• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2013 года Дело N А53-5619/2013

Резолютивная часть решения объявлена «03» июня 2013

Полный текст решения изготовлен «10» июня 2013

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мироненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройСервис» (ИНН 6143055457 ОГРН 1046143000200)

к Волгодонскому территориальному отделу Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области

1) о признании недействительным предписания №3.5/7

2) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройСервис» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии в судебном заседании:

от Общества: директор общества Устинова И.Ю.;

от заинтересованного лица: Гуляева А.В., представитель по доверенности от 19.02.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ДонСтройСервис» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (далее - Служба) от 06.02.2013 №3.5/7 по устранению нарушений строительного законодательства, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройСервис» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Общества в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Представитель Службы в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Определением суда от 21.05.2013 по делу №А53-7750/2013 объединено в одно производство с настоящим делом и присвоен единый номер А53-5619/2013.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

06.02.2013 должностным лицом Службы осуществлена проверка объекта капитального строительства «Строительство спортивного центра с бассейном», расположенного по адресу: Ростовская область, г.Пролетарск, пр. 50 лет Октября, 43в. Результаты проверки отражены в акте от 06.02.2013 №3.5/16.

В ходе вышеуказанной проверки установлено, что строительство объекта «Строительство спортивного центра с бассейном» осуществляется с нарушениями градостроительного законодательства, а именно:

- журнал производства работ представлен, строительным контролем заказчика и строительным контролем подрядчика, не заполнены разделы №4 и №5 журнала работ, не выявлены нарушения допущенные при выполнении бетонных работ, по устройству монолитных ж/б фундаментов стаканного типа блока «А» 17 штук, бетонной подготовки под монолитную железобетонную плиту ванны бассейна, бетонной подготовки и подошвы фундаментов блока «Б» 12 штук и блока «В» в количестве 9 шт., что является нарушением требований РД-11-05-2007;

- журнал сварочных работ не представлен, что является нарушением требований СНиП 3.03.01-87, приложение 2;

- журнал бетонных работ не представлен, что является нарушением требований СНиП 3.03.01-87, приложение 8;

- журнал антикоррозийной защиты сварных соединений не представлен, что является нарушением требований СНиП 3.03.01-87, приложение 2;

- журнал входного контроля строительных материалов, не представлен, что является нарушением требований СНиП 12.01.2004 п.6.1.3.;

- не представлен проект производства работ, что является нарушением требований 08-005-ПИР-1-ПОС раздел 1.1, п. 1;

- не выполнена инженерная подготовка строительной площадки, обеспечен отвод поверхностных вод из котлована, что является нарушением требований проекта 08-005-ПИР-ПОС, пункта3.1;

- согласно проекту 08-005-ПИР-1-КЖ, лист 2 котлован не должен долгое время находиться открытым, так как под воздействием техногенных факторов происходит ухудшение физико-механических свойств элювиальных грунтов. В противном случае в котловане должен сохраняться защитный слой толщиной 0.25-0.30м, удаляемый непосредственно перед Устройством фундаментов. Подрядчиком не оставлен защитный слой в "котловане толщиной 0.25-03Ом и не обеспечен сток поверхностных вод из котлована, в связи с чем произошло перенасыщение грунта водой, что является нарушением требований проекта 08-005-ПИР-1-КЖ, лист 2;

- при устройстве монолитных ж/б фундаментов стаканного типа блока «А» 17 штук, бетонной подготовки под монолитную железобетонную плиту ванны бассейна, бетонной подготовки и подошвы фундаментов блока «Б» 12 штук и блока «В» в количестве 9 штук, визуально установлены трещины, разрушение и расслоение бетона;

- при устройстве монолитных ж/б фундаментов стаканного типа блока «А», бетонной подготовки под монолитную железобетонную плиту ванны бассейна, бетонной подготовки и подошвы фундаментов блока «Б» 12 штук и блока «В» в количестве 9 штук, не представлено заключение об оценки прочности бетона неразрушающим и разрушающим методом, что является нарушением требований ГОСТ Р 53231-2008;

- металлические колонны готовят и грунтуют в помещении без отопления, комплектующие детали колонн выполняются при помощи газовой резки, сварные швы в отдельных местах выполнены с наплывами, сужениями и перерывами. Не представлены аттестационные удостоверения сварщиков выполняющие сварочные работы по изготовлению колон, что является нарушением требований СНиПЗ.03.01-87, таблица 41.

По результатам проведённой проверки Службой Обществу выдано предписание от 06.02.2013 №3.5/7 об устранении вышеуказанных нарушений и установлен срок выполнения до 05.03.2013.

04.03.2013 Службой ведущему специалисту отдела архитектуры, строительства и ЖКХ Администрация Пролетарского района Ростовской области вручено уведомление №3.5-135 о проведении проверки выполнении предписания №3.5/7 и 3.5/8 в период с 15.03.2013 по 20.03.2013.

20.03.2013 при проведении проверки на предмет выполнения требований, содержащихся в предписании от 06.02.2013 №3.5/7, установлено, что предписание не исполнено, нарушения не устранены в полном объёме.

Уведомлением от 20.03.2013 №4814 представитель Общества приглашался 25.03.2013 для составления протокола по делу об административном правонарушении. Уведомление вручено 21.03.2013 представителю Общества, о чём имеется роспись, свидетельствующая о получении уведомления.

Протокол 25.03.2013 составлен должностным лицом Службы в отсутствие представителя Общества.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по подведомственности.

Общество, в свою очередь, не согласившись с предписанием 06.02.2013 №3.5/7, а также протоколом от 25.03.2013 №135011, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта органа государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов Общества по делу.

Статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 1). Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (часть 2).

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (часть 4).

При выявлении по результатам проведения контроля указанных выше недостатков работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков (часть 5).

Согласно пункту 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

- проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

- проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

- проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

- совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

- иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Согласно представленным в материалы дела муниципальному контракту от 29.05.2012 №2012.50017 Заказчиком объекта капитального строительства «Строительство спортивного центра с бассейном», расположенного по адресу: Ростовская область, г.Пролетарск, пр. 50 лет Октября, 43в, является Администрация Пролетарского района Ростовской области, подрядчиком является Общество.

Согласно приказу Общества от 12.10.2012 №1/П, представленному в материалы дела Службой, уполномоченным представителем Общества при строительстве спортивного центра является Устинов С.А.

В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации РД-11-04-2006, утверждённого Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 №9053) (далее - Порядок) перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до её проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи. В уведомлении указываются сведения о дате проведения проверки, предмете проверки, иные сведения, необходимые для проведения проверки. В случае, если уведомление вручается представителю застройщика или заказчика или направляется посредством факсимильной либо почтовой связи, оно составляется по образцу, приведенному в Приложении №6 к настоящему Порядку. Уведомление вручается уполномоченному представителю заказчика или застройщика на основании соответствующего документа о представительстве. В случае отказа от получения на руки (подписания) уведомления представителем застройщика или заказчика документ направляется по факсу или по почте заказным письмом с уведомлением.

Пунктом 10 Правил определено, что застройщик или заказчик обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для выполнения должностным лицом органа государственного строительного надзора своих полномочий, предусмотренных статьёй 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).

Частью 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно части 9 статьи 10 Закона №294-ФЗ заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

В материалы дела не представлено оснований для проведения Службой проверки именно Общества, а также доказательств соблюдения порядка согласования внеплановой проверки в отношении Общества.

Предписание от 06.02.2013 №3.5/7 по результатам проверки, проведённой 06.02.2013 Службой, выдано непосредственно Обществу.

Согласно акту проверки Службы от 20.03.2013 №3.5/37 проверка проводилась в отсутствие представителя Общества.

В силу пункта 14 Положения о строительном надзоре, при выявлении в результате проведённой проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учётом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Соответственно, принятое Службой предписание, оспариваемое Обществом, по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, поскольку содержит в себе адресованное Обществу властное предписание органа власти федерального уровня о совершении ряда действий, отказ от которых влечёт привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - об этом указано так же в тексте предписания.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу, что действия Общества при проведении Службой проверок напрямую зависели от действий заказчика, а именно надлежащего уведомления Общества о дате проведении проверки и исполнения к указанной дате определённых обязанностей.

Согласно материалам дела, о предстоящих проверках Служба уведомляла только представителя заказчика. Доказательства уведомления Общества о проведении 20.03.2013 проверки выполнения предписания №3.5/7 в материалы дела не представлены. Данный факт подтверждается актом проверки, в котором Службой указано, что проверка проводилась в отсутствие представителя Общества.

Обществом в материалы дела представлена светокопия общего журнала работ по строительству спортивного центра с Бассейном, график выполнения работ.

Таким образом, доказательств того, что Общество надлежащим образом уведомлено о дате и основаниях проведения проверки деятельности Общества, а также сведения о не исполнении предписания №3.5/7, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, суд считает, что Администрация Пролетарского района Ростовской области обязана осуществлять соответствующий контроль и принимать соответствующие меры по устранению нарушений, а также нести ответственность за неустранение выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, суд находит, что предписание от 06.02.2013 №3.5/7, выданное Службой в адрес Общества не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закону №294-ФЗ, Правилам РД-11-04-2006 и Положению о строительном надзоре, в связи с чем, является недействительным.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьёй 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьёй 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Суд пришёл к выводу, что материалами не подтверждается наличие обязанности Общества по исполнению предписания №3.5/7 и, как следствие, вина в неисполнении в установленный срок такого предписания.

Таким образом, выявленное Службой невыполнение в установленный срок Обществом предписания не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.

При подаче настоящего заявления, Обществом оплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платёжным поручением от 18.03.2013 №2.

Таким образом, судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на Службу.

Руководствуясь статьями 167-176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать недействительным предписание Волгодонского территориального отдела Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области №3.5/7 от 06.02.2013.

2. В удовлетворении требований Волгодонского территориального отдела Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДонСтройСервис» (ИНН 6143055457 ОГРН 1046143000200) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.В. Пименов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-5619/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 10 июня 2013

Поиск в тексте