АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2013 года Дело N А53-25398/2012

Резолютивная часть решения объявлена  «01» июля 2013 г.

Полный текст решения изготовлен  «05» июля 2013 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Маштаковой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапицкой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к закрытому акционерному обществу «Репнянское КУ» (ИНН 6168047585, ОГРН 1026101086252)

о взыскании штрафа в размере 179910 руб.,

при участии:

от истца - представитель Байков С.Е. по доверенности от 14.06.2013 г.,

от ответчика - представитель Махмудов И.Ю. по доверенности от 01.08.2012 г.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Репнянское КУ» (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 179 910,00 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям иска, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в представленном отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор № 97/9, от 27.01.2012, в соответствии с которым локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки, уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта, примыкающего к четной горловине станции «Репная» централизованным стрелочным переводом № 6. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.

На основании согласованной сторонами заявки № 0020905455 на перевозку груза «щебень, не поименованный в алфавите» в период с 01.05.2012 года по 31.05.2012 года ОАО «Российские железные дороги» обязалось подать ЗАО «Репнянское КУ» 352 вагона тоннажем 23 936 тонн для отправки на станцию Веселое СКжд в адрес ООО «Торгово-Транспортная компания Сочи».

В соответствии с учетной карточкой, составленной за период с 01.05.2012 года по 31.05.2012, и подписанной ЗАО «Репнянское КУ» с разногласиями, всего в заявленный период перевозчиком было подано 88 вагона (10.05.2012 г. и 22.05.2012 г.), При этом поданные вагоны не были загружены в полном объеме. От вагонов, заявленных к подаче на 18.05.2012 г., 20.05.2012 г., 24.05.2012 г., 26.05.2012 г., 28.05.2012 г., 30.05.2012 г., ЗАО «Репнянское КУ» отказалось, что подтверждается отказами, подписанными генеральным директором общества (л.д. 48-50). Общий недогруз составил 264 вагона.

В связи с невыполнением обществом заявки железная дорога начислила штраф в размере 179 910 рублей на основании статьи 94 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта) и направила уведомление с требованием об его уплате.

Поскольку данное уведомление осталось без ответа и финансового удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Судом установлено, что между сторонами имеются отношения, связанные с перевозками грузов по железнодорожным путям открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В соответствии с действующим законодательством, правоотношения сторон по перевозке грузов регулируются соглашением сторон, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В силу статьи 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозку грузов: для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов, в которой должно быть указано количество вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведения.

Статьей 11 Устава железнодорожного транспорта и пунктами 11, 12 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов, в которой грузоотправитель указывает количество необходимых вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

Согласно статье 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров.

Перевозчик несет ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров была допущена по вине грузоотправителя.

Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа в следующих размерах: в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза; в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, ответчик подал заявку на погрузку вагонов, которые были согласованы с истцом.

В пункте 9 постановления от 06.05.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая согласно пункту 3 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 № 20 (далее - Правила составления учетной карточки), подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает такую карточку с отметкой «с разногласиями». Эти разногласия в случае оспаривания перевозчиком содержащихся в карточке сведений рассматриваются арбитражным судом.

Данные, содержащиеся в учетной карточке, удостоверенные подписями представителей грузоотправителей и перевозчиков, являются основанием для определения ответственности сторон за невыполнение заявки на перевозку грузов.

В случае неподписания грузоотправителем учетной карточки перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45.

В связи с тем, что ответчиком не исполнена обязанность по исполнению согласованных с истцом заявками, истцом грузоотправителю, по правилам статьи 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, начислен штраф за невыполнение вышеуказанных принятых заявок, который был включен в накопительную ведомость (л.д. 12).

Согласно п. 7 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации 18.06.2003 № 20 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 г. № 4761 (далее Правила), количество тонн груза, не погруженного по зависящим от перевозчика причинам, определяется путем умножения количества вагонов, определенного в соответствии с пунктом 6.1 настоящих Правил, на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.

Если полученный результат больше фактического недогруза, то размер штрафа, предусмотренного статьей 94 Устава, начисляется за фактический недогруз.

В пункте 6.1 Правил предусмотрено, что количество вагонов, контейнеров, не погруженных по зависящим от перевозчика причинам, устанавливается в учетной карточке путем вычитания из итогов графы 2 итогов графы 4 с последующим вычитанием из полученной разности неподанных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22 коды 404, 405, 406, 407, 408), и количества вагонов, контейнеров, не поданных вследствие обстоятельств, освобождающих от ответственности (графа 23 коды 301, 302, 303, 304, 304, 307).

В пункте 6.2 Правил предусмотрено, что количество вагонов, не погруженных по зависящим от грузоотправителя причинам, определяется путем вычитания из итогов графы 4 учетной карточки графы 5 учетной карточки и увеличения полученной разности на количество вагонов, не поданных по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22, коды 404, 406, 405, 407, 408).

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела усматривается, что ответчик отказался от предусмотренных заявкой вагонов за 18, 20, 24, 26, 28 и 30 мая 2012 г. Следовательно, общий недогруз составил 264 вагона (6 * 44) или 17 952 тонны.

В силу статьи 94 Устава железнодорожного транспорта отказ грузоотправителя от предусмотренных вагонов заявкой вагонов, контейнеров, также является основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки.

Кроме того, из содержания учетной карточки следует, что вагоны, поданные 10.05.2012 г., были недогружены на 22 тонны, на 22.05.2012 г. - на 17 тонн.

Общая сумма недогруженных тонн составляет 17 991 тонн. Исходя из общего количества недогруженных тонн, истец рассчитал штраф за невыполнение принятой заявки.

Абзацем 17 статьи 94 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что в случае, если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки грузов, размер штрафа снижается на одну треть.

Отказ грузоотправителя (ответчика) от подачи предусмотренных заявкой № 20905455 вагонов был осуществлен за день до дня погрузки, что подтверждается соответствующими штампами ОАО «РЖД» на отказах. Следовательно, основания для снижения штрафа отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что факт невыполнения принятых заявок на перевозку грузов подтвержден заявкой, учетной карточкой, накопительной ведомостью, актом общей формы (л.д. 8, 12, 15, 16). Ответчиком доказательств выполнения принятых заявок на перевозку грузов или доказательств оплаты суммы начисленного штрафа в материалы дела не представлено, в связи с чем, требование о взыскании штрафа за невыполнение заявки в размере 179 910 руб. являются правомерным.

Расчет начисленной суммы штрафа судом проверен и признан верным.

Оценив условия заключенного между сторонами договора, имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает их надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.

Поскольку ответчиком в распоряжение суда не были представлены доказательства, свидетельствующие об оплате штрафа за невыполнение заявки, постольку суд признает требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере 179 910 руб.

При подаче искового заявления истцом платежным поручением № 1621588 от 18.07.2012 г. оплачена государственная пошлина в размере 6 397,30 руб., которая по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с закрытого акционерного общества «Репнянское КУ» (ИНН 6168047585, ОГРН 1026101086252) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) штраф в размере 179910, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6397,30 руб., всего 186307,30 руб.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья  Маштакова Е.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка