АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2013 года Дело N А40-21255/2013

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи: Лаптева В.А. (шифр судьи 32-208)

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению:

ОАО "Дальневосточная транспортная группа"( ОГРН 1032700316516, ИНН 2721104698, дата гос.рег.18.06.2003, 680000, Хабаровский Край, г.Хабаровск, ул.Петра Комарова, д.3, корп.А, кв. 202)

к ответчику ОАО "РЖД"  (ОГРН 1037739877295, ИНН 770853727, дата гос.рег.23.09.2003 г., 107174, г.Москва , ул.Новая Басманная ,д.2)

о взыскании пени в размере 27 022 руб. 21 коп.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Дальневосточная транспортная группа"( ОГРН 1032700316516, ИНН 2721104698, дата гос.рег.18.06.2003, 680000, Хабаровский Край, г.Хабаровск, ул.Петра Комарова,3а,кв. 202)ая площадь, д.4) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД"  (ОГРН 1037739877295 ,ИНН 770853727,дата гос.рег.23.09.2003 г.,107174,г.Москва ,ул.Новая Басманная ,д.2) о взыскании пени в размере 27 022 руб. 21 коп.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, учитывая, что в срок до 04.06.2013 г. сторонами не представлены возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

На основании Распоряжения Председателя 6 судебного состава Арбитражного суда г. Москвы о замене судьи от 04.06.2013 г., руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ и п. 37 Регламента арбитражных судов РФ, произведена замена судьи Куклиной Л.А. на судью Лаптева В.А.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по доставке груза, в связи с чем, просит взыскать с него образовавшуюся сумму пени.

Ответчик против исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просит применить ст. 333 ГК РФ и уменьшить сумму пени.

Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования в просительной части  подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в феврале - марте 2012 г. Северо-Кавказская железная дорога допустила просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, отправленных грузоотправителем ОАО «ДТГ» со станций Северо-Кавказской железной дороги назначением на станции Северо-Кавказской железной дороги в адрес грузополучателя ОАО «Мостовской дробильно-сортировочный завод», ООО «Нерудстройком», ОАО «Таганрогский металлургический завод»,что подтвержается соответствующими отметками, проставленными железной дорогой в железнодорожных транспортных  наклыдных: №№ЭЖ318494, ЭЖ906476, ЭЗ279949, ЭЗ280018, ЭЗ149241, ЭЗ088991, ЭЗ320704.

При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Провозная плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных оплачена истцом, что подтверждается записями на накладных.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10.01.2003 г., при предъявлении груза для перевозки, грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком квитанция о приёме груза к перевозке подтверждают заключение договора перевозки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки определены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России 18.06.2003 №27.

В соответствии со ст. 33 Устава, дату приёма груза к перевозке и расчётную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приёме груза к перевозке.

Согласно ст. 97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавшего груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.

Согласно ст. 29 Устава, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации.

Перевозчик обязан в таких случаях письменно, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомить грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.

Ответчик в нарушение требований статьи 33 Устава допустил просрочку доставки не принадлежащих ему вагонов, грузоотправителем которых является ОАО «ДТГ», следовавших по договору перевозки с оформлением транспортных железнодорожных накладных, указанных в расчётах пени за просрочку их доставки.

Признак принадлежности вагона указан в перевозочных документах (отметка вагон не принадлежит перевозчику, грузоотправитель - ОАО «Дальневосточная транспортная группа», собственник  - ООО «ЮРГАНЗ» в графе «сведения о грузе»). Нормативный срок доставки, дата прибытия вагона на станцию назначения и дата выдачи оригинала накладной грузополучателю указаны в транспортных железнодорожных накладных.

Транспортные железнодорожные накладные, номера вагонов, расчётный (нормативный срок доставки) и фактический срок доставки, количество дней просрочки и расчёт пени по каждому вагону, доставка которого просрочена, указаны в расчётах пени, прилагаемых к претензиям к перевозчику с требованием об уплате пени, к которым также приложены и транспортные железнодорожные накладные.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ, одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза.

Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза.

Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995г. №153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте» определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.

В соответствии со статьей 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 33 Устава, перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.

Согласно п. 10 «Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 27 порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя».

В соответствии со ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9 % за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.

На основании ст.ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом начислены пени в размере 27 022 руб. 21 коп. за просрочку доставки грузов.

Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Согласно ст. 120 Устава, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.

В соответствии со ст. 123 Устава, претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных статьей 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Истец направил в адрес ответчика претензию № 3-54-12 от 21.03.2013г. ( л.д. 5) с расчетом пени за просрочку доставки груза ( л.д. 6) и приложением копий железнодорожных накладных.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Судом признаются необоснованными доводы ответчика о задержке вагонов в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, а именно в связи с тем, что из-за увеличения грузопотока грузов для строительства объектов олимпийского назначения наблюдался дефицит пропускной способности на основных направлениях Северо-Кавказской ж.д., а также в связи с проведением технических мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры во исполнение государственных программ в преддверии проведения олимпийских игр 2012 г.

Сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях, перечисленных в Правилах исчисления сроков доставки грузов.

В частности, согласно п.6.4. Правил исчисления сроков доставки грузов сроки доставки увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения к дорожной ведомости.

В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы.

Согласно п. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

В силу п. 3 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, а также перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Кроме того, п. 6 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.

Таким образом, задержка груза по причинам, на которые ссылается ответчик, может быть произведена только с соблюдением вышеуказанного порядка, вместе с тем, ответчик не представил доказательств его соблюдения - в накладных отсутствуют необходимые отметки о составлении актов общей формы, а также отсутствует уведомление руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.

Несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств судом не установлена, поскольку в силу п. 42 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», при решении вопроса об уменьшении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.

В соответствии с п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ», доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.

Ответчиком не представлено доказательств того, что размер неустойки  явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по доставке вагонов. Суд не нашел оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Ответчик является коммерческой организацией (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), осуществляет предпринимательскую деятельность, каковой, согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности осуществляют эту деятельность с определенной степенью риска и несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств независимо от наличия в этом их вины (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с принципом состязательности (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку ответчиком допущена просрочка в доставке порожних вагонов, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, требование истца о взыскании неустойки заявлено обоснованно и снижению в порядке ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными исковые требования, заявленные ОАО "Дальневосточная транспортная группа" (ОГРН 1032700316516, ИНН 2721104698, дата гос.рег.18.06.2003, 680000, Хабаровский Край, г.Хабаровск, ул.Петра Комарова,3а,кв. 202)ая площадь, д. 4) к ОАО "РЖД"  (ОГРН 1037739877295 ,ИНН 770853727,дата гос.рег.23.09.2003 г.,107174,г.Москва ,ул.Новая Басманная ,д.2).

В связи с удовлетворением требований расходы по госпошлине относятся на ответчика на основании ст.110 АПК РФ и подлежат взысканию в пользу истца.

На основании  изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310,793 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, ст.ст.48,65,110,167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО "РЖД"  (ОГРН 1037739877295, ИНН 770853727, дата гос.рег.23.09.2003г., 107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, д.2) в пользу ОАО "Дальневосточная транспортная группа" (ОГРН 1032700316516, ИНН 2721104698, дата гос.рег.18.06.2003, 680000, Хабаровский Край, г.Хабаровск, ул.Петра Комарова, 3а, кв. 202)  пени за просрочку доставки грузов в размере 27 022 (двадцать семь тысяч  двадцать два) руб. 21 коп., а также расходы по госпошлине в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья   В.А.Лаптев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка