АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2013 года Дело N А43-25761/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-702),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ниязовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Правый Берег - Логистика» (ОГРН1085260001991, ИНН5260217741), г.Н.Новгород, о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни по делу об административном нарушении №10408000-472/2012 от 14.09.2012,

при участии представителей:

от заявителя - Даниловой Л.М., доверенность от 18.01.2013;

от заинтересованного лица - Виноградовой Н.Г., доверенность от 27.11.2012, Кузнецова Д.А., доверенность от 15.01.2013,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Правый Берег - Логистика» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни по делу об административном нарушении №10408000-472/2012 от 14.09.2012.

Производство по делу было приостановлено определением от 03.12.2012 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делам №А43-21352/2012, №А43-25763/2012.

По ходатайству заинтересованного лица определением от 28.05.2013 производство по делу было возобновлено.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, указал, что допущенное нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и может быть расценено как малозначительное.

Административный орган в письменном отзыве на заявление и в дополнении к отзыву отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и доводы участников процесса, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления административного органа ввиду следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, 28.10.2009 компания «Декенинк Н.В. и ООО «Правый берег - Логистика» (Оптовый покупатель) заключили договор оптовой продажи №2009-001, по которому компания предоставляет Оптовому покупателю право продавать нижеследующие изделия: оконно-дверные фасонные профили ПВХ, профили из железа и стали, профили из алюминия, подоконники, комплектующие (фурнитура, уплотнения, крепежные изделия, клей, скотч и пр.).

11.03.2012 декларантом ООО «Правый Берег - Логистика» таможенному органу - Кстовскому таможенному посту Нижегородской таможни была представлена к таможенному декларированию таможенная декларация в режиме выпус для внутреннего потребления в отношении товаров трех наименований: профиль из ПВХ, панельный профиль, клей «DECO-COLL» - следующих из Бельгии в рамках исполнения вышеуказанного контракта в адрес ООО «Правый берег - Логистика» по инвойсу от 07.03.2012 №300020, книжке МДП №ХН69121293, спецификации №25 от 01.09.2012. Декларация на товары была принята таможенным органом и зарегистрирована под №10408020/110312/0000871.

В графе 31 указанной декларации был заявлен товар - клей «DECO-COLL» (состав - циклогексанон, тетрагидрофуран, смолы пвх, пигменты, стабилизаторы), используется пр изготовлении оконных и дверных блоков, в тюбиках по 150 г, кол-во 651 шт., с кодом ТН ВЭД ТС 3506100000.

Лицензия Минпромторга России на ввоз вышеуказанного товара, содержащего в своем составе тетрагидрофуран для постановки на контроль в Нижегородскую таможню не представлялась.

Содержание тетрагидрофурана в клее «DECO-COLL», равное 62% подтверждено заключением таможенного эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г.Н.Новгород от 11.05.2012 №956-2012.

По требованию Нижегородской таможни от 04.07.2012 о предоставлении информации о наличии лицензии Минпромторга на декларируемый товар, Общество письмом от 05.07.2012 сообщило, что такая лицензия отсутствует.

Тетрагидрофуран в концентрации 45% и более (а также смеси, содержащие данное вещество в указанной концентрации) поименован в разделе 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территории. таможенного союза допускается на основании лицензии» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.20098 №19, Решением Комиссии таможенного союза №132 от 27.11.2009.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке ввоза, вывоза и транзита психотропных веществ и их прекурсоров к разделу 2.12 Единого перечня ввоз и (или) вывоз юридическими лицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий. Согласно пункту 7 статьи 3 Соглашения от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19, заявитель (участник внешнеторговой деятельности) до таможенного декларирования товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Согласно полученному ответу оперативно-розыскного департамента ФСКН России от 22.05.2012 №11/3/3/1733 на запрос Нижегородской таможни (исх. №01-07-18/798 от 03.05.2012) тетрагидрофуран в концентрации 45% и более включен в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681. а также в раздел 2.12 Единого перечня. Согласно пункту 4 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеэкономической деятельности с государствами, не являющимися участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 №181, для осуществления ввоза наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Единый перечень, юридическим лицом должна быть получена лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Для получения разовой лицензии на ввоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень наркотических средств и Единый перечень юридическим лицом должно быть получено, в том числе, разрешение ФСКН России на право ввоза наркотических веществ, психотропных веществ и прекурсоров (пункт 5 Положения). Таким образом, при ввозе на территорию РФ клея «DECO-COLL» необходимо получение разрешения для последующего оформления разовой лицензии.

Ответом Управления Министерства промышленности и торговли РФ по Волго-Вятскому району от 04.06.2012 №129/01-25 подтверждена необходимость получения лицензии Минпромторга России на ввоз клея «DECO-COLL», содержащего 62% тетрагидрофурана.

Таким образом, Нижегородская таможня пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 1 статьи 152, пунктов 1, 2 статьи 176, подпунктов 8, 10, 11 пункта 2 статьи 181, пункта 1 статьи 183, статей 188, 205, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункта 7 статьи 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, пункта 3 Положения о порядке ввоза, вывоза и транзита психотропных веществ и их прекурсоров к разделу 2.12 Единого перечня; пунктов 4, 5 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеэкономической деятельности с государствами, не являющимися участникам таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Определением от 05.07.2012 старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля было возбуждено дело об административном правонарушении №10408000-472/2012 в отношении ООО «Правый Берег - Логистика» и назначено проведение административного расследования.

По факту выявленных нарушений должностным лицом таможенного органа в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 03.08.2012 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 10408000-472/2012. Данный протокол составлен без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, заранее извещенного о времени и месте составления протокола телеграммой № 1310066 от 31.07.2012, полученной секретарем Махоновой 31.07.2012 в 16 час. 40 мин., что подтверждается уведомлением-отчетом телеграфной службы от 31.07.2012 о вручении адресату поданной телеграммы.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя начальника Нижегородской таможни по правоохранительной деятельности 14.09.2012 вынес постановление по делу об административном правонарушении № 10408000-472/2012 о привлечении ООО «Правый Берег - Логистика» к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела определением от 20.08.2012.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 16.3 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 179 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 181 Кодекса при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В силу части 1 статьи 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля (пункт 8 статьи 4 Кодекса).

В свою очередь, меры нетарифного регулирования - это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 17 статьи 4 Кодекса).

Аналогичное определение нетарифного регулирования содержится в пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные ограничения устанавливаются только для защиты государственной экономики и не регулируют перемещение тех товаров, которые могут нанести вред жизни или здоровью граждан, обороне и безопасности государства.

В пункте 1 статьи 32 Федерального закона N 164-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры в частности необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998, стороной которой является и Россия как правопреемник СССР, наркотические средства и психотропные вещества представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества, создают угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государств. В силу чего стороны считают, что необходимы меры контроля за некоторыми веществами, в том числе прекурсорами, химическими веществами и растворителями, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, в соответствии с международным законодательством ввоз прекурсоров подпадает под действие статьи 32 Федерального закона N 164-ФЗ.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (действующим на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) установлено, что Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 01.01.2010 обязаны применять к торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень товаров) в соответствии с Положениями о применении ограничений. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти государств - участников таможенного союза с 01.01.2010 обязаны осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" и Положениями о применении ограничений и обеспечить в срок не позднее 01.07.2010 оформление лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров.

Положение к разделу 2.12 Единого перечня "О порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по Таможенной территории ТС" (далее - Положение) указывает, что в случае, если в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом по согласованию с другими органами исполнительной власти государства - члена Таможенного союза, то заявитель в дополнение к документам, определенным пунктом 3 статьи 3 Соглашения, представляет в уполномоченный орган документы органов исполнительной власти, подтверждающие возможность ввоза и (или) вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В силу пункта 3 Положения ввоз и (или) вывоз юридическими лицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий.

Согласно пункту 7 статьи 3 Соглашения Правительств - государств членов ЕврАзЭс от 09.06.2009 заявитель (участник внешнеторговой деятельности) до таможенного декларирования товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Как предусмотрено в пункте 1 статьи 3 Соглашения Правительств - государств членов ЕврАзЭс от 09.06.2009, уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон выдаются разовые, генеральные, исключительные лицензии. Выдача уполномоченным органом генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1567-р "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами" уполномоченным органом на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов является Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Приказом Минпромторга России от 30.12.2009 N 1212 "О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров" определены полномочия Министерства и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров.

Согласно письму оперативно-розыскного департамента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 18.05.2012 N 2/6/7491 тетрагидрофуран в концентрации 45% и более включен в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681, а также в раздел 2.12 Единого перечня.

Необходимость получения лицензии на ввоз данного товара подтверждена также ответом Управления Минпромторга Российской Федерации от 04.06.2012 N 129/01-25.

Факт ввоза Обществом на таможенную территорию Российской Федерации товара, содержащего в своем составе наркотическое вещество, при отсутствии соответствующей лицензии, что свидетельствует о невыполнении возложенной на него законодательством Российской Федерации обязанности, установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.

Несоблюдение Обществом при таможенном оформлении товара установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.