• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2013 года Дело N А27-6527/2013

Резолютивная часть решения оглашена : 10 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен : 10 июня 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Грицук Татьяны Магарисовны, г. Ленинск-Кузнецкий

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389 в размере равном его рыночной стоимости 927000 руб.

при участии:

лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Грицук Татьяна Магарисовна (ОГРНИП 307421215100026, ИНН 421201424936), г. Ленинск-Кузнецкий обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр-т Ленина, д.45А, в размере равном его рыночной стоимости - 927 000 рублей.

Требования предъявлены к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва.

Надлежаще извещенный о дне, месте и времени рассмотрения спора истец в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении спора в свое отсутствие.

Надлежаще извещенный о дне, месте и времени рассмотрения спора ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание явку представителя не обеспечил, заявил о рассмотрении спора в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствии представителей сторон.

Исковые требования, изложенные в заявлении, обоснованы тем, что поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр-т Ленина, д.45А, принадлежащего Грицук Татьяне Манарисовне на праве собственности, определена рыночная стоимость в размере 927 000 руб., то, в соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость должная быть установлена в размере равном его рыночной стоимости.

При этом указано, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная в порядке, предусмотренном законодательством о проведении кадастровой оценке земельных участков, значительно превышает рыночную стоимость данного земельного участка.

Мотивировав тем, что, представленный в материалы дела Отчет независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», г. Кемерово № ОН/52-19-03-2013-2.5 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (Земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, д.45А» от 22.03.2013 об установлении рыночной стоимости данного земельного участка, на дату проведения оценки : 20.03.2013 г. в размере 927 000руб., согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» № 159/06-13 от 25.03.2013 г. признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. (в редакции Федерального закона № 383-ФЗ от 03.12.2011), федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и иных стандартов и правил оценочной деятельности, полагал, что истец доказал достоверность и обоснованность рыночной стоимости спорного земельного участка, заявленной в качестве сведений для внесения в кадастровый учет недвижимости.

Сославшись на то, что иного способа внесения указанной рыночной стоимости в кадастр недвижимости в качестве кадастровой не имеется, просил установить кадастровую стоимость в качестве рыночной в судебном порядке.

Ответчик в отзыве возражал против удовлетворения требований.

Указал, что рыночная стоимость в целях определения ее в качестве кадастровой должна быть установлена на дату утверждения кадастровой стоимости спорного земельного участка, то есть, на 01.01.2009 (утвержденной на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» от 27.11.2008 г. № 520).

Изучив материалы и обстоятельства дела, суд исходил из следующего.

В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастре недвижимости» (Закона «О кадастре недвижимости») орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.

Как следует из пункта 11 части 2 статьи 7 Закона «О кадастре недвижимости» в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 определена правовая позиция, согласно которой, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, при необходимости в данных целях предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

В силу статьи 13 Закона об оценочной деятельности в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Поскольку в ходе рассмотрения спора суду надлежит установить обоснованность и достоверность заявленной рыночной стоимости земельного участка, то судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для целей применения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства ( статья 3 Закона).

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

Согласно представленному истцом в материалы дела Отчету независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», г. Кемерово № ОН/52-19-03-2013-2.5 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (Земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, д.45А» от 22.03.2013 рыночная стоимость данного земельного участка на дату проведения оценки : 20.03.2013 определена в размере 927000 руб.

В целях подтверждения достоверности, обоснованности и соответствия представленного отчета, требованиям, предусмотренным статьями 10, 11 Закона об оценочной деятельности, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» № 159/06-13 от 25.03.2013.

В соответствии со статьей 17.1. Закона об оценочной деятельности, для целей данного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;

подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 № 328 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)».

Суд установил, что Саморегулируемой организацией оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков», г. Ростов-на-Дону проведена нормативно-методическая экспертиза Отчета Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», г. Кемерово № ОН/52-19-03-2013-2.5 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (Земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, д.45А» от 22.03.2013, то есть, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков объект экспертизы - Отчет независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», г. Кемерово № ОН/52-19-03-2013-2.5 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (Земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, д.45А» от 22.03.2013 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. (в редакции Федерального закона № 383-ФЗ от 03.12.2011), федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и иных стандартов и правил оценочной деятельности.

Возражений от ответчика в ходе судебного разбирательства на выводы, изложенные в отчете, экспертном заключении, не поступило.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные истцом в материалы дела доказательства, в том числе Отчет независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», г. Кемерово № ОН/52-19-03-2013-2.5 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка (Земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Ленина, д.45А» от 22.03.2013, экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» № 159/06-13 от 25.03.2013, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389, свидетельство о государственной регистрации права серии 42АВ №828268 от 30.10.2008, суд пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства по делу истцом документально подтверждено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр-т Ленина, д.45А составляет 927 000 руб.

При таких обстоятельствах, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Поскольку истец заявил о том, что судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение спора судом оставляет за собой, судом не разрешался вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Грицук Татьяны Магарисовны (ОГРНИП 307421215100026, ИНН 421201424936), г. Ленинск-Кузнецкий удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:26:0301001:389, площадью 2394,28 кв.м., разрешенное использование: под санаторий-профилакторий, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр-т Ленина, д.45А, в размере равном его рыночной стоимости 927 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья С.Е.Петракова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-6527/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 10 июня 2013

Поиск в тексте