АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2013 года Дело N А72-4600/2013

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело по заявлению

Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска

о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2013г. № 73 ПЮ 000658,

заинтересованные лица: УМВД России по г.Ульяновску,

государственный инспектор дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Вишняков А.Е.,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска (далее - заявитель, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2013г. № 73 ПЮ 000658 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц УМВД России по городу Ульяновску, государственного инспектора дорожного надзора  Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Вишнякова Александра Евгеньевича.

Заявитель считает, что постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено необоснованно в связи с недоказанностью события вменяемого правонарушения.

УМВД России по г.Ульяновску не согласилось с требованиями и доводами заявителя по изложенным в отзыве основаниям, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску капитан полиции Р.Р. Сейфин произвел обследование улично-дорожной сети 25.03.2013г. в 11 час. 30 мин. на участке автомобильной дороги от пересечения пр.Гая - ул.Хрустальная до дома 38 по ул.Хрустальная г.Ульяновска, выявив отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 «Зебра» ПДД РФ.

По результатам обследования в присутствии свидетелей Овчинникова Н.А. и Возлепова В.М. 25.03.2013г. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, копия которого 25.03.2013г. в 16 час. 40 мин. вручена сотруднику Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска.

25.03.2013г. государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции А.Е. Вишняковым вынесено определение о возбуждении в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска дела об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ и назначении административного расследования.

Извещением № 1 от 25.03.2013г., полученным сотрудником Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска 25.03.2013г., председателю Комитета предложено явиться для составления протокола об административном правонарушении.

28.03.2013г. государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции А.Е. Вишняковым в отсутствие представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска  был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ серия 73 ПЮ № 000928.

Копия указанного протокола с извещением № 2 от 28.03.2013г. председателю Комитета о необходимости явки руководителя для рассмотрения дела об административном правонарушении вручены работнику Комитета 28.03.2013г.

02.04.2013г. государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции А.Е. Вишняковым в отсутствие представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска  вынесено постановление серия 73 ПЮ № 000658, которым заявитель - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска - привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20.000 рублей по факту нарушения требования ГОСТ Р 52289-2004: юридическое лицо, в ведении которого находятся автомобильные дороги, улицы города Ульяновска, не выполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги в соответствии с п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 по нанесению дорожной горизонтальной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 «Зебра» ПДД РФ на участке автомобильной дороги от пересечения пр.Гая - ул.Хрустальная до дома 38 по ул.Хрустальная г.Ульяновска, тем самым создавая угрозу безопасности дорожного движения.

В силу п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п. 2.6 «Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 03.01.2002 № ИС-5-р, содержанием автодороги является выполнение в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекса работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности автодороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года. Зимнее содержание - составляют работы и мероприятия по защите дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости.

В соответствии с требованиями пунктов 6.1.1, 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.

Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004  предусмотрено, что «разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

1) Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:

- на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а);

- на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 м, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом. На дорогах, имеющих две полосы, разметку наносят так, чтобы было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней в соответствии с таблицей 8.

На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение принимают для крайних полос, а средняя полоса в этом случае может использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которого предназначена внешняя полоса;

- перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40) м от края пересекающей проезжей части (рисунок В.7);…

- перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками - на расстоянии 20 (40) м;…

2) Для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении:

- перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами - не менее чем за 20 (40) м от разметки 1.12 или 1.13 (рисунки В.9, В.10);…

3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

4) Для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или на околотротуарных стоянках (рисунок В.13)…»

Разметку 1.5 в соответствии с пунктом 6.2.7 ГОСТ Р 52289-2004  «применяют для:

- разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях (рисунки В.13, В.14), на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) не перекрывают друг друга (рисунок В.6б), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13;

- обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления (рисунки В.10, В.11), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.

Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы пересекающей проезжей части».

В соответствии с требованиями пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ Р 51256 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами;  дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии); дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами; светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать следующим требованиям:  коэффициент яркости должен быть не менее значений, приведенных в таблице 8; коэффициент силы света  разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть не менее: 80 - для белого цвета, 48 - желтого; восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией; коэффициент сцепления разметки должен быть не менее 0,75 значений коэффициента сцепления покрытия.

Как следует из материалов дела, заявителю вменяется  нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004, а именно,  отсутствие  дорожной горизонтальной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 «Зебра» ПДД РФ на участке автомобильной дороги от пересечения пр.Гая - ул.Хрустальная до дома 38 по ул.Хрустальная г.Ульяновска, что, по мнению административного органа, является сопутствующей причиной дорожно-транспортных происшествий.

Из акта от 25.03.2013г., составленного с участием свидетелей, видно, что Комитетом допущено отсутствие  дорожной горизонтальной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 «зебра» ПДД РФ на участке автомобильной дороги от пересечения пр.Гая - ул.Хрустальная до дома 38 по ул.Хрустальная г.Ульяновска.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу об административном правонарушении на основании ст. 26.1 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

Ст. 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 3 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (Приложение N 16 к решению Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. N 90) «Основными задачами Комитета являются: разработка и реализация основных направлений политики в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования "город Ульяновск", за исключением придомовых территорий и внутриквартальных проездов, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск"; содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования "город Ульяновск", за исключением придомовых территорий и внутриквартальных проездов, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; организация взаимодействия и координации деятельности дорожных, транспортных организаций и организаций, занимающихся благоустройством, на территории муниципального образования "город Ульяновск"».

В соответствии с пунктами 4.2.2 и 4.2.3 заявитель обеспечивает разработку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и сметной документации на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", а также заключает в установленном законодательством порядке договоры на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, ливневой канализации, за исключением ливневой канализации на придомовых территориях и внутриквартальных проездах. Проверяет ход и качество указанных работ.

Пунктом 4.2.13 на Комитет возложено обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования "город Ульяновск" при осуществлении дорожной деятельности.

Заявитель не представил доказательств принятия им мер, направленных на реализацию вышеперечисленных полномочий заявителя, или иных доказательств, опровергающих изложенные в акте проверки от 25.03.2013г. сведения об отсутствии дорожной горизонтальной разметки 1.1, 1.5, 1.14.1 «зебра» ПДД РФ на участке автомобильной дороги от пересечения пр.Гая - ул.Хрустальная до дома 38 по ул.Хрустальная г.Ульяновска.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждено совершение заявителем правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, вина заявителя усматривается в ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на заявителя, санкция наложена ответчиком в пределах, установленных законодательством.

Оспариваемое постановление составлено в отсутствие руководителя заявителя, который был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

С учетом степени потенциальной опасности совершенного правонарушения охраняемым общественным интересам суд не находит оснований считать данное нарушение, малозначительным с применением положением ст.2.9 КоАП РФ.

Исходя из изложенного требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску от 02.04.2013г. № 73 ПЮ 000658 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя. С учетом положений ч. 4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому расходы по государственной пошлине в деле отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 207, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение десяти дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья   Ю.А. Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка