• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
 

РЕШЕНИЕ

от 01 июля 2013 года Дело N А33-4076/2013

Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2013.

В полном объеме решение изготовлено 01.07.2013.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щёлоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю (ИНН 2464070001, ОГРН 1042442640008, дата регистрации 26.12.2004, г. Красноярск)

к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 25» (ИНН 2464036385, ОГРН 1022402301459, дата регистрации 19.11.2002, г. Красноярск)

о взыскании задолженности по налогам в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Гребенюк О.Б., по доверенности от 20.11.2012,

от ответчика - директора Скоробогатовой В.А., в соответствии с выпиской из приказа от 09.11.1993 №110 (до перерыва), Елизарьевой Л.С., по доверенности от 11.06.2013 №32,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.О. Дурмановой,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №25» о взыскании задолженности по налогам в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.05.2013 возбуждено производство по делу.

В ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю за муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 25» числится задолженность по единому социальному налогу в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб.

Наличие задолженности явилось основанием для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика требований об уплате налогов, пени и штрафа: № 27497 от 12.08.2008 (срок исполнения до 02.09.2008); № 14491 от 06.08.2009 (срок исполнения до 27.08.2009); № 28860 от 17.11.2009 (срок исполнения до 07.12.2009); № 5899 от 12.04.2010 (срок исполнения до 30.04.2010); № 8500 от 24.05.2010 (срок исполнения до 11.06.2010); № 6798 от 25.03.2009 (срок исполнения до 15.04.2009); № 9324 от 28.08.2009 (срок исполнения до 19.05.2009); № 300 от 27.02.2010 (срок исполнения до 19.03.2010); № 6482 от 11.08.2010 (срок исполнения до 30.08.2010); № 9861 от 09.11.2010 (срок исполнения до 26.11.2010); № 898 от 11.03.2011 (срок исполнения до 31.03.2011); № 6834 от 08.06.2011 (срок исполнения до 29.06.2011); № 12907 от 08.07.2011(срок исполнения до 28.07.2011); № 19093 от 19.09.2011 (срок исполнения до 07.10.2011); № 23109 от 19.10.2011 (срок исполнения до 09.11.2010); № 26387 от 24.11.2011 (срок исполнения до 14.12.2011); № 29533 от 19.12.2011 (срок исполнения до 16.01.2012); № 122 от 25.01.2012 (срок исполнения до 14.02.2012); № 3268 от 28.02.2012 (срок исполнения до 20.03.2012); № 6066 от 20.03.2012 (срок исполнения до 09.04.2012); № 8555 от 25.04.2012 (срок исполнения до 17.05.2012); № 11467 от 21.05.2012 (срок исполнения до 08.06.2012); № 14440 от 09.06.2012 (срок исполнения до 02.07.2012); № 60597 от 18.07.2012 (срок исполнения до 07.08.2012); № 63459 от 14.08.2012 (срок исполнения до 03.09.2012); № 65149 от 17.10.2012 (срок исполнения до 07.11.2012); № 106081 от 11.12.2012 (срок исполнения до 29.12.2012); № 157 от 12.02.2013 (срок исполнения до 04.03.2013); № 9183 от 05.09.2003 (срок исполнения до 15.09.2003); № 225950 от 21.12.2006 (срок исполнения до 11.01.2007); № 10304 от 19.08.2008 (срок исполнения до 09.09.2008); № 596 от 26.01.2009 (срок исполнения до 16.02.2009); № 5511 от 13.05.2009 (срок исполнения до 03.06.2009); № 301 от 27.02.2010 (срок исполнения до 19.03.2010); № 3523 от 12.05.2010 (срок исполнения до 31.05.2010); № 6483 от 11.08.2010 (срок исполнения до 30.08.2010); № 9862 от 09.11.2010 (срок исполнения до 26.11.2010); № 899 от 11.03.2011 (срок исполнения до 31.03.2011); № 6835 от 08.06.2011 (срок исполнения до 29.06.2011); № 12908 от 08.07.2011 (срок исполнения до 28.07.2011); № 16422 от 23.08.2011 (срок исполнения до 12.09.2011); № 19094 от 19.09.2011 (срок исполнения до 07.10.2011); № 23110 от 19.10.2011 (срок исполнения до 09.11.2011); № 26388 от 24.11.2011 (срок исполнения до 14.12.2011); № 29534 от 19.12.2011 (срок исполнения до 16.01.2012); требование об уплате налога № 123 от 25.01.2012 (срок исполнения до 14.02.2012); требование об уплате налога № 3269 от 28.02.2012 (срок исполнения до 20.03.2012); № 6067 от 20.03.2012 (срок исполнения до 09.04.2012); № 8556 от 25.04.2012 (срок исполнения до 17.05.2012); № 11468 от 09.06.2012 (срок исполнения до 02.07.2012); № 14441 от 09.06.2012 (срок исполнения до 02.07.2012); № 60598 от 18.07.2012 (срок исполнения до 07.08.2012); № 63460 от 14.08.2012 (срок исполнения до 03.09.2012); № 65150 от 17.10.2012 (срок исполнения до 07.11.2012); № 106082 от 11.12.2012 (срок исполнения до 29.12.2012); № 158 от 12.02.2013 (срок исполнения до 04.03.2013); № 901 от 11.03.2011 (срок исполнения до 31.03.2011); № 10305 от 19.08.2008 (срок исполнения до 09.09.2009); № 597 от 26.01.2009 (срок исполнения до 16.02.2009); № 3524 от 12.05.2010 (срок исполнения до 31.05.2010); № 6484 от 11.08.2010 (срок исполнения до 30.08.2010); № 9863 от 09.11.2010 (срок исполнения до 26.11.2010); № 900 от 11.03.2011 (срок исполнения до 31.03.2011); № 6836 от 08.6.2011 (срок исполнения до 29.06.2011); № 12909 от 08.07.2011 (срок исполнения до 28.07.2011); № 16423 от 23.08.2011 (срок исполнения до 12.09.2011); № 19095 от 19.09.2011 (срок исполнения до 07.10.2011); № 23111 от 19.10.2011 (срок исполнения до 09.11.2011); № 26389 от 24.11.2011 (срок исполнения до 4.12.2011); № 29535 от 19.12.2011 (срок исполнения до 16.01.2012); № 124 от 25..01.2012(срок исполнения до 14.02.2012); № 3270 от 28.02.2012 (срок исполнения до 20.03.2012); № 6068 от 20.03.2012 (срок исполнения до 09.04.2012); № 8557 от 25.04.2012 (срок исполнения до 17.05.2012); № 11469 от 21.05.2012 (срок исполнения до 08.06.2012); № 60599 от 18.07.2012 (срок исполнения до 07.08.2012); № 65151 от 14.08.2012 (срок исполнения до 03.09.2012); № 106083 от 11.12.2012 (срок исполнения до 29.12.2012); № 159 от 12.02.2013 (срок исполнения до 04.03.2013).

Требования ответчиком в установленные сроки не исполнены, задолженность в бюджет не уплачена.

Неисполнение ответчиком обязанности по уплате задолженности явилось основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю с настоящим заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В силу положений пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Сторонами подписано соглашение о признании сторонами обстоятельств по делу, в котором признан факт наличия у ответчика задолженности по налогам в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб. по состоянию на 31.01.2013. Из расшифровки сумм налога следует, что задолженность образовалась по следующим видам налога и периодам:

Наименование налога

Налог

Период возникновения задолженности:

Единый социальный налог,

зачисляемый в федеральный бюджет

243406,25 руб.

17.03.2003-15.01.2010

Единый социальный налог, зачисляемый в

Фонд социального

страхования Российской Федерации

20198,97 руб.

25.06.2003-15.01.2010

Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд медицинского

страхования

2 084,16 руб.

15.04.2009-15.01.2010

Итого сумма задолженности по налогам составляет 265 689,38 руб.

Из расшифровки сумм пени следует, что задолженность образовалась по следующим видам налога и периодам:

Наименование налога

Пени

Период

начисления пени

на задолженность:

Единый социальный налог,

зачисляемый в федеральный бюджет

208272,06 руб.

01.07.2005-31.01.2013

Единый социальный налог,

зачисляемый в

Фонд социального

страхования Российской Федерации

17948,51 руб.

01.05.2003 - 01.01.2013

Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд медицинского страхования

2809,94 руб.

01.07.2005-31.01.2013

Единый социальный налог,

зачисляемый в

территориальный фонд медицинского

страхования

7453,95 руб.

01.07.2007-30.11.2012

Итого сумма задолженности по пени составляет 236 484, 46 руб.

Таким образом, наличие у налогоплательщика недоимки по единому социальному налогу в сумме 265 689,38 руб., пени в сумме 236484,46 руб. и период её образования установлены и не требуют дальнейшего доказывания.

Проверив соблюдение срока обращения в суд с требованием о взыскании задолженности, суд пришёл к выводу о пропуске инспекцией сроков для её взыскания в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46, 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47, 48 настоящего Кодекса.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из анализа статьи 75 Кодекса, следует, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Учитывая производный от налога характер пени, при отсутствии у инспекции права на взыскание просроченных сумм недоимки, применение такого способа исполнения обязанности по ее уплате как пени, нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать в отрыве от главного. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 03.06.2008 № 1868/08, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Действующее до 01 января 2007 года налоговое законодательство не предусматривало судебный порядок взыскания недоимок по налоговым платежам с организаций, имеющим открытый лицевой счет. Данное положение вступило в силу лишь с 01.01.2007 (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ).

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 №175-ФЗ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 №197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Из системного толкования указанных норм следует, что в отсутствие прямого регулирования правоотношений по взысканию задолженности по налоговым платежам с бюджетных счетов получателей бюджетных средств подлежал применению судебный порядок взыскания сумм задолженностей по налогам, сборам и пеням.

С 01.01.2007 в статью 45 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в пункте 2 закреплено, что взыскание налога, сборов, пеней, штрафов с организаций, которыми открыты лицевые счета, производится в судебном порядке.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Таким образом, предельный срок взыскания с бюджетного учреждения неуплаченных сумм недоимки, пени и штрафа, включает в себя: срок уплаты налога или дата вынесения решения по налоговой проверке + 3 месяца или 10 дней на направление требования соответственно + строк на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени, штрафа) на обращение инспекции в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Из представленных в материалы дела требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, выставленных ответчику для добровольной уплаты недоимки и пени, следует, что сроки их исполнения установлены с сентября 2003 года по март 2013 года включительно. Выставление в 2013 году требований на сумму пени, начисленную на недоимку 2003-2010 годов, не изменяет порядка исчисления совокупного срока на ее взыскание.

С учетом приведенного правового регулирования, совокупный срок на взыскание недоимки по единому социальному налогу в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб., (в том числе: недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 243406,25 руб. + пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 208272,06 руб., недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 20198,97 руб. + пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 17948,51 руб., недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 2 084,16 руб. + пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 2809,94 руб., пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования в сумме 7453,95 руб.) на дату обращения инспекции с настоящим заявлением в суд (18.03.2013) истёк, право на её взыскание налоговым органом утрачено.

Суд отклоняет заявленное налоговым органом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке, в связи с непредставлением инспекцией доказательств уважительности причин пропуска срока.

При данных обстоятельствах, налоговый орган утратил право на обращение в суд с требованием о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 25 недоимки по единому социальному налогу в сумме 265 689,38 руб. и пени в сумме 236484,46 руб., что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю (ИНН 2464070001, ОГРН 1042442640008, дата регистрации 26.12.2004, г. Красноярск) отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Щёлокова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-4076/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 01 июля 2013

Поиск в тексте