АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2013 года Дело N А40-56837/2013

Арбитражный суд г. Москвы в составе: Судьи И.О. Петрова

(90-193)

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело

по иску ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской обл. (ОГРН 1027718019306, ИНН 7718230613, дата регистрации 23.12.2002 г., 105203, г. Москва, ул. 12-я Парковая, дом 6, стр. 1)

к ООО "Бератор" (ОГРН 1027739172438, ИНН 7702309434, дата регистрации 10.09.2002 г., 105023, Москва г, Электрозаводская ул, 14, 1)

о взыскании штрафа в размере 241 037 руб.

У С Т А Н О В И Л:

ГУ-ГУ ПФР №  7 по г. Москве и Московской обл. обратилось в суд с иском о взыскании с ООО "Бератор" штрафа в размере 241 037 руб.

Определением суда от 16.05.2013 г. заявление ГУ-ГУ ПФР №  7 по г. Москве и Московской обл. принято в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В суд, 01.04.2013 г. в материалы дела от истца поступил реестр учета платежей страхователей подтверждающий, что ответчиком финансовая санкция в добровольном порядке не уплачена. 31.05.2013 г. в материалы дела от ответчика поступил письменный отзыв на иск.

Реестр учета платежей страхователей  и письменный отзыв размещены в интернете в режиме ограниченного доступа.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по правилам ст. ст. 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исследовав материалы дела и учитывая мнение всех лиц, участвующих в деле, представивших в письменном виде свою позицию относительно обстоятельств рассмотрения настоящего спора суд приходит к выводу, что исковое заявлении не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что в  ГУ-ГУ ПФР  № 7 по г. Москве и Московской обл. в качестве страхователя зарегистрировано ООО "Бератор", которое в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. (с изменениями и дополнениями от 25.10.2001 г., 31.12.2002 г., 09.05.2005 г., 19.07.2007 г., 30.04.2008 г., 23.07.2008 г., 24.07.2009 г., 25.12.2009 г., 27.12.2009 г., 27.07.2010 г., 29.11.2010 г., 08.12.2010 г.) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» должно ежегодно, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного Фонда по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями от 25.10.2001 г., 31.12.2002 г., 09.05.2005 г., 19.07.2007 г., 30.04.2008 г., 23.07.2008 г., 24.07.2009 г., 25.12.2009 г., 27.12.2009 г., 27.07.2010 г., 29.11.2010 г., 08.12.2010 г.) за непредставление в установленные сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к работодателям и гражданам, самостоятельно уплачивающим взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Взыскание данной суммы производится органами Пенсионного Фонда в судебном порядке.

По мнению заявителя, ответчик сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г. представил с нарушением срока, что нарушило право на обязательное пенсионное страхование, назначение и перерасчет трудовой пенсии в полном объеме, гарантированной гражданам ст. 39 Конституции РФ и Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. и № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.

По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования был составлен Акт № 694 от 04.10.2012 г. о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и на основании которого вынесено Решение № 694 от 02.11.2012 г. о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 241 037 руб. В адрес ответчика было направлено Требование № 694 от 26.11.2012 г. с предложением уплатить штраф в срок до 06.12.2012 г. Акт, Решение и требование ответчику направлялось почтой.

От заявителя 31.05.2013 г. поступил письменный отзыв на заявление ГУ-ГУ ПФР №  7 по г. Москве и Московской обл. с прилагаемыми документами.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование ГУ-ГУ ПФР №  7 по г. Москве и Московской обл. о взыскании с ООО "Бератор" штрафа в размере 241 037 руб. за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не подлежит удовлетворению в виду следующего.

Заявитель своевременно представил сведения для персонифицированного учета за первый квартал 2011 года.

Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения персонифицированного учета (п. 2 ст. 11 Закона об учете в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. № 339-ФЗ.).

Поскольку обязанность по представлению сведений возникла у страхователя в 2011 году, срок представления сведений должен быть определен в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об учете.

Следовательно, сведения за первый квартал 2011 года должны быть представлены не позднее 15.05.2011 г. При этом, поскольку дата 15.05.2011 г. приходилась на выходной день (воскресенье), то надлежащим сроком представления сведений за первый квартал 2011 г. явилось 16.05.2011 г.

Общество представило сведения за первый квартал 2011 г. 16.05.2011 г. через электронную систему «КОНТУР ЭКСТЕРН», что подтверждается скриншотом, отображающим дату отправки сведений, письмом ЗАО «ПФ «СКБ Контур» № 14833/МФ от 23.05.2013 г., реестром документов, страхователь: ООО «Бератор» № 087-407034380, представленным заявителем.

Согласно скриншоту расчет и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц за 1 квартал 2011 г. были отправлены заявителю 16.05.2011 г. в 15:29. Согласно реестру указанные сведения поступили заявителю 16.05.2011 г. в 16:03.

Следовательно, общество представило сведения в законно установленные сроки - не позднее 16.05.2011 г.

Только 21.06.2011 г. общество получило отрицательный протокол обработки сведений, отправленных 16.05.2011 г., основанием чему послужило отсутствие отчетов за 2010 г. Отчетность за текущий период не принимается, если по сведениям ПФР не прошла отчетность за предыдущий период.

Причиной непринятия заявителем сведений за первый квартал 2011 г., направленных обществом в законно установленные сроки, послужило отсутствие по данным заявителя сведений за 2010 г. Однако непринятие сведений за первый квартал 2011 г. заявителем не может служить основанием привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона об учете, поскольку обществом сведения были представлены в установленные законом сроки.

Таким образом, общество своевременно представило сведения как за первое и второе полугодие 2010 г., так и за первый квартал 2011 г.

Следовательно, событие правонарушения согласно ч. 2 ст. 17 Закона об учете отсутствует.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (п. 3 ст. 17 Закона об учете).

Как установлено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.10.2012 г. № 694 правонарушение общества состоит в нарушении сроков представления сведений за период с 01.01.2011 г. по 31.03.2011 г., тогда как общество привлечено к ответственности в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ в размере 241 037 руб. Указанный размер штрафа указан в решении.

Суд полагает, что при наличии оснований для взыскания штрафа размер штрафа должен составлять 10 процентов причитающихся платежей в Пенсионный фонд РФ за первый квартал 2011 года, а не за весь 2011 год.

С 01.01.2010 г. порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ((далее - Закон о страховых взносах).

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 9 ст. 39 Закона о страховых взносах).

В решении № 694 от 02.11.2012 г. не указано существо вмененного в вину общества правонарушения, а именно, какие документы по установленным для индивидуального (персонифицированного) учета формам и в какой срок представлены страхователем.

Из имеющихся в материалах проверки документов не представляется возможным установить, когда именно общество представило заявителю сведения. В акте № 694 от 04.10.2012 г. и решении № 694 от 02.11.2012 г. дата предоставления обществом сведений не указана.

При этом общество представило скриншот от 16.05.2011 г. и письмо ЗАО «ПФ «СКБ Контур» № 14833 от 23.05.2013 г., подтверждающие отправку сведений заявителю 16.05.2011 г.. Данные сведения согласуются с данными заявителя, отраженными с реестре заявителя.

При указанных обстоятельствах наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения, выраженного в несвоевременном представлении сведений о застрахованных у него лицах, ничем не подтверждено. Наличие состава вменяемого обществу правонарушения из принятого решения не усматривается.

Законом о страховых взносах предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.

В соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 38 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее -Закон) в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Как видно из указанных норм обеспечение лицу возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также представлять свои возражения по акту является неотъемлемой частью принадлежащих обществу прав, предусмотренных Законом о страховых взносах.

Акт был направлен обществу по почте 15.10.2012 г. Рассмотрение акта было назначено на 02.11.2012 г.

Между тем, в случае направления акта проверки по почте заказным письмом, датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 4 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Таким образом, датой получения акта обществом является 23.10.2012 г.

Законный срок на подготовку письменных возражений на акт проверки, составляет 15 рабочих дней.

Как уже указывалось, рассмотрение акта было назначено на 02.11.2012 г., в то время как в соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона рассмотрение акта никак не могло быть назначено ранее 14.11.2012 г.

Таким образом, обществу не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить свои возражения по акту, что является самостоятельным основанием для признания решения недействительным.

Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является основанием для признания решения фонда недействительным.

Заявителем был нарушен порядок рассмотрения акта и принятия решения, поскольку 15-дневный срок для представления возражений исчисляется не с даты отправки акта, а с даты его получения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ГУ-ГУ ПФР №  7 по г. Москве и Московской обл. о взыскании с ООО "Бератор" штрафа в размере 241 037 руб. за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья    И.О. Петров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка