права не направил в регистрирующий орган заявление о прекращении своего зарегистрированного права на помещение площадью 648,2 кв.м. путем выделения его из площади всего здания, - то регистрация его как на отдельный субъект вещного права, по мнению ответчика, была невозможна (т. 1, л.д. 6-7).

Суд находит мотивы Управления Росреестра по городу Москве незаконными.

Из ксерокопии регистрационного дела, представленного регистрирующим органом в материалы арбитражного дела (т. 1, л.д. 121-142), усматривается, что распоряжением Правительства Москвы от 05.07.2007 года за №1425-рп спорное нежилое помещение во исполнение ФЗ от 22.08.2004 года за №122-ФЗ было передано на безвозмездной основе в федеральную собственность для вывода отделения почтовой связи №445 ФГУП «Почта России» из нежилого здания по адресу: гор. Москва, Валдайский пр., д. 10, являющегося федеральной собственностью, подлежащего сносу, а распоряжением ТУ Росимущества по гор. Москве от 26.12.2007 года за №2088 это помещение было принято в федеральную собственность, о чем свидетельствует акт приема-передачи, подписанный, в том числе, и Департаментом имущества гор. Москвы (т. 1, л.д. 126-131).

Из п.п. 1,2 ст. 9, п. 1 ст. 17, ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вытекает, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона, на основании решений федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Причем основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, то уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» этих сведений в государственный кадастр недвижимости. В п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122 ФЗ (в редакции от 30.12.2012) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Причем положения настоящей части не распространяются на отношения, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Кроме того, было установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Управления Росреестра по городу Москве не соответствует законодательству, в том числе ст. 6 и ч.2 ст. 17 ФЗ №122-ФЗ, и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что в силу ч.2 ст.201 АПК РФ влечет вывод о необходимости признания данного решения недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 12, 450, 452, 619, 622 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требований Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН 1037724007276; 131000, г. Москва, ш. Варшавское, 37) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Тульская Б, 15) о признании отказа, оформленного письмом от 05.08.2011 г. № 12/004/2011-716 в регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2 незаконным, об обязании зарегистрировать право собственности российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2 - удовлетворить.

Признать отказ, оформленный письмом от 05.08.2011 г. № 12/004/2011-716 в регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2 незаконным.

Обязать зарегистрировать право собственности российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 648, 2 кв.м., находящееся в здании по адресу: г. Москва, Валдайский пр-зд, д. 8, стр. 2.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" из федерального бюджета госпошлину в размере 4 000 рублей, уплаченную при подаче иска.

Решение  может  быть  обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции  в  течение  месяца  с  даты  его принятия.

Судья:

И.Н.Кофанова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка