АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2013 года Дело N А55-3586/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 июня 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В.

рассмотрев в судебном заседании  13 июня 2013 года  дело по иску, заявлению

Закрытого акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района"

От  25 февраля 2013 года  №

к  1. Министерству строительства Самарской области,

2. Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара

О признании незаконными решений

при участии в заседании

от заявителя - Ковалева С.В. по доверенности от 03.06.2013

от ответчика1 - Сидоренко С.В. по доверенности от 09.04.2013

от ответчика2 - Бобикова М.В. по доверенности от 16.04.2013

Установил:

Закрытое акционерное общество "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными  отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка по ул. Стара-Загора (в районе дома № 167)  в Промышленном районе г. Самара для строительства здания ремонтно-эксплуатационной службы,  содержащегося в сообщении №СП-8/1436-0-29 от 19.10.2012, а также отказа  Министерства строительства Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка, содержащегося в сообщении  №3/7959 от 19.11.2012.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представители ответчиков просят в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемых отказов.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что Закрытое акционерное общество "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района"  обратилось в министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка  площадью 337 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство здания ремонтно-эксплуатационной службы по ул. Стара-Загора (в районе дома № 167)  в Промышленном районе г. Самара (л.д.57-69).

Министерство обратилось в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет формирования испрашиваемого заявителем земельного участка.  Письмом  №СП-8/1436-0-29 от 19.10.2012 департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил министерству о невозможности проведения работ по выбору вышеназванного земельного участка, поскольку, размещение предполагаемого к строительству здания нарушает требования пункта 6.1. региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2008 № 496-п.

На основании вышеназванного сообщения министерство строительства Самарской области письмом №3/7959 от 19.11.2012 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.

Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.  Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 №67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - министерство строительства Самарской области.

На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства,, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. №74 в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство строительства Самарской области с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Министерство строительства Самарской области регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство строительства Самарской области принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Министерство строительства Самарской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Министерство строительства Самарской области в соответствии с действующим законодательством и указанным Регламентом обеспечивает дальнейшее осуществление процедур по предоставлению таких земельных участков. При этом министерство вправе запрашивать у заинтересованного лица, а также у органов и организаций в рамках их компетенции документы и информацию, необходимые для принятия соответствующих решений.  Министерство строительства Самарской области отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

Региональные нормативы градостроительного проектирования Самарской области, утверждены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2008 № 496-п.

В пункте 6.1. указанных нормативов предусмотрено, что в целях обеспечения благоприятных условий и качества среды жизнедеятельности при градостроительном проектировании общественно-деловых зон нормируются следующие показатели:

обеспечение планируемой территории объектами социального и культурно-бытового обслуживания;

параметры застройки;

доступность остановок массового пассажирского транспорта;

обеспеченность местами парковки автомобилей;

возможность беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на территории общественно-деловых зон.

В пункте 6.4. вышеназванных Нормативов указано, что показатель обеспеченности местами парковки автомобилей и радиусы их доступности следует определять с учетом показателей Раздела 11.9. Нормативов. В границах общественно-деловой зоны показатель радиуса доступности мест парковки автомобилей от объекта обслуживания следует принимать не более чем 150 м.

Расчет стоянок автомобилей при градостроительном проектировании следует выполнять с учетом показателей, приведенных в приложении № 5 и в Разделе 11.9 Нормативов.

В нарушение требований статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили суду какой- либо расчет, подтверждающий нарушение вышеназванных нормативов.

С учетом изложенного, суд приходит  к выводу, что основания оспариваемых решений в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка противоречат требованиям статьям 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела выкопировок из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности  следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6160.

Из представленного ФГБУ «ФКП Росреестра» по запросу суда кадастрового дела вышеназванного земельного участка следует, что распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.03.2010 № 218 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1343 кв.м., занимаемого нежилым зданием (литера А) с прилегающей территорией, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: ул. Стара-Загора, 167 на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.  Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от 20 ноября 2012 года № 63-00-119/12-214877 вышеназванный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно статье 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации  земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

По смыслу положений пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является препятствием для осуществления кадастрового учета.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт пересечения границ  земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715004:6160 с границами испрашиваемого земельного участка, в отношении последнего не может быть проведена процедура выбора с последующем предоставлением его для целей строительства.

Поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю, оспариваемые решения ответчиков, хотя формально и не соответствует требованиям закона, однако, по мнению суда, не может нарушать права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка